Ермак Тимофеевич и его недруги
16 августа, в день 435-летия со дня гибели атамана Ермака, в исторической столице Сибири городе Тобольске должна была состояться установка Поклонного креста. Из-за карантина торжественное мероприятие, похоже, сдвинулось на сентябрь. Но неожиданно у этого благородного начинания возникли препятствия иного рода… Наше исследование посвящено мужественной борьбе патриотов за память великого соотечественника Ермака Тимофеевича и той возне вокруг имени первопроходца, которую регулярно организуют разного рода националисты.
Отрубленная голова
В 1993 году в близкой нам ещё тогда стране Казахстане случилось символическое событие, на которое мало кто из российских властей обратил внимание – не до того было. В русском городе Ермак, в окрестностях которого, на берегу Иртыша, по преданию, погиб атаман, под покровом ночи казахские националисты бульдозером снесли памятник Ермаку, на постаменте которого было написано: «От благодарных потомков-целинников». Раскололи, изувечили и выбросили на свалку. Перед этим, видя намерения разгорячённых казахских националистов, руководство Омска и казаки предлагали властям Казахстана забрать ставший ненужным памятник, но получили отказ. Местные казаки за Ермака заступились – в результате Назарбаев их запретил, точнее, нашёл себе ручных казаков, которые продолжили петь оды «елбасы» и межнациональной дружбе. А тем временем из местного музея все материалы про Ермака изъяли спецслужбы.
К счастью, история этим не закончилась. Раздроблённые бульдозером фрагменты памятника на свалке нашли местные казаки, а бывший житель города Ермака Сергей Яловцев взялся перевезти их в Россию. «Нашли подъёмный кран, – рассказывал он, – постамент брать не стали, взяли только туловище и ноги, а головы у Ермака не было. Всего получилось четыре метра железобетона. Погрузили в кузов, засыпали щебнем и повезли к границе. Нас останавливали несколько раз – и гаишники по дороге, и на таможне, – спрашивали, что везём. Ответ был заранее заготовлен: щебень для балласта, чтобы пустой кузов из стороны в сторону не болтало. Если бы как следует нас проверили, то наверняка бы дело завели – история-то политическая».
Останки памятника Сергей хранил десять лет у себя во дворе в алтайском селе Барановка. А потом скульптуру, сваянную, между прочим, в начале 60-х в Киеве, восстановили: по старым фотографиям вылепили Ермаку новую голову, взамен отрубленной, и установили в шахтёрском городе Змеиногорске. Было это в 2005 году.
Такая вот история о межнациональной дружбе, разом рухнувшей с распадом СССР.
И надо понимать, что нынешний отказ властей Казахстана от кириллицы, закрытие русских школ и протаскивание изменений в Конституцию с отказом от русского как языка «межнационального общения» (при том что русским в Казахстане пользуется 4/5 населения, а казахским – меньше половины) – всё это начиналось с уничтожения Ермака. А чуть раньше, в 1991-м, в Грозном снесли памятник генералу Ермолову… Что было потом, мы знаем.
Русский витязь
Надо заметить, что казахстанский памятник Ермаку в Советском Союзе был не единственным. 12-метровый монумент Ермаку Тимофеевичу, установленный в 1904 году, стоит в городе Новочеркасске. На постаменте начертаны слова Карамзина: «Россия, история и Церковь гласят Ермаку вечную память». Есть фигура Ермака и на главном историческом монументе в Великом Новгороде – памятнике «Тысячелетие России». А самый молодой памятник атаману – в уральском городе Чусовом Пермского края – был установлен в 2013 году.
Казалось бы, фигура атамана-землепроходца не может вызывать никаких споров, ведь Сибирский поход Ермака ещё в школе «проходят». Благодаря Ермаку Сибирь вошла в состав Российского государства. Первопроходцы принесли в этот край государственную власть и законы. А коль так, то именно государственная власть должна оберегать его память. Но как бы не так!
В 1992 году к 410-летию Сибирского казачьего войска в сквере на месте предполагаемой стоянки Ермака с дружиной и первого Тюменского острога местные казаки установили Поклонный крест «Ермаку Тимофеевичу с товарищами». Его освятил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин). На пожертвованные деньги заказали небольшой мраморный обелиск. В 1993 году он был разбит вандалами. Не знаю, случайно ли, но именно в том году пострадал памятник Ермаку и в Казахстане.
С того момента уличного вандализма в Тюмени, как пишут СМИ, начался отсчёт годам «кабинетного вандализма». Четыре раза местные чиновники пытались удалить крест из сквера имени Ермака. Но удалось только изменить название сквера на «Исторический» да пустить под откос инициативу епархии, которая ещё в 2002 году просила установить вместо гранитного обелиска полноценный памятник «Ермак – покоритель Сибири» – по знаменитому образцу каслинского литья скульптора Пармена Забелло.
В 2015 году был очередной юбилей Ермака. Депутат тюменской Думы от «Единой России» Альбина Селезнёва вспомнила, что памятника атаману-землепроходцу в городе нет, и озвучила инициативу казаков установить его в районе лесобазы (далеко от центра города). Разумеется, на частные пожертвования. Коллега Селезнёвой коммунист Динар Абукин заявил: «У нас и так много социальных и экономических проблем, так что пока не время для памятника Ермаку. Тем более что коренной народ – сибирские татары – в основном воспринимают Ермака как разбойника и захватчика». И вот уже идею Селезнёвой местные власти назвали «личной инициативой», об установке памятника речь больше не шла.
Сетевое издание «Голос Ислама» писало тогда: «В Америке, которая не кричит на весь мир о том, что является многонациональной страной, уже несколько десятилетий как всячески оберегают чувства её коренного населения – индейцев. Белые американцы признали свою вину за геноцид коренных жителей Америки и как могут пытаются его исправить… В России же на полном серьёзе предлагают установить памятник палачу коренного населения Сибири Ермаку, с той лишь разницей, что в отличие от индейцев, чья история пока плохо изучена, Сибирское ханство на момент вторжения пьяных банд Ермака, высланного царём из Московии, было развитой городской цивилизацией».
В дни лета 2020 года как-то особенно интересно читать перлы об Америке – на фоне памятникопада там. А тогда, в дни юбилея Ермака, падкие до хлёстких заголовков СМИ торжествующе писали: «Тюмень расколота Ермаком». Совершенно определённо заявляю: это ложь. Я там жил когда-то, не раз бывал и впоследствии, немало общался с местными татарами, которые, кстати, в большинстве живут не в областном центре, а на юге области. Отрицательного отношения к Ермаку среди них нет. Но татары – люди экспансивные: они «заводятся» с полоборота, и националистические идеологи, ненавидящие Россию, умело пользуются этим.
Не следует, однако, думать, что всё так просто: националисты пошумели – власть прогнулась. Это – национальная политика, и главное в этом словосочетании – второе слово. Некоторые казанские активисты утверждают, что Москва сознательно подыгрывает сибирским татарам, «препятствуя консолидации татар в единую нацию» (с центром в Казани, разумеется). Между тем учёные Фоат Валеев и Максим Сагидуллин утверждают, что сибирско-татарский язык – самостоятельный тюркский язык, что этническое происхождение сибирских татар отлично от поволжских. И вот когда мы читаем слова того же Сагидуллина («в нашей национальной традиции Ермак – фигура негативная. Это наша Родина, мы не хотим это терпеть. Не надо нас раздражать и показывать своё превосходство. Если нужно, мы устроим митинг… тихо-мирно это не пройдёт»), то должны понимать, что за ним стоит «национальная политика», которая непонятно кем и как в нашей стране реализуется.
Вот другой пример. 9 июля нынче в Сочи (Адлере) был снесён памятник «Подвигу русских солдат» в Кавказской войне, установленный 30 июня по инициативе членов военно-исторического общества, Свято-Троицкого прихода и сотрудников музея истории. Небольшой монумент представлял из себя карту форта Святого Духа – одного из важнейших укреплений Черноморской береговой линии в 1830-х годах. Пожаловались черкесские активисты, в том числе граждане Турции, что памятник установлен на «их земле» – обратите внимание! Вспомним, тюменский депутат ведь тоже приводил этот довод, что коренной народ там, оказывается, сибирские татары. И что же власти Сочи? Администрация города в лице главы городского департамента архитектуры Оганесова сработала сверхоперативно, дежурно соврав, что памятник поставили без необходимых согласований…
Заметьте, много лет уже стремление государственной власти сохранить «стабильность» в обществе осуществлялось за счёт молчаливого русского большинства. Кто крикливее – получал больше, если не всё, что хотел. Это, к сожалению, в полной мере продолжение худших традиций советской национальной политики. Тогда, напомню, развивали Прибалтику и Закавказье за счёт коренных русских земель. Насосавшись как пиявки, они отвалились. А коренные русские земли оказались обескровлены, деревня умерла… И здесь речь не только о финансах. Как национальное сообщество со своими интересами в стране Советов русские просто отсутствовали – так завещал ещё Ленин…
Всё же не об этих хитросплетениях политики сегодня речь. Вернёмся к событиям на Севере России и посмертной истории Ермака.
«Возложив упование на Бога»
К очередной дате гибели Ермака Тимофеевича Аленина нынче в Тобольске решили установить Поклонный крест «Казакам дружины Ермака от благодарной России». Начало работ над Поклонным крестом было освящено настоятелем тюменского казачьего храма Серафима Саровского отцом Владимиром Язовым, а автором гранитного монумента выступил московский скульптор Сергей Мильченко. Инициатива же установки монумента принадлежит благотворительному фонду «Возрождение Тобольска», который возглавляет Аркадий Григорьевич Елфимов. Человек это в Тобольске легендарный. Мне доводилось общаться с ним: настоящий русский патриот, интересный собеседник, знаток истории Сибири, книгоиздатель. Некогда довольно-таки крупный предприниматель, уже четверть века он всё своё время отдаёт служению родному краю. Благодаря фонду в Тобольске появились памятники Достоевскому, сказочнику Ершову, генералиссимусу Шеину и др., установлены памятные доски Царской Семье, композитору Алябьеву, химику Менделееву, памятник русскому историку Сибири и картографу XVII века Семёну Ремезову и издана его «Чертёжная книга Сибири», где впервые Сибирь показана на картах. Вообще фондом издано около 250 книг, посвящённых истории Сибири.
Много лет назад Елфимов выкупил территорию сгоревшего дома отдыха близ Тобольска, на высоком берегу реки Иртыш, и создал там исторический парк «Ермаково поле». Помню, мне довелось быть там в начале осени: изумительной красоты вид открывается со смотровой площадки.
Внизу, за Иртышем – Чувашский мыс, то самое место, где в 1581 г. произошло решающее сражение Ермака с ханом Кучумом. 500 казаков тогда разбили 10-тысячное войско хана. Об этом так рассказывает летописец: «И повелел Кучум сыну своему Маметкулу с огромным войском идти на казаков войной. А сам приказал крепить оборону и засеку устроить возле реки Иртыша под Чувашевым: засыпать камнями и всякими военными приспособлениями усилить, как и надлежит надёжному укреплению. Маметкул же с войском дошёл до некоего урочища, которое называется Бабасан. Казаки же, увидев такое войско, ничуть не испугались. И был тяжкий бой, и перебили множество неверных, а остальные обратились в бегство…»
Погодинский летописец дописывает: «Царь же Кучум, видя гибель своих людей, вышел с большим войском и встал на высоком месте на горе, называемой Чувашевой, а у засеки – царевич Маметкул с большим войском и огромным ополчением. Казаки же прошли по Иртышу-реке вверх, взяли крепость Атик-мурзы и засели в ней. И всю ночь провели в раздумье, видя такое большое войско неверных, что одному надо сражаться с двадцатью язычниками, и испугались, и устрашены были, и собрались той же ночью бежать прочь. Другие же не захотели, потому что была уже осень… но возложили упование на Бога и остальных убедили уповать на Бога, когда выйдут завтра против язычников. Месяца октября в 23 день, на память святого апостола Якова, все русские воины вышли из крепости на бой, и все повторяли с молитвой: “С нами Бог, Создатель наш! Да поможет нам, творениям Своим!” И ещё добавляли: “Боже, помоги нам, рабам Своим, и утверди Своё величественное имя святое там, где жило неверие!”».
Парк «Ермаково поле» сделан как ландшафтный – здесь и там беседки, скульптуры. Есть в парке, разумеется, и памятник Ермаку. На насыпном холме в парке стоит часовня в честь вмч. Димитрия Солунского. «В день Димитрия Солунского Ермак “взял” Сибирь, и с этого времени российская государственность мощно устремилась вверх, – утверждает Елфимов. – И государственность нашу не повалить, не сломать. Такой вот символ. Поклонный крест должен встать рядом на подходе к часовне, и это будет один мощный ансамбль».
Планируемый к установке крест – естественное развитие идеи парка памяти первопроходцам. Ведь с походом Ермака началось освоение Сибири русскими.
И вот в Тобольск привезли трёхтонную глыбу финского гранита, вытесали крест, сделали постамент из красного гранита – как символ кровавых жертв, принесённых ради присоединения Сибири к Российскому государству. На лицевой стороне креста – рельеф Спаса Нерукотворного с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей, сверху – образ Троицы. Ниже изображён ангел, ведущий Ермака за руку в Сибирь. А на обратной стороне креста – слова о Ермаке из русских летописей: «Великий “князь Сибирский” от Бога пришёл, Богом был ведом и Бога после себя оставил в сердце русского народа, открыв нам силу веры и силу духа».
Елфимов обратился на казачьем круге к казакам, чтобы они кинули клич среди своих для сбора средств. Ясное дело, что много в нынешние времена так, с миру по нитке, на 7-миллионный проект не соберёшь, но важен сам факт народной поддержки начинания. И казаки поддержали: тут же собрали 40 тысяч рублей от 40 казаков. И этот сбор денег продолжился. Кстати, когда казаки задумали поставить памятник Ермаку в Новочеркасске в 80-х годах XIX века, средства собирали более четверти века.
Всё шло своим чередом, как вдруг…
Вор и грабитель?
8 июля веерной рассылкой всем руководителям области летит «Обращение» от председателя местной сибирско-татарской организации «Наследие» Луизы Шамсутдиновой:
«В последние годы происходит активная и упорная пропаганда господином Елфимовым имени неоднозначного персонажа Ермака, и очень настораживает, с каким постоянством он делает выпады в сторону болезненной для коренного населения региона темы, навязывая своё однобокое видение процессов, далёких от исторической действительности. Татарская общественность г. Тобольска и Тюменской области обращается к руководству города и области с просьбой остановить провокационные действия господина Елфимова, направленные на разжигание межнациональной розни… Как видно по ситуации в мире, непродуманные действия могут привести к тяжёлым социальным последствиям…»
Вот такой донос, с намёком на необходимость возбуждения против Елфимова дела по разжиганию «розни» и этаким аккуратным шантажом власти возможностью повторения, по-видимому, ситуации с негритянскими погромами в Америке, только теперь в Западной Сибири. Иначе как понимать эти слова про «ситуацию в мире»?
«Сколько бы он и его сподвижники – националисты и расисты всех мастей – ни пытались “обелить” Ермака, у них ничего не получится, – продолжает эта госпожа уже в соцсетях. – Ермак как был для сибирских татар и других сибирских народов разбойником, убийцей, вором и грабителем, так им и останется. Его имя в памяти народов Сибири ассоциируется с именем Гитлера». Очень умилительно читать у активистки Шамсутдиновой слова про «фашистских захватчиков» – и вот почему.
Дело в том, что, будучи представителем общественной организации, она не решается говорить всё, что думает по поводу России и русских сама, потому что тут и на серьёзные проблемы с правоохранителями нарваться можно. Зато за неё это охотно делает единомышленница Шамсутдиновой – приглашаемая на мероприятия и постоянно рекламируемая казанская «бабушка татарского сепаратизма» Фаузия Байрамова, кстати, уже дважды осуждённая как раз за разжигание межнациональной розни – ей-то в плане репутации терять нечего. Вот её мнение об участии татар в «освободительной миссии германского национал-социализма»: «Настолько велико было стремление татарских мужей к свободе, к восстановлению утраченной независимости, что они ринулись с помощью Гитлера рвать оковы 400-летнего рабства. Все они пали смертью храбрых за независимость Идель-Урала. Все они прекрасно понимали, что им больше никогда не представится такая возможность, поэтому старались воспользоваться этим последним шансом. Разве можно винить их за это?..» Как говорится, без комментариев.
Опыт войны с памятниками у соратников этой старушки-экстремистки есть: в Казани они ещё в 1999 году требовали снести освящённый в 1823 году храм-памятник Нерукотворного Спаса в честь воинов, павших при взятии Казани. С конца 1990-х храм при попустительстве властей регулярно оскверняли, ломали и обворовывали. А в мае 2013 года в храме-памятнике было обнаружено взрывное устройство…
Её соратники противодействовали введению всероссийского празднования Дня окончания стояния на Угре и, похоже, добились своего. Они активно протестовали против поправок в Конституцию о статусе русского народа как государствообразующего…
Глава духовного управления мусульман Тюменской области имам-хатыб Ибрагим Сухов недавно заявил: «Сибирские татары говорят: это наша земля. А их поставили перед фактом – уже сделали крест, освятили. Тогда почему не поднимут тему – поставить памятник Кучуму?»
Почему не поставить памятник убийце Ермака? Да хотя бы вот почему.
Потомок Чингис-хана узбекский хан Кучум завоевал Сибирское ханство со столицей в поселении Сибирь (Кашлык) в 1563 году. Он убил татарского хана Едигера вместе с братом. А Едигерова племянника Сейдяка он, заковав в цепи, отправил в качестве подарка бухарскому правителю Абдулле-хану II, на помощь которого и опирался в этой войне. Кучум ввёл для местных жителей (и для татар тоже) огромные налоги, забирал девушек в гарем, а молодых людей в своё войско, кроваво подавлял многочисленные мятежи местного населения, насильственно приводил их в ислам. По указанию хана был убит царский посол Третьяк Чубуков, на подданных Русского государства начались набеги… А пришли русские – и налоги уменьшились в десять раз, и не стали насильно лишать хантов и манси возможности веровать в своих богов, не забирали больше местные народности на военную службу. Царская администрация понимала, что освоить лишь силами русских Сибирь невозможно.
Грозный, Ермак и «англичанка гадит»
Сам Аркадий Елфимов удивляется, как можно славить Кучума, а Ермака считать завоевателем. Именно сибирские татары и коренные народы Сибири, по идее, должны ставить памятник Ермаку, считает он. «Испанцы и португальцы уничтожили всё коренное население Центральной и Южной Америки, а англосаксы зачистили от индейцев Северную Америку. Показательный пример: когда Россия продала Аляску США, то за два года население Аляски уменьшилось в два раза! И совсем другое дело русские, пришедшие вслед за Ермаком в Сибирь: они сохранили все коренные народы. Знают ли люди, утверждающие, что Ермак и русские – завоеватели, что до 1917 года в Сибири русские хлебопашцы-переселенцы арендовали землю, покосы и пашни у местного населения, в том числе у сибирских татар? И это политика была повсеместна! И при этом кто-то может представить, что англичанин в Индии платит аренду индусу?.. Тем, кто называет отряд Ермака “криминальной шайкой”, следовало бы знать, что 6 декабря 1582 года наименование “Царская служивая рать” дал дружине атамана сам Иван Грозный. Тот самый царь, чья мать, Елена Глинская, происходила от татарского рода…»
Кстати, интересную версию событий, предшествующих походу Ермака, озвучивает Елфимов. Наиболее населённые и богатые районы Сибири лежали вдалеке от морей Ледовитого океана. По ним можно было добраться только по внутренним рекам, в первую очередь по Оби. Королева Елизавета I в 1583 г. направила ко двору Ивана IV посла Дэвида Боуна с просьбой разрешить английским купцам заходить на Печору и Обь. В британских архивах было найдено письмо от Ивана Грозного королеве, где он её в ответ на притязания на Сибирь назвал «пошлой девицей». Отказ Ивана IV английским купцам в праве заходить в устья рек обнулил их попытки найти морской путь в Китай, не состоялась и английская колонизация Сибири. Обратите внимание на датировки похода Ермака и активизации англичан – они совпадают. Англичанам во что бы то ни стало надо было ослабить позиции русских в Сибири, и они этим умело манипулировали. Вот откуда и зачем появился Ермак, и он Сибирь не завоёвывал, а отвоёвывал у Кучума и устранил английское влияние на Сибирь через Бухарское ханство, а в это же самое время Иван Грозный отваживал непрошеных гостей-иезуитов, агитировавших его принять католицизм.
Узурпация представительства
Обратите внимание: и имам-хатыб, и Шамсутдинова, выступая от имени «сибирских татар», с ходу забирают себе право называться «коренными», хотя, конечно же, коренными могут называть себя здесь прежде всего ханты, манси, коми, но никак не наследники Кучума, поработившего народы Западной Сибири ещё до того, как сюда пришли русские.
Между тем, по переписи 2010 года, в «сибирские татары» себя записало лишь 6 779 человек. Хотя, по оценке учёных, всего татар в Тюменской области более ста тысяч – 8 процентов населения (русских – 84%). Откуда такая разница? Дело в том, что сибирские татары вовсе не желают считать себя наследниками кипчаков и Кучума, а вполне согласны с официальной точкой зрения, что они являются частью татарского народа, а их родной язык – диалект литературного татарского.
А какова же реакция чиновников на донос представителей «сибирско-татарской общественности»? Да, несложно угадать, они в своём репертуаре – я не я и знать ничего не знаю.
«Специалисты дадут правовую оценку действиям всех сторон. Вопрос непростой, нужно проанализировать аргументы и посылы как одной, так и другой стороны, – сообщили в пресс-службе мэрии. – …На данный момент муниципалитет не планирует установку каких-либо памятников».
Везде ли так? Нет. Потакания таким вот сибирско-татарскими активистам не было в Омске, где от имени «татарской общественности» экстремисты пытались поднять бучу вокруг бюста Ермака. Реально это были обычные экстремисты, выступающие от имени национальной общины, – в их деятельности Роскомнадзор усмотрел «признаки экстремизма» из-за распространения по сетям оскорблений в адрес Ермака и русских, и ситуация быстро успокоилась. Не очень радостно, когда наводить порядок приходится карательному органу, но, по-видимому, иногда иначе невозможно.
Глава Омской татарской национально-культурной автономии Рафаэль Забиров считает, что русский и татарский народы живут в мире уже более 400 лет и начало этой многовековой дружбе было положено легендарным атаманом: «Ермак принёс сюда государство Российское, чему мы рады. Поэтому, я думаю, таким людям, как Ермак, мы сейчас обязаны тем, что у нас прекрасная страна, крепкая, сильная. Мы живём в мире. Мы не делились, мы делали общее дело – государство Российское мы поднимали все вместе. Нам нечего делить, мы должны радоваться, что у нас такая прекрасная страна!»
Ну и реакцию простых граждан на «наезд» националистов на крест-памятник, думается, вы, уважаемые читатели, можете предсказать. Письма поддержки Елфимову идут со всей страны. Одно знаковое письмо главе города Тобольска он опубликовал. Путешественник протоиерей Фёдор Конюхов пишет: «Необходим здесь, в Тобольске, храм во имя Димитрия Солунского с приделом Ермака Тимофеевича, поскольку сей доблестный витязь должен быть причислен к лику святых. Для часовни, возводимой Елфимовым в память о Димитрии Солунском, подарена была мной и частица мощей святого великомученика. Сегодня свершается новое деяние духовного родства с нравственным запасом многих поколений благочестивых предков, а именно – труды по созданию и установлению в Тобольске Поклонного креста от благодарной России Ермаку и его дружине.
Слышал, что есть и те, кто, вероятно, по недоразумению, сему противится, вот и думается: как же так, никто мне в далёком и чужом краю – на мысе Горн – не мешал ставить крест православный, а здесь, где Сам Господь велел, появляются “сомневающиеся”?.. Парк “Ермаково поле” уже сегодня представляет собой единение живой человеческой памяти с историей государства Российского, Сибири, и ничего более достойного в этом смысле мне встречать не приходилось. Поклонный крест не только составит уникальный архитектурный ансамбль, но и своим духовным единством будет сродни той поистине райской связи с окружающей средой, которой обладают люди, помнящие и чтущие своё родство с Родиной и её природой. Этот Поклонный крест всегда будет в сердце моём…»
«Сегодня Ермака распнут, а завтра Суворова и Жукова, ибо аппетит разгуляется во время “еды”. Впрочем, это уже происходит… – пишет Елфимов. – Г-жа Шамсутдинова “добилась”, чтобы в её родном селе одна из улиц была названа именем Кучума, грабившего русские земли, убивавшего местных жителей, угонявшего их в рабство…
Сегодня если мы сдадимся, откажемся от Поклонного креста, то завтра мы услышим требования о сносе имеющихся памятников, а затем, глядишь, зазвучат речи о создании некой независимой “Сибирской Татарии”. Слава Богу, в Татарстане разумных людей пока больше. Надеюсь, в Сибири тоже. Что касается противников Памятного православного креста в Тобольске, то речь идёт, разумеется, не обо всём татарском народе, а только о небольшой группе, предпринимающей попытки нагнетать страсти на ровном месте».
Наши и не наши
«Привлекать местных татар на свою сторону начал ещё Ермак, и он нашёл среди них союзников, – пишет учёный Института российской истории РАН Н.И. Никитин. – А после окончательного утверждения русской власти за Уралом, закреплённого постройкой там первых русских городов, сибирские татары стали массово переходить на службу России. Как оказалось, большинство их не слишком заботила судьба своего бывшего “царя”, который выглядел в глазах многих из них узурпатором, свергшим в 1563 г. с помощью ногайцев и Бухары местную татарскую династию. Более того, уже в 1598 г. отряд сибирских татар в 140 человек принял деятельное участие в походе против скрывшегося в степях Кучума и разгроме его войска. Служивые татары участвовали в присоединении новых земель, в обороне сибирских границ от набегов степных кочевников».
Надо заметить, среди простых русских татар есть немало патриотов, для которых Россия родной дом, и они ценят вклад татар в его строительство. Вот, например, что пишет Наиль Гафаров, и пусть его сведения не всегда научно точны, показательна сама позиция автора:
«Людям с обострённым национальным самосознанием надо бы знать историю. И о том, что служилые татары участвовали во всех завоеваниях Москвы с 1452 года; при штурме Казани составляли 40% войска (русские – 33%); поход на Ливонию поначалу возглавлял Шаг Али “со татары”; после гибели Ермака его отряд возглавил некто Мещеряк (татарин). Да и Иван Грозный в письмах называл Ермака Тимошкой. С большой долей вероятности можно утверждать, что Тимофей – это крестильное имя, так как Ермак (Ирмак) было распространённым именем у татар (Услаждающий). Встречалось это имя у башкир и казахов ещё в прошлом веке. Посмотрите на “славянские” черты лица на портрете Ермака. Ну да ладно, это бабушка надвое сказала. В любом случае памятника он достоин. Не надо уподобляться афроамериканцам».
* * *
Историк из Тюмени Сергей Туров рассказывает, что в середине XVII века калмыцкий хунтайджи, потомок Чингис-хана, мечтал заполучить кольчугу Ермака. Он утверждал, что в детстве излечился при помощи земли с могилы атамана, а когда брал эту землю с собой, то побеждал в сражениях. Потом земля кончилась – и победы ушли. А кольчуга как дорогая реликвия хранилась тогда у одного служилого татарина в Тобольске, которому его передал отец. За кольчугу предлагал он 50 верблюдов, 10 семей рабов, 500 лошадей, 200 быков, тысячу овец и т.д. Но владелец не согласился, потому что кольчуга была залогом непобедимости.
Так оно и сегодня. Как бы ни наскакивали на Ермака Тимофеевича современные пигмеи, атамана им не победить!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Спасибо!!
Слова благодарности за замечательную статью и славные дела фонда “Возрождение” во главе с неустанным борцом А.Г.Елфимовым! Правда всегда на стороне правых, знающих свою историю,смело,хотя и с трудом, утверждающих Правду истории государства Российского. Спасибо Вам!
Великий русский народ часто идёт на подвиг, на жертвы во имя правды и справедливости. И он твёрд в этой борьбе. И не надо будить в нём зверя! — это касается всех Мосек. Плохо им будет, когда Новый Ермак возьмётся за меч. Очень плохо.
Небольшая по отношению ко всему татарскому народу, но агрессивная группка националистов полагает, что статья об ответственности за разжигание межнациональной розни имеет отношение только русским. Ими никакие доказательства по действительной истории восприниматься не будут. Так будет пока в России не установится на всех уровнях такая власть, которая была до революции 1917 года, в части уважения и сохранения религий, культур и обычаев всех народов. После революции 1917 года по этому равновесию был нанесён громадный удар, в первую очередь, по русскому народу как государство образующему. Затем относительное равновесие сохранялось, но только не в интересах, а за счёт русского народа. С перестройкой, потомки революционеров оживились. Один из показателей, – сразу исчезла графа о национальности, в Татарстане, например, – сохранилась. Не надейтесь нерусские по духу, что с уничтожением всего русского вам станет жить лучше. Совсем наоборот. Но эта попытка, в конце концов, обречена на провал. Все русские по духу, с нами Бог! Но на Бога надеемся, а сами не должны плошать. Терпения и стойкости в борьбе за лучшую жизнь всех народов России без дискриминации русских. И дай Бог здоровья таким людям как А.Г.Елфимов при нашей ему поддержке.
Большое спасибо за статью. На одном дыхании была прочитана. Точно, нашего Атамана никому не победить.
Очень хорошая статья! А на современных мракобесов не стоит обращать внимание. А.Г.Елфимов молодец! Бай Бой, побольше бы таких людей.