Заступница небесная

4 ноября День народного единства

Не счесть бед, что свалились  в начале XVII века на наш  народ: затяжной голод, чума, безвластие и нескончаемая гражданская война. Это время, а точнее, безвременье получило в истории краткое название – «Смута». Смущались умы, не различая, как в тумане, куда идти. Самозванцы, один за другим, захватывали трон, и, устав от этого нашествия, рсская знать пустила в Москву иностранцев – может, хоть они наведут порядок? Происходившее было похоже на то, как волка приглашают в сторожа – присмотреть за непослушным стадом… Видя, что народ русский слаб как никогда, решили наши недруги – поляки со шведами – напасть на Русь, пошли на нас несметные полки. Трудно было нашим соотечественникам встать на защиту Отечества – перестали уже и различать люди, где добро, где зло. Навряд ли и поднялись бы, если ли бы не раздавался набатом голос восьмидесятилетнего Патриарха Гермогена – его письма переписывались от руки и сотнями рассылались по Руси. Иноземцы заточили старца в темницу и уморили там голодом. Но те, кто видел в те дни Патриарха (это дворянин Роман Пахомов и горожанин Родион Моисеев), говорили, что старец молился перед образом Богородицы и слёзы непрерывно текли из его глаз. 17 февраля 1612 года Святейший Патриарх Гермоген скончался от голода, но его призывы были услышаны – вымолил-таки он Отечество.

К Москве двинулись силы Второго ополчения (было и Первое, но погибло в 1611 году). Вели их простолюдин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Бледно было лицо князя: много крови он пролил в прежних сражениях и раны ещё ныли. Да и не особенно и верил князь поначалу в победу русского оружия – слишком мало сил, слишком много ненадёжных людей, а к полякам, засевшим в столице, спешат на помощь отборные, отлично вооружённые войска. Только на Бога и помощь Пречистой Его Матери и надежда! Ради свободы православного Отечества, ради памяти святого Патриарха Гермогена помоги, Господи!

И здесь начинается история чудесной помощи Казанской иконы Божией Матери. Ещё при жизни Святитель успел распорядиться, чтобы её принесли в ополчение. Перед ней молились Минин и Пожарский, она и «возглавляла» освободительный поход. А когда 18 августа, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, тотчас внезапно переменился ветер: из сильного встречного стал попутным – да таким, что всадники едва держались в сёдлах. Явное чудо укрепило людей – лица у всех были радостные, везде слышались обещания умереть за Россию – Дом Пресвятой Богородицы.

И вскоре в решающем сражении со страшной польской железной конницей русские победили – а всё потому, что казаки, бывшие предатели, во время боя сотнями стали переходить на нашу сторону, а тут и свежие силы подоспели.

Наступило время самое тёмное и неуютное – между осенью и зимой, время хандры и болезней. И снова Господь укрепил русское войско. В ночь на 22 октября (по старому стилю) архиепископу Арсению, который прибыл в Москву из Греции и уже много дней томился в плену у поляков, явился Преподобный Сергий Радонежский со словами: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Так и случилось. Услышав радостное известие, с утроенными силами русские воины предприняли последний рывок – взяли штурмом Китай-город, а через два дня вошли в Кремль. Примечательно, что крестный ход в честь победы начали бывшие предатели – казаки, перешедшие на службу к полякам. И конечно же, во главе хода снова была Казанская икона Заступницы нашей.

После изгнания поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, как и обещал, выстроил на Красной площади деревянный Казанский храм. Правда, простоял он недолго – сгорел от пожара. В новый, каменный, Казанский собор и была в 1636 году перенесена икона Божией Матери, бывшая в войсках Пожарского. Ныне же этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.

Вот почему, дорогие ребята, в память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот образ, сопровождавший воинов ополчения, стал символом борьбы за свободу Отечества.

Казанский собор на Красной площади Москвы, где хранилась святыня русских войск, был разрушен в 1929 году. Но вот чудеса – в 90-е годы он был воссоздан в прежней красе. Произошло это благодаря одному человеку – архитектору Петру Дмитриевичу Барановскому, который успел обмерить храм и сфотографировать его во всех деталях.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий