Поветриям вопреки

14 октября, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы, в Тихвине прошло сразу несколько событий. Это и традиционное перенесение чудотворной иконы Божией Матери «Тихвинская» из летнего Успенского собора в зимний Покровский храм, и завершение пятидневного I Международного Тихвинского кинофестиваля «Под покровом Божией Матери “Тихвинская”», а также такое незаметное событие, как встреча участников крестного хода «Путь Богородицы» и подведение его итогов.

Общее фото по завершению крестного хода

Состоялся этот крестный ход традиционно накануне Тихвинского летнего праздника по тем местам, где чудотворная икона являлась людям во время её небесного пути из Константинополя в пределы северной Руси в 1383 году, за 70 лет до падения Византии. С той поры образ Путеводительницы считается заступником и Русского Севера, и всей России. В этом году этот крестный ход был юбилейным – он совершился пятый раз. Но были сомнения, получится ли всё из-за коронавирусных ограничений. За подробностями мы обратились к помощнице координатора крестного хода Ольге Чебыкиной, с которой уже встречались в прошлом году («Путь Богородицы», «Вера», № 832, июль 2019 г.).

– Чем нынешний крестный ход отличался от предыдущих?

– Пришлось провести его в меньшие сроки, за шесть дней вместо обычных десяти, и в другой форме – автопробега. При этом все необходимые богослужения были совершены, а это главное. То есть по ходу движения служились литургии в храмах всех тех местностей, где Божия Матерь явилась людям во время небесного шествия Её чудотворной иконы. Молились мы за Россию в Киприано-Стороженском скиту, в селе Паша, в деревне Надкопанье, во Введено-Оятском монастыре и далее по маршруту. И ещё каждый день служили молебны против мирового поветрия, коронавируса то есть. Также мы ставили перед собой миссионерскую задачу, поскольку местные жители подчас не знают, какие исторические события свершались на их земле. Ещё мы планировали разнообразные встречи для привлечения молодёжи, но из-за пандемии не всё получилось. А в прошлые годы удавалось, например, устраивать концерты по вечерам. Вообще эту практику надо бы расширять. Вот сейчас на Покров в Тихвине завершится православный фестиваль – а если его проводить ещё и во время крестного хода, чтобы привлекать интересных людей, миссионеров, артистов и чтобы это был всеобщий праздник? Владыка Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав говорит, что такое в принципе возможно. Но это уже в будущем.

– В этот раз людей в крестном ходу было меньше из-за пандемии?

– Меньше. Но всё же собралось более пятидесяти человек. Нынче в чём проблема? До последнего момента было непонятно, состоится ли ход, поэтому и жертвователей не появилось. И мы объявили: благотворителей нет, записывайтесь те, кто готов оплатить расходы. К счастью, удалось обойтись малым бюджетом – деньги понадобились только на питание. Но всё это внесло сумятицу. Запись делалась заранее, и кто-то не успел объявить о себе и забронировать место в автобусе. В итоге одни не поехали, другие отправились на своих легковых автомобилях. Но Господь всё поворачивает к лучшему. Эта группа из пяти машин оказалась хорошим подспорьем в пути – была, так сказать, на подхвате. Опять же на душе спокойнее: крестный ход шёл по трём административным районам Ленобласти и каждый выделял нам автобус на несколько часов, чтобы переехать с одного места на другой. Тут малейший сбой – и дальше пути нет.

– А самим арендовать один автобус на всё время пути не получилось?

– Это очень дорого, не по нашему бюджету. Так вот как была с самого начала неопределённость, поедем или нет, так она и продолжалась всю дорогу. В любой момент могли возникнуть неприятные моменты – и крестный ход мог пресечься. То, что он состоялся, – настоящее чудо. Местные с готовностью помогали, магазины перед нами никто не закрывал, хотя для деревенских мы, горожане, – потенциальные вирусоносители. Люди нас приветствовали, радовались крестному ходу. Всё-таки наш народ православный. И как радостно это видеть!

– Маски вам приходилось надевать?

– Соблюдали все требования, какие были в монастырях и на приходах. Некоторые литургии проходили на улице, и это упрощало жизнь. Естественно, утром и вечером измеряли температуру у крестоходцев. Сразу скажу: ни один из нас не заболел, хотя постоянно были вместе, в одном автобусе.

– С вами и медик был?

– Среди крестоходцев нашлись и медсестра, и повара, и водители. Всё своими силами. Мы, конечно, предупредили районные службы, но измерять температуру доверили нам самим. Это несложно.

– Что вам больше запомнилось?

– Каждый день была радуга. Буквально каждый день.

– Видно, Божия Матерь вам помогала. А помнится, в какой-то год вы шли при постоянном дожде.

– В начале июля у нас в Ленинградской области всегда холодная погода. Пять лет ходим, и каждый раз дождь. На этот раз он тоже шёл, но не так часто.

– К тому же вы в автобусе находились…

– А, знаете, без разницы. На транспорте быстрее ехать, зато потом дольше находишься под открытым небом. Мы же в монастырях помогали полоть, убирать.

– Грядки полоть?

– Именно. В Введено-Оятском монастыре пособили с огородом, в других монастырях были другие послушания. Так у нас сложилось ещё с первого крестного хода. Цель-то крестного хода – это, понятно, Божественная литургия, но она с утра, а остальное время можно отвести под трудничество, чтобы в обитель мы приходили не иждивенцами, а соработниками. И нынче, сэкономив на пешем ходе, подольше там поработали.

– Интересно получается: крестный ход как крестное трудничество?

– Да, идём с молитвой, работаем с молитвой. Духовники говорят: главное – не пройти, а помолиться в этих местах. А сам ход – это уж в меру физических сил. Уже пять лет так: кто не может каждый день преодолевать по 10-15 километров, тот на машине отправлялся в следующую точку маршрута и там, не дожидаясь остальных, помогает на послушаниях. Например, в Покрово-Тервеническом монастыре складывали дрова. Это женская обитель, монахиням трудно справляться с таким объёмом работы.

– В прошлую нашу встречу вы рассказывали, что первые два года несли на носилках очень тяжёлую Тихвинскую икону из храма Иова Многострадального, а потом пришлось сделать специальный походный образ Путеводительницы на холсте, натянутом на лёгкую раму. Он и нынче с вами был?

– Да, так и ходит с нами. Но в этом году с нами отправился ещё один образ, большой и тяжёлый, – Порт-Артурской Божией Матери. Он был только что написан для новопостроенного храма в посёлке Ропша Ломоносовского района Ленобласти, и прихожане решили его как бы освятить крестным ходом. Икону сопровождали крепкие мужчины – они и несли её, когда у нас были пешие проходы.

В ходе участвовала Порт-Артурская икона, которую для сохранности обтянули плёнкой

Сам храм в Ропше, кстати, небольшой, похож на обычный деревенский дом с луковками, а приход там очень дружный. Молятся не только у себя, но и ездят по соседству и в полуразрушенную крепость Копорье, где до недавнего времени в таких же руинах стоял Преображенский храм. Починили его, как могли, крышу, окна вставили, и ропшинский настоятель протоиерей Аркадий Петровцев в марте впервые отслужил там литургию. Каждую субботу ездили служить, а потом у них в соцсети появилось объявление: «В Копорье обвалился единственный вход в крепость, в связи с чем ближайшие богослужения временно отменяются». Вот такая там борьба идёт с разрухой.

Вообще же к нам часто присоединяются люди из самых неожиданных мест. Например, в этом году в крестном ходу поучаствовали десять ребят, имевших проблемы с законом, – их под свою опеку взял Благотворительный фонд «Центр святителя Василия Великого». Фонд сотрудничает с полицией и предлагает принять в свой православный реабилитационный центр подследственных и даже уже осуждённых подростков – вместо колонии, ведь известно, как тюремная среда воспитывает молодёжь. И многое им удаётся. По статистике в реабилитационной программе участвовали 368 человек, из них 323 пока что не совершили ни одного повторного преступления. А как они к нам попали? Свои каникулы эти ребята проводили у духовника нашего крестного хода игумена Антония (Кузнецова), на архиерейском подворье в деревне Надкопанье. И вот приехали к нам на Акулову Гору, в храм Василия Великого, чтобы помолиться. Дело в том, что на следующий день у некоторых из подследственных ребят должны были быть судебные заседания. Они с нами помолись, потом был суд, и всё у них, насколько знаю, благополучно решилось.

– В целом молодёжи в крестном ходе много было?

– Крестоходцы часто берут с собой своих детей, и они фактически возрастают на наших глазах. Одна девочка пошла первый раз в 13 лет, не пропустила ни одного хода, и сейчас ей уже 18. Так повзрослела! Одна семья второй год идёт с четырьмя детьми, в том числе совсем маленьким. Я очень надеюсь, что так мы растим поколение, которое сможет нас заменить, и «Путь Богородицы» никогда не прервётся.

«Крестоходцы часто берут с собой своих детей»

Почему для нас было так важно, чтобы нынешний юбилейный ход состоялся? Традиция не должна прерываться, поскольку любой, даже малый, застой убивает живое дело.

– Что-то у вас меняется или за пять лет всё уже устоялось?

– Появляется и новое. Например, сама собой возникла традиция: уже второй год мы собираемся в Тихвине в праздник Покрова и участвуем в переносе чудотворной иконы из летнего храма в зимний. Праздничная служба вновь как бы возвращает нас в те дни, когда нас объединяла общая молитва. Затем после службы мы подводим итоги летнего крестного хода.

– Три месяца спустя? Не слишком большой срок?

– Вообще-то первые итоги мы подводим сразу, но в узком кругу, поскольку в крестном ходу всё-таки накапливается усталость и не очень удобно всех заново собирать. А когда проходит время, то встреча получается ещё радостнее, открывается что-то новое, ведь великое видится на расстоянии. Сейчас вот удивляюсь: у нас же каждый день была литургия! Я видела много других крестных ходов: там идут и идут и только в конце праздничная служба. А у нас она словно не кончалась. Как сказал один из крестоходцев, «я десять дней жил, не выходя из церкви». Идёшь – молишься, за трапезой – молишься, вечером – правило, подготовка к причастию, утром – литургия… Такой благодатный круг каждый день.

Ещё у нас появилась традиция благодарственных молебнов. В конце сентября те, кто может приехать, собираются помолиться в Санкт-Петербурге. Одновременно молебны служат батюшки в тех храмах, где мы были в крестном ходу, – по маршруту следования. Такая вот общая благодарность возглашается Матери Божией, нашей Путеводительнице. Эта новая традиция ещё крепче объединяет нас в большую православную семью.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий