Знакомые слова

Рубрика • Аз веди •

(Продолжение публикации. Начало в № 148-149)

2. Приветствия и прошения

В суете обыденности мы редко задумываемся над смыслом слов, которые часто произносим. Расставаясь с кем-либо, в спешке роняем: «Ну, прощайте!» – не сознавая, что фактически-то просим простить за обиды, причиненные вольно или невольно. Обронили слово, побежали дальше по своим делам – а надо бы остановиться, удостовериться, что тебя простили. Ведь «не знаем часа своего», и, прощаясь на час, следует прощаться на всю жизнь – чтобы всегда быть чистыми душою друг перед другом. И в православной традиции было принято: при расставании несуетно, чинно поклониться в ноги со словами «Простите меня, грешного (-ую)». На это отвечали: «Бог простит, прости и ты меня…»

Из этого примера видно, что расставаниям и встречам всегда сопутствуют просьбы, прошения о чем-нибудь, и пожелания. С ними связаны и другие благочестивые обычаи. Например, приношение даров (подарки), лобзания, поклоны, рукопожатия…

Словесные пожелания просьбы и напутствия. В русском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «мир этому дому». Правило это опирается на евангельские слова (примеры из Евангелия проведены ниже). Чаще всего при встрече дают пожелания здоровья. Часто говорят: «Бог в помощь (по коми: «Ен отсог» или «Ен могысь»). Пожелания стали у нас формальностью, застывшим этикетом. Но пожелания могут быть самые разные и звучать различно, лишь бы в них была любовь к своему ближнему. В качестве приветствий во все времена звучали и благовествования. Один из подвижников, например, говорил всем: «Радуйтеся!» Преп. Серафим Саровский не только в светлую Пасхальную седмицу, но и в течение всего года возглашал при встрече: «Христос воскресе!»

При прощании обычно напутствуют: «Ангела Хранителя тебе в дорогу», «Иди с Богом», «Храни тебя Бог»… В ответ обычно просят молиться «на дорогу». Все это должно произноситься несуетно, с полным сознанием христианского смысла обряда прощания. В противном случае слова обернутся во осуждение, по Божией заповеди: «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно».

Если впереди долгое расставание или опасное путешествие, то перед прощанием уместно сообща помолиться, попросить благословения «на дорогу» у священника, а также у отца с матерью.

Рукопожатия. Является ли христианским обычай здороваться за руку? Прямых указаний на это нет. Можно, конечно, сослаться на апостола Павла, который Послание к Колоссянам завершает: «Приветствие моею рукою, Павловою» (4, 18). Но это можно понимать и как удостоверение, что послание написано им самим, а не писарем под диктовку. Да и «приветствия рукой» – это не обязательно было рукопожатие.

В то время гражданам Рима (а Павел был не только подданным империи, но и полноправным римским гражданином) вменялось приветствовать друг друга вскинутой вверх, выше своей головы, рукой. Что означало: «Рим превыше всего». Интересно, что обычай этот у христиан не прижился, хотя Римская империя просуществовала с тех пор еще почти тысячу лет. Недолго он существовал и в наш век, когда нацисты пытались его возродить (так называемое фашистское приветствие). Как видно, приживалось только то, что соответствует глубинному смыслу и духу христианства.

Известен еще один римский обычай – «локтепожатие». Воины приветствовали друг друга сцеплением рук «в замок», тем самым удостоверяя единство силы. Такое рукопожатие также не прижилось у христиан. Трудно сказать точно, откуда появилось пожатие ладоней, но оно более «теплое» и более символизирует единство в любви, а не в физической силе, чем «локтепожатие». Является ли этот обычай христианским? По всей видимости, да. Ведь распространился он в мире именно от христианских народов.

Можно ли здороваться за руку со священником? Да, если он сам подал руку, но при встрече со священником обычно испрашивают благословения – тогда рукопожатие неуместно.

Можно ли пожимать руки в храме? Обычно в храме знакомые раскланиваются. Бурные приветствия неуместны даже и тогда, когда служба еще не началась или уже закончилась. Прихожанин в храме все время должен быть в молитвенном настроении. Он и входит сюда с молитвой, поклонившись надвратному образу. И выходит тоже с молитвой. В стенах церкви молящийся народ пребывает в высшем, духовном единстве – и надо ли удостоверять это единство рукопожатиями?

Целование. Господь сказал Симону о прощенной им грешнице: «Я пришел в дом твой, и ты… целования мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у меня ноги… А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 44-47). Примеры христианской любви даны нам и в апостольских Деяниях. Ап. Павел прощается с жителями Милита и Ефеса: «… со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех и, падая на выю Павла, целовали его… И провожали его до корабля» (Деян. 20, 36-38). Сам апостол завещал нам: «Приветствуйте друг друга с целованием святым (Рим. 16, 16). Апостол Петр также напоминал в конце своего послания: «Приветствуйте друг друга лобзанием любви» (1 Петр. 5, 14). Это завещание повторяется и в других апостольских посланиях.

По христианскому обычаю принято троекратное целование в щеку. Иногда лобызаются единожды. Главное, чтобы поцелуй действительно был святым, искренним, а не «иудиным поцелуем». Также принято ликоваться – трижды соприкасаться щеками, попеременно правой и левой. Священники могут ликоваться с мирянами – в христианской любви нет «субординации».

Апостолы Пётр и Павел

Поклоны. О поклонении Христу упоминается много раз в Евангелии (Мф. 8, 2; 9, 18; 15, 25; 18, 26: 20, 20). По заповеди христианской любви и люди стали кланяться друг другу. Есть земные поклоны (становятся на колени и касаются лбом земли), поясные (касаются земли рукой), а также полупоклоны (просто чуть склоняются к земле). Обычно приветствуют друг друга поясными и полупоклонами. Земные совершаются довольно редко, например, когда просят прощения в страшном прегрешении у обиженного или «на миру», у всех людей.

Поклоны были и у язычников, но те кланялись идолам или земным властителям, которых также идолизировали. Никому из них не приходило в голову отдать поклон, например, рабу. Но Богом заповедано, что в каждом человеке есть образ Божий. И склоняясь перед ближними своими, мы склоняемся перед образом Господа, но ни в коем случае не перед тварью.

В каждом обычае заключен глубокий смысл, о котором необходимо помнить, иначе он извратится. Например, в нашем обществе возрождается обращение «господин». Раньше оно имело хождение лишь в образованной, относительно аристократической среде (купцы и тем более крестьяне так не назывались). Почему-то и сейчас «господа» появляются лишь в узкой общественной прослойке – среди коммерсантов и других «хозяев жизни». Как видно, христианский смысл этого обращения основательно подзабыт и его надо также возрождать. «Господин» – относится ко всем людям без исключения, ибо по Новому Завету мы все должны быть слугами друг другу. Умаление себя перед ближним – вот где кроются начала христианской любви. Таким самоумалением являются и поклоны.

Письменные приветствия. Примеры письменного обращения к братьям во Христе мы имеем в апостольских посланиях. Там же и примеры добрых пожеланий: «Бог же мира да будет со всеми вами, аминь» (Рим. 15, 33); «…благодать вам и мир да умножится» (1 Петр. 1, 2); «… любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь» (1 Кор. 16, 24). Апостол Иоанн, уже будучи старцем, приветствует своих духовных детей: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1, 3). Личное послание Гаию он начинает так: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем…» – и заканчивает: «Мир тебе». Многие послания заканчиваются славословиями Господу Богу, что также перешло в письменную христианскую традицию.

Со временем выработались общепринятые формы, например в завершении писем: «с любовью во Христе, (имярек)»; «уповая на Бога и ваши молитвы, (имярек)»… Но это должно идти от сердца, и лучше не писать заученными словами.

Как письменно обращаться к священнослужителям? Чтобы легче запомнить, можно составить табличку: первая графа – титул, вторая – официальное обращение, третья -неофициальное.

Святейший Патриарх – Ваше Святейшество – Ваше Святейшество.

Митрополит, архиепископ – Ваше Высокопреосвященство – Владыко.

Епископ – Ваше Преосвященство – Владыко.

Архимандрит, игумен – Ваше Высокопреподобие – Отец.

Иеромонах, иерей (священник) – Ваше преподобие – отец, батюшка…

Иеродиакон, протодиакон, диакон – Ваше Боголюбие – Отец иеродиакон (протодиакон, диакон), без названия имени.

М.С. (Михаил Сизов)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий