Про дедушку Митю и отрока Артемия

Люди Севера

Дмитрий Михайлович Клопов

Жил, совсем ещё недавно, на Пинеге-реке, в деревне Веркола, дедушка. Односельчане звали его дядей Митей. Жил как все – в трудах: дрова пилил, чтобы зимой не мёрзнуть, сено для своих двух козочек заготавливал, воду носил. А в молодости сколько профессий пришлось освоить – и не сосчитать. Всё, чем только может заниматься крестьянский сын на земле, постиг. Одним лишь сильно отличался Дмитрий Михайлович Клопов от своих односельчан: дал ему Господь дар художника. Для деревенской жизни – дар неудобный. Времени-то лишнего нет, да и где сил взять, чтобы после трудового дня за картину сесть? Так устанешь, что ложка за обедом из руки того и гляди выпадет. И люди смотрят косо, даже самые родные не понимают. Зачем, мол, время на баловство тратить? Но он ещё мальчишкой понял: надо за это дело крепко взяться, а иначе «плохо будет».

И пришлось прожить дедушке Мите не одну, а две жизни. Сам он так и говорил: «Я две жизни прожил. Одна жизнь – физический труд. И живопись – вторая».

Пинежского мастера и его птиц знали далеко за пределами Верколы

Один лишь человек в Верколе понимал и ценил художника, да и тот был, по сельским понятиям, не совсем «правильным» – писателем. Это сегодня имя Фёдора Абрамова известно во всех уголках нашей страны, а в былые времена люди считали двух друзей малость чудаковатыми. Да, честные, работящие, но зачем они безделицей занялись? Один картины пишет, второй – книжки… Однако время расставило всё по местам, и Веркола, а значит, и сотни других северных деревень, осталась запечатлённой в их работах. Значит, они поставили памятник всем деревням России.

Абрамов говорил о своём друге: «Его глаза зорче моих, он в три раза больше красоты загребает!» Наказывал ему: «Картины ни в коем случае не продавай!» Дедушка Митя это исполнил. Что-то из своих полотен раздал, а остальные жили в его доме. А в начале нынешнего лета родные Дмитрия Михайловича, исполнив его завет, передали их в дар музею Фёдора Абрамова в Верколе.

На этой картине Дмитрий Клопов изобразил Артемие-Веркольский монастырь в его золотые годы – то ли в прошлом, то ли в будущем

А часть полотен дедушка Митя завещал в дар Артемие-Веркольскому монастырю, что находится как раз напротив его дома, за рекой. Всю жизнь он смотрел из окошка на храмы обители и ждал, когда же можно будет исполнить своё обещание Богу, данное в детстве. Он тогда прочёл дедушкино Евангелие и решил: «Буду восстанавливать монастырь». Даже в школе объявил об этом. Одна учительница на него за такие слова ополчилась, стала грозить, но другая заступилась, не дала в обиду. Прошли годы – и обещание своё Дмитрий Михайлович сдержал. В начале 1990-х годов в монастырь – верней, на его руины – снова пришли монахи, чтобы Богу служить. Вот тогда-то дедушка Митя и отправился к ним, спросил, чем помогать. И столько дел нашлось для бывалого мастера! И стёкла резал для пустых окон, и цемент возил из города, и столярничал. Даже иконы писал – поначалу ведь ничего не было у порушенного монастыря.

Эти святые, наверное, были для мастера самыми родными – Святитель Николай и святой отрок Артемий

А в праздник дедушка Митя снимал свою любимую старенькую фуфайку с рукавами, перепачканными краской, надевал самую красивую одежду и шёл к службе. Про Бога он не забывал всю свою долгую жизнь.

 

Дедушка Митя: «Фуфайка – самое милое дело!»

И люди его не забудут. Пройдут годы, а краски на его картинах и иконах будут так же светиться. И снова удивится кто-нибудь, увидев его золотистых птиц счастья: «Это кто же такую красоту сотворил?» И ему ответят: «Это наш пинежский мастер – Дмитрий Михайлович Клопов».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий