15 Фактов о Медовом Спасе

(14 августа, а по старому стилю 1 августа)

Праздник, отмечаемый 14 августа, мы по привычке называем Медовым Спасом, не особенно вникая в его смысл и историю. Между тем, как это ни удивительно, именно сегодня события, имевшие место почти девять веков назад, актуализировались праздником в связи с его «эпидемическими» корнями и прямым отношением к Святой Софии Цареградской, на днях превращённой в мечеть…

  • 14 (1 по ст. ст.) августа отмечаются не один, а два праздника. Первый – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Второй – Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
  • Слово «происхождение» точнее было бы перевести с греческого как «предъисхождение», т.е. «несение впереди». Греческий часослов 1897 года так объясняет происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай выносить Честное Древо Креста (того самого, к которому пригвоздили Христа, – он хранился в домовой церкви греческих императоров) на улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, вынося его из царской сокровищницы, полагали на литургии в Великой церкви (Святой Софии). С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения». Люди прикладывались ко Кресту, пили освящённую им воду. Окончательно обычай совершать крестный ход в августе утвердился в X веке, и с тех пор эта традиция прочно утвердилась в практике греческих Церквей (православных и униатских).
  • На иконе праздника внизу изображаются фигуры молящихся людей в различных позах – жителей города, страдающих от эпидемии. Посредине мы видим реку либо купель (символизирует городскую систему водоснабжения). На заднем плане этот источник освящается духовенством. Позади них – Крест. В верхней части иконы – Христос с предстоящими Богородицей, Иоанном Крестителем и святителями. Храм на заднем плане – собор Святой Софии. Аллегорически икона выражает идею единства Неба и земли: скорбный земной мир получает благодать от Господа через воду, вытекающую из-под Креста.

Изнесение Честнаго и Животворящего Креста Господня на источник. Уральская икона, XIX в., автор неизвестен

  • Праздник был установлен в столице Византийской империи Константинополе в IX веке как местный, а в XII–XIV веках он утвердился во всех Православных Церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.
  • В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1/14 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В воспоминание этого события установлено совершать в этот день малое освящение воды. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа (по новому стилю) совершается до или после литургии. По повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, в 1627 года «на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
  • По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии. По традиции в первый день Успенского поста – с этого дня разрешалось есть овощи, соты в ульях обычно были уже наполнены и пасечники приступали к сбору мёда – в церквях шло освящение мёда. Поэтому в народе праздник получил название Медовый Спас.
  • В Русской Церкви также совершается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста. В середине XII века на Руси и в Византии практически одновременно произошли два сражения, сопровождавшиеся чудесными событиями. Владимирский князь Андрей Боголюбский и Византийский император Мануил Комнин выступили в военные походы и победили. Царь и князь обменялись особыми посланиями друг с другом, сообщив об одержанных победах. После совета с церковноначалием было решено установить 1/14 августа особое празднество.
  • В 1160 г. император Мануил провёл успешную (но не последнюю) войну против туркменского Иконийского султаната. «Царь устремился на неприятелей со всей быстротой, не надев панциря, а только оградив тело щитом. Ворвавшись в середину врагов, он совершил удивительные боевые подвиги, поражая мечом всякого встречного… долго бежали турки без оглядки, им и в голову не приходило, что за столь многолюдным войском гонится один человек…» – писал летописец о подвигах Мануила. Впрочем, и в русских былинах он описывался как богатырь, искусный воин. В 1161 г. султан Кылыч-Арслан II прибыл для заключения мира в Константинополь и пообещал выдать всех христианских пленников, возвратить империи города, занятые турками, и пр., но, конечно же, обманул.
  • В 1164 году Андрей Боголюбский (благоверный князь, внук Владимира Мономаха) предпринял поход на поволжских булгар, язычников, досаждавших Ростово-Суздальской земле. Князь взял с собой в поход Честной Крест и чудотворную икону, принесённую им из Киева и впоследствии получившую наименование Владимирской. Русские обратили врага в бегство и, преследуя их, захватили пять городов, в т.ч. город Бряхимов (на Волге или Каме). Вернувшись в свой стан, они увидели, что от иконы Богоматери исходят светлые, подобные огненным, лучи.
  • В воспоминание о чуде было позднее принято за правило выносить Крест из алтаря и совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил своё название – Изнесение Честного Креста, потому что Честной Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на водоёмы.
  • Святой Андрей написал «Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году», также установил праздник Покрова и написал службу ему. Он был особенным почитателем св. мч. Бориса – его главной домашней святыней была шапка св. Бориса, а меч мученика висел у него над постелью. Князь Андрей написал молитву, внесённую в летопись под 1096 год. Образ императора Мануила не столь однозначен: одно время он предлагал унию Римскому Папе, увлекался астрологией, от которой отрёкся только перед самой смертью, приняв постриг.
  • Особенности богослужения этого праздника аналогичны богослужению Недели крестопоклонной и Воздвижения Креста Господня. Накануне (то есть 13 августа) вечером совершается вечерня и утреня – перед этим совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Если же утреня совершается с утра, то Крест переносится на престол по отпусте вечерни. Священник выносит Крест на голове и полагает его на аналой. Народ помазывается елеем.
  • По Уставу праздник относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднства. По традиции принятый для праздника цвет литургических облачений — фиолетовый (тёмно-красный).
  • Другие народные названия Медового Спаса: Первый Спас, Мокрый Спас, Спас Всемилостивейший, Спас-маковей (т.к. в этот день также совершается память семи Маккавейских мучеников), Спас на воде (в честь малого водосвятия), Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Калинник.
  • Пословицы Медового Спаса: «Первый Спас – на воде стоять, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зелёных горах холсты продавать», «До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать», «На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь», «С первого Спаса и роса хороша», «Первый Спас – первый сев».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий