Правда, полуправда и ложь

Ещё во времена рабовладения апостол Павел писал Тимофею: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным». И это, конечно, дар от Бога. Насчёт своего личного благочестия ничего хорошего сказать не могу, а вот что всем доволен – это так и есть, за что благодарю Бога. Будущее – моё и моих прихожан – светло и прекрасно, так как мы сами себя, друг друга и всю свою жизнь Христу Богу предаём. Только Он, милосердный, знает, как, какими испытаниями нас спасти. Уверенность в этом перерастает в радость, к которой призывал апостол: «Всегда радуйтесь».

Игумен Игнатий (Бакаев)

Стараюсь, чтобы эта радость была не инфантильной, основанной на незнании себя, самообмане. Что не очистится покаянием, недорого стоит. Знаю, что я, как человек, продукт лжи. Не потому, что имею к ней склонность, нет, всегда хотел и хочу быть правдивым, но очень часто впадаю то в одно, то в другое заблуждение. Со стыдом вспоминаю, как в раннюю пору своего прихода к вере мы заговорили со знакомыми об Иоанне Златоусте. Я, представьте себе, был столь невежественен, что уверял: это русский святой из города Златоуста. К счастью, меня тогда носом ткнули в книгу – читай. Прочёл. Оказывается, это не святого четвёртого века назвали в честь города, а город в его честь. Из множества таких ляпов состоит моя жизнь. На песке построено почти всё мировоззрение современного человека.

Нам не раз переписывали историю, подсовывали несовершенные учения, потом переписывали опять, снова обманывали. Это началось так давно, что не найти ни начал, ни концов. Не раз правились, например, жития святых. Иван Грозный и другие правители желали воспитывать народ на безупречных примерах, но это была дурная услуга. Вместо подлинной истории, где говорилось о победе святого над собой, своими грехами, нам предлагали истории как бы и не людей, а ангелов во плоти.

Сегодня нам каждый день лгут по телевизору, тоже с какими-то благими целями. Понимая это, бросаемся искать другие источники, поэтому так популярен сегодня Ютуб. Столько искренности там, праведного гнева, бичевания пороков. И вдруг с ужасом понимаешь, что и там лгут ни на йоту не меньше, хотя говорят противоположное. Это человеческая природа, ведь недаром сказано: «Всяк человек ложь». А ведь неправда извне – лишь малая её часть. Ещё больше создаём её мы сами, оправдывая свои страсти. Мне часто звонят: «Я полюбила семейного человека». Хочу сказать, что влюблённость и любовь – это прямо противоположные явления. Влюблённость скоро проходит, но приносит многим пожизненные муки, разрушительно отражается на детях, родных, лишая их подлинной любви.

Лишь Солнце правды – Христос – освобождает человека из плена неправды. И конечно, отец лжи делает всё, чтобы удержать нас. Для этого он предлагает нам какую-то малую правду, ради того чтобы, потеряв осторожность, мы приняли большую ложь. Слушая смутьянов и злопыхателей, критикующих церковную жизнь, можно убедиться, что в их рассказах многое соответствует истине. Церковь действительно никогда не была здесь, на земле, свободна. Помню её в советскую пору. Бабушки-прихожанки боялись настоятеля больше ангела и чёрта, а он, в свою очередь, был запуган властью. Было повеление не пускать в храм интеллигенцию – она, мол, гордая, испортит бабушек, разложит Церковь изнутри. Оттолкнув людей, создали вокруг Церкви различные секты.

Когда дали свободу, Церковь воспряла. В неё влились многие люди, готовые ради Христа перетерпеть лишения, заушения, готовы были к гонениям. Духовно неграмотные или недостаточно образованные, миряне и священники строили храмы и молитвенные дома, когда денег не было, переделывали их из магазинов, контор и других зданий. Эти люди остановили духовный блицкриг протестантов и прочих сект, рвущихся в Россию. Но потом их начали оттеснять, права всё больше делегировались куда-то наверх, появились отчётность, стремление к контролю, законничеству. Между тем христианство – область Святого Духа – и закон малосовместимы.

И тогда начались нестроения. А кто виноват? Нам говорят, что епископы, Патриарх, власти. Это полуправда. На самом деле Адам со своими потомками.

Для всех нас, и для епископа, и для мирянина, своя рубашка ближе к телу, у тех и других есть инстинктивное желание быть господином над другими. А чтобы себя возвысить, нужно других унизить. Поэтому везде конфликты: и в семьях, и в епархиях. Но вся наша зоркость, когда мы различаем недостатки вышестоящих, исчезает, когда мы приходим на исповедь. То и дело слышишь: «я разочаровался в священноначалии», «я разочаровался в духовенстве», «разочаровался в людях». А и не надо было очаровываться. Есть одно Светило – Господь. Иди к Нему – и никогда не будешь обманут. И есть те, кто помогает тебе идти к Нему, вместе легче. Не нужно искать в них совершенства – его нет и в помине. Но как слепой помогает безногому, а безногий слепому, вместе мы чего-то стоим. А истину искать друг в друге не стоит – никто из нас не совершенен. За этим обязательно последует глубочайшее огорчение.

На трапезе говорим, что надо жить по-божески. «А как это?» – спрашивает прихожанка. Отвечаю: «Любить Бога своего всем сердцем, всей душой, всем разумением своим, всей крепостью своей, всем помышлением своим…» «И ближнего своего, как самого себя», – продолжает прихожанка. «А кто твой ближний?» – спрашиваю. Она показывает на мужа. «Нет, – говорю, – твои ближние – это я, твои братья и сёстры в храме, а муж твой – враг твой». Народ замер: никак батюшка заговариваться начал? Напоминаю слова Христа: «Домашние человека – враги ему». Родители, супруги, дети не только отвлекают человека от Бога своими капризами и претензиями, но и часто наносят ему сердечные раны и рубцы. Не чужим наносят, с ними они ласковы, а своим родным и близким. Но уж если врага любить заповедано, то тем более будем любить домочадцев. А сил любить хватит лишь тогда, когда Господь с лихвой восполняет растраченную любовь. Не бойтесь её тратить на ближних, не бойтесь и на врагов, которые тогда перестают быть врагами. Вот какую правду нужно искать, а не ту, что уводит нас от Бога.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий