20 Фактов об Аввакуме

Е.Д. Мальцев. «Аввакум в Сибири»

  • Аввакум родился 20 ноября 1620 года в с. Григорово Нижегородского уезда в семье священника Борисоглебской церкви Петра Кондратьевича. Отец его, по признанию Аввакума, был склонен к «питию хмельному». Скончался, когда юноше исполнилось всего 15 лет.
  • С раннего детства мать Аввакума – Мария – была для него образцом искренней веры. «Постница и молитвенница», позже она ушла в монастырь, приняв постриг под именем Марфа.
  • Протопопа Аввакума женили в 17 лет на дочери местного кузнеца Анастасии Марковне (ей было 14 лет). Родила ему пять сыновей и трёх дочерей. Верная спутница его жизни, она отправилась с ним в сибирскую ссылку.
  • Переехав в с. Лопатищи (ныне Кстовского района), в 1642 г. Аввакум был рукоположён во диакона, а в 1644 г. – во священника. Летом 1647 г. бежал с семьёй от преследований в Москву, где нашёл поддержку у царского духовника Стефана Вонифатьева, после чего вернулся в свой разорённый дом в Лопатищах. Однажды, когда в Лопатищи явились скоморохи с медведями, Аввакум «о Христе ревнуя, изгнал их, и хари и бубны изломал един у многих, и медведей двух великих отнял – одного ушиб, а другого отпустил в поле».
  • Современники характеризовали Аввакума как человека начитанного, угрюмого и строгого нрава, занимавшегося изгнанием бесов. Ревнитель православия, строгий к себе, он беспощадно осуждал отступление от церковных правил, вследствие чего в мае 1652 г., спасаясь бегством от прихожан, бежал от возмущённой паствы в Москву.
  • В конце 1640-х Аввакум стал участником кружка ревнителей благочестия, или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, здесь стал знакомцем будущего Патриарха Никона, тоже входившего в этот кружок. Подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона Патриархом. Лично известный царю, Аввакум участвовал при Патриархе Иосифе в «книжной справе». Но когда Никон заменил прежних московских справщиков малороссийскими, их работа и послужила основой Раскола. Вскоре Аввакум стал главным противником церковной реформы.
  • Арестованный 13 августа 1653 г., Аввакум был сослан в Тобольск, где его использовали на бурлацких работах, затем отправили дальше, в Енисейск, и далее – в Братский острог. В Забайкалье он провёл шесть лет. После помилования три года добирался до Москвы. По возвращении царь Алексей Михайлович дозволил служить ему в кремлёвской церкви с условием, чтобы тот молчал о своих взглядах. Однако Аввакум опять начал ругать архиереев и проповедовать старую веру.
  • Однажды воевода, ненавидевший его, отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Желая посрамить воеводу, протопоп Аввакум воззвал к Господу и вытащил полную сеть рыбы.
  • В 1664 году Аввакум на полтора года оказался в ссылке в Окладниковой слободе г. Мезени, не доехав до Пустозерска. Как писал протопоп, «Бог остановил нас Своим Промыслом у окияна моря, на Мезени»: крестьяне отказались дать деньги и подводы, необходимые для отправки 12 ссыльных в Пустозерск. Здесь у Аввакума родился последний сын Афанасий – «мизинец».
  • 13 мая 1666 года, на Церковном Соборе в Успенском соборе Кремля, во время Великого входа, Аввакум был расстрижен и проклят вместе со своим сподвижником диаконом Феодором. В свою очередь, Аввакум и Феодор при всём народе прокляли своих гонителей. «И бороду враги Божии отрезали у меня… Оборвали, что собаки, один хохол оставили, что у поляка, на лбу», – сердился Аввакум.
  • В декабре 1667 года осуждённых Аввакума и его сподвижников Никифора, Лазаря и Епифания доставили в Пустозерск, поместив под надзором стрельцов «порознь, очистя пустозерских крестьян избы, по одному человеку в ызбе» – земляная тюрьма была ещё не готова. Семья Аввакума находилась в Мезени. В Пустозерске Аввакум просидел в земляной тюрьме 14 лет. «Запечатлён в живом аде плотно гораздо; ни очию возвести на небо возможно, едина скважня, сиречь окошко. В него пищу подают, что собаке», – писал он. Силой слова ему удалось склонить на свою сторону тюремную стражу. Вместе с Аввакумом отбывали наказание его единомысленники: бывшие поп Лазарь, дьякон Феодор Иванов и инок Епифаний. 4 апреля 1670 года им вторично резали языки и рубили правые руки – Аввакума пощадили.
  • Пустозерский острог находился в 20 км от современного Нарьян-Мара, это первый русский город в Заполярье. Он служил местом ссылки особо опасных государственных преступников: после Аввакума сюда будут сосланы участники Соловецкого восстания, сподвижники Степана Разина, дипломат боярин Артамон Матвеев, начальник Посольского приказа фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын и др.
  • В 1676 году царь распорядился перевести «раскольников протопопа Аввакума с товарыщи» из Пустозерского острога в Архангельский Кожеезерский и Вологодский Спасо-Каменный монастыри под надзор, но этот приказ не был выполнен, а впоследствии он был отменён. В 1677 году царь впервые запретил заключённым иметь чернила и бумагу.
  • 14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, протопоп Аввакум был заживо сожжён в срубе вместе с тремя соузниками, согласно Соборному уложению 1649 года, за «хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или на… Богородицу и Приснодеву Марию, или на святых Его угодников». По другой версии, его казнили «за великие на царский дом хулы»: в Крещение старообрядец Герасим Шапочник с колокольни Ивана Великого «метал» в толпу свитки с политическими карикатурами и «хульными надписями», обличающими царя и Патриарха Иоакима – оригиналы на берестяных хартиях изготовил Аввакум; другие старообрядцы по наущению якобы Аввакума в это же время обмазали дёгтем (знак позора) церковные ризы и гробы царей в соборных храмах Кремля и зажгли сальные свечи, считавшиеся нечистыми. Ещё одной причиной называется письмо Аввакума царю Фёдору Алексеевичу с оскорбительными по отношению к его родителю, Алексею Михайловичу, словами о его посмертной участи: «В муках он сидит, слышал я от Спаса; то ему за свою правду».
  • Перед смертью Аввакум благословился у своего духовника, инока Епифания, и сам благословил соузников на мученический подвиг. Книги свои и имущество они заранее раздали местным жителям. Все четверо низко поклонились народу, после чего их привязали по четырём углам деревянного сруба. «И обложиша сруб весь смольём и берестом, и соломою, и смолою, и зажгоша огнём». Горевшие запели Задостойник: «Владычице, приими молитву раб Своих». В пламени костра Аввакум сумел высвободить руку и поднял её в двуперстном крестном знамении. Последние его слова: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!»
  • Сожжение в Пустозерске было далеко не единственным. Ещё в январе 1666 года руководителей лесных старцев Вавилу, Леонида и Вавилу-молодого после пыток сожгли в срубах: первого – в Вязниках, двоих других – во Владимире. В 1675 году царь Алексей Михайлович разослал указы о казнях старообрядцев. Известно о сожжении в 1675-76 годах трёх человек в Тобольске, четырнадцати человек на Вятке, монахини Иустинии в Боровске, неизвестного числа старообрядцев в Казани.
  • Перу Аввакума принадлежат «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Сочинение о Богородице», челобитные, послания – всего около 80 сочинений, из них 64 написаны во время 15-летнего заточения в земляном срубе Пустозерска. Но главное творение – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» – созданно в 1672–1673 годах. Это первое в истории русской литературы произведение автобиографического жанра.
  • После смерти Аввакума его жене Анастасии с детьми при содействии князя В.В. Голицына царским указом было разрешено выехать с Мезени, и они поселились в Москве, у родственника в Елохове. Умерла Анастасия Марковна в 1710 году. Прямые потомки протопопа Аввакума носят фамилию Мезенины.
  • В 1912 году на просьбу старообрядцев об установлении креста на месте казни Аввакума был получен отказ со ссылкой на то, что он – государственный преступник. Крест был поставлен только в 1991 году.

Старообрядческая икона Аввакума

  • Протопоп Аввакум почитается большинством старообрядческих церквей и общин как священномученик. В 1916 году Аввакум был канонизирован Старообрядческой Церковью Белокриницкого согласия (память 27 апреля и 15 декабря). Среди Деяний Собора РПСЦ 2015 г. записано о необходимости издать полное собрание сочинений протопопа Аввакума, написать ему икону с клеймами его жития, а также «поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвящённой памяти протопопа Аввакума, на Казанском соборе, что в Москве на Красной площади».

Подготовил И. Иванов

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий