Художник с весёлой фамилией

19 июля в России вспоминали, что в этот день сорок лет назад открылись Олимпийские игры в Москве. Много блестящих побед одержали тогда наши спортсмены. Но сейчас разве что знатоки истории спорта скажут, сколько взяли они «золота», «серебра» и «бронзы». А вот добродушного олимпийского мишку помнит, пожалуй, весь мир.

А придумал его художник Виктор Чижиков. Крепко думал над обликом медвежонка, делал набросок за наброском – и однажды ночью мишка ему приснился. Художник проснулся и понял: этот медвежонок завоюет сердца. Так и случилось.

Художник Виктор Александрович Чижиков

А вообще-то Виктор Чижиков был художником детских книжек. Не одно поколение читателей выросло на его добрых и весёлых рисунках. И у нас в семье есть несколько любимых книг, которые можно перечитывать-пересматривать бесконечно. Одна из них – про слона, который вернулся из дальних стран с подарками для родных и друзей и вдруг с ужасом обнаружил, что самому маленькому своему другу – мышке – забыл купить подарок. А вторая – про то, как деревенский паренёк Вася Куролесов помогал милиции поймать жуликов.

«Приключения Васи Куролесова»

 

«Звездочёты»

 

«Вертолётик-вертолёт»

Рисунки Чижикова всегда живые: виртуозная линия сама несётся вскачь, прочь от строгих горизонталей-вертикалей. Да и по содержанию они полны кипучей жизни: кто-то куда-то бежит, летит, прыгает. Даже картинка, где наш любимый герой Вася Куролесов сидит пригорюнившись на крылечке своего дома в компании рыжего понурого пса, у Виктора Чижикова получилась полной оптимизма. «Из любого положения найдётся выход, не надо только унывать», – как бы говорит художник. И если в книжном издательстве собирались выпускать какую-нибудь скучную книжку, сотрудники шутили: «Дайте её Чижикову, он её усмешнит».

Такому весёлому отношению к тяготам жизни художник научился от отца, тоже художника. С фронта, из самого пекла боёв под Сталинградом, Александр Чижиков присылал маленькому сынишке Вите шутливые рисунки про то, как наши «дают прикурить» врагу.

Пуще всего не любил Виктор Чижиков уныния, а ещё – небрежности, неточности. Он считал, что художник детской книги должен уважать юного читателя и знать всё о вещах, которые он изображает. Например, если он встречал в какой-нибудь книжке неправильно запряжённую лошадку, это его очень огорчало. «Ну хорошо, – говорил он, – дуга, под ней колокольчик… а хомут-то где? Не будет дуга держаться на лошади без хомута!» И к себе Виктор Чижиков был очень требователен, потому-то в его рисунках, как бы ни были они забавны, не найдётся ни одной оплошности из разряда «что перепутал художник?».

19 июля мы вспоминали олимпийского мишку, которого полюбила вся планета. А на следующий день перестало биться сердце его автора, прекрасного художника и доброго человека Виктора Александровича Чижикова. Но с нами остались книги с его рисунками, от которых светлеет на душе.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий