Исцеление слепорождённого

Рубрика • Вонмем •

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, 34-е зачало, 9, 1-38.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

Доколе Я в мире, Я свет миру.

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики; Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Положено к чтению в храмах в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день воскресный, 28 мая.

 

«Дети за отцов не отвечают». Эта фраза в нашу посткоммунистическую эпоху получила широкое распространение и какое-то, порой очень странное, применение. Ее любят повторять телерепортеры, когда беседуют «по душам» с новыми нашими государственными вождями. Некоторое время назад применительно, например, к Егору Гайдару, взобравшемуся на макушку власти, мне эти слова довелось услышать уж точно более десятка раз. Больше всего удивляет то, что в ее происхождении ссылались на Библию – дескать, и Церковь так учит.

Но дух Христова учения совершенно иной: все за всех отвечают. И дети за отцов, и отцы за детей – тоже. Еще ветхозаветный пророк Исайя восклицает: «О, Господи Боже!.. Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них… чтобы воздать каждому по путям его и по плодам дел его» (Иер. 32, 17-19). В Пятикнижии Моисеевом сказано: «Я, Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода…» (Втор. 5, 9). Именно имея в виду это указание закона Моисеева и спрашивают ученики у Иисуса о слепом. «Яблоко от яблони недалеко падает», – гласит народная поговорка. И в ней взаимная ответственность отцов и детей отмечена очень глубоко – может быть, яблоко и «хотело» бы упасть «далеко», да вот не тут-то было. Зло, если в нем воспитывался ребенок с детства, поневоле впитывается им; также известно теперь, что даже на генетическом уровне могут закрепляться грехи отцов – воистину «в недро детям».

Христос отрицательно отвечает об ответственности слепорожденного за грехи родителей. Провиденциальное значение слепоты его было в том, чтобы на нем проявились всемогущество и милость Божия. Христос не отрицает ответственности за грехи отцов вообще, но конкретно об этом слепом говорит, что тут другой случай. Несомненно, еще до чуда исцеления слепца Христос провидел его готовность уверовать (что и подтвердилось чуть позже). Эта готовность и стала условием чуда. Произошло то, о чем и сказал Моисею Бог, ибо полностью фраза из Второзакония об ответственности детей за грехи родителей выглядит так: «…наказываешь детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». «Если у кого родится сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им… – то сей не умрет за беззаконие отца своего… Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает» (Иез.18, 14, 17, 19).

Дети за грехи отцов не отвечают – но верно это только в том случае, когда дети, во-первых, сами эти грехи сознают и стараются не грешить подобным образом, а во-вторых (это самое главное), когда дети соблюдают самую первую заповедь о любви к Богу.

Почему Церковь постоянно призывает нас к покаянию? Да потому, что никакого «автоматического» снятия грехов с нарождением нового поколения не происходит: мы несем на себе (часто того не осознавая) все нераскаянные грехи родителей-большевиков, под их тяжестью не выдерживаем и снова грешим – и таким образом вновь «откладываем» прощение Божие «до третьего и четвертого рода». Прервать это бесконечное колесо греха способна только милость Божия к нам, и прежде мы должны сказать в сердце своем: верую, Господи! – и поклониться Ему.

В связи со сказанным выше становится более понятна вторая часть вопроса, адресованного апостолами Учителю: о вине самого слепорожденного в своем несчастье. В самом деле, в современном гуманистическом сознании не укладывается, как это еще не родившийся младенец может иметь грехи, за которые и появится на свет слепым?

Мы только что говорили о том, что Христу было открыто о вере слепорожденного. Но Богу открыто о человеке абсолютно всё, вся его судьба. Вспоминается еще одна русская пословица: «Видел Бог, что не дал свинье рог». Видит Господь, что родится человек, вырастет и совершит страшный грех. И вот, чтоб избавить человека от этого будущего греха или же чтобы ослабить его последствия еще до рождения, отбирает Господь у человека тот «рог», с помощью которого это зло бы совершилось в своей крайней форме. Бог не отнимает у человека свободу, человек может направить ее и ко злу. Но еще до совершения греха претерпев наказание за него (anticipatio), человеку сокращается путь к покаянию. В библейской истории это произошло с Исавом: только через много лет решится он за чечевичную похлебку обменять право своего первородства, но уже в утробе матери Бог назначает ему наказание (Быт. 25, 23).

«Итак, почему слепорожденный родился слепым? – пишет св. Иоанн Златоуст. – Да явится, говорит, слава Божия. Вот опять новое недоумение: как будто без его наказания нельзя было явиться славе Божией! Но совсем не то сказано, чтобы нельзя было; конечно, было можно; но да явится слава Божия и на нем. Итак, скажешь, он обижен был ради славы Божией? Чем же обижен, скажи мне?.. Он получил даже благодеяние от своей слепоты, потому что прозрел внутренними очами. Что пользы в зрении иудеям? Они подверглись только большему наказанию оттого, что остались слепыми при своем зрении. Таким-то образом, как зло настоящей жизни не есть зло, так и добро не есть добро. Только грех есть зло, а слепота не зло».

История с евангельским слепорожденным повторяется во все времена, и во все времена люди спрашивают: за что? За что страдают и гонимы бывают праведники, люди добрые, а злые – торжествуют? Многократно на эти вопросы отвечают апостолы в своих посланиях, а здесь, в Евангелии, мы находим ответ «практический». И потому становится нам яснее: страдает старушка, болеет, но не ропщет на Господа – и на ней проявляется слава Божия. Изнемог народ православный под натиском иноверцев, но не отказался от своей веры в угоду кривоверию или безбожной цивилизации – и здесь проявляется слава Божия. Тех же, кто исповедал Господа на земле, по слову Писания, прославит Господь в иной, вечной, жизни.

Сегодняшнее обширное Евангелие нет у нас возможности исследовать подробно, но еще об одном, что вызывает порой вопросы у верующих, мы должны коснуться. Зачем, спрашивают, необходимо было Иисусу плюнуть, смешать слюну с землей и мазать очи слепого? Зачем потом посылать его в купель (водоем) Силоам? Неужели Господь одним словом Своим или даже помышлением не мог исцелить слепца?

Святитель Филарет Московский объясняет это так: «Для чего, например, вопросил Христос расслабленного: «Хочеши ли цел быти?» Не ведал ли, по всеведению, что хочет? И просто, не понятно ли, что расслабленному хочется быть здоровым? Следовательно, не для того, чтобы узнать, но чтобы упавший от беспомощности дух восподнять, чтобы веру возбудить и тем положить начало исцелению. Подобно и слепому, положив брение на очи… возбудил в нем доверие и надежду…

Во-вторых, брение от плюновения и Силоам употреблены были Господом, вероятно, для того, чтобы… приобрести многих свидетелей. Сколько посторонних глаз обратил на себя слепец, когда шел к купели в страшном виде, с помазанными брением глазами… Все, видящие сие, знали, что вода силоамская не дает зрения, а пыль с дороги еще менее; следственно, все узнали в прозрении слепорожденного Божественное чудо.

В-третьих, есть, вероятно, в вещественных знамениях чудодействия Христова и еще «великий и во глубине сокровенный разум» (свт. Златоуст). Земная персть, которую взял Иисус, не говорила ли о Нем иудеям: узнайте в Нем Того первоначального и верховного чудотворца, Который взял земную персть и сотворил человека?..»

Творец всего сущего, воды и земли, указует нам, что благодать Божия может преподаваться человеку через все естественное и природное – лишь бы принималось это человеком с верою и благоговением.

И.В. (Игорь Иванов)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий