«Не хлебом единым…» А чем?
Много слухов и предположений приходит сейчас о коронавирусе и его грядущих последствиях для нашей жизни. Все эти домыслы в известной степени бессмысленны, потому что человеку, во-первых, Богом дана нравственная свобода, и как бы нас ни обрабатывали, всегда можем повернуть в другую сторону. Да и Господь может в любой момент вмешаться в ход истории, чтобы повернуть его угодным Ему образом. Нет более неблагодарного дела, чем предсказания, уж слишком редко они сбываются.
Но есть вещи очевидные, которые уже происходят. Материальное благосостояние снизится. В нашей экономике было очень много наносного, ненужного: много покупали дорогих вещей, много путешествовали, не получая от этого никакой пользы для души, много баловали детей, много развлекались, много прихорашивались.
А вот настоящего, «единого на потребу» было мало. Мало по-настоящему трудились, мало читали хороших книг и говорили о вещах по-настоящему важных, мало заботились о красоте души, мало учили детей работать и ограничивать себя, мало благодарили Бога, молились Ему, искали Его. «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32, 15). Излишества и лень помогали цветению грехов: много пили и употребляли другой дряни. Легко блудили, легко выскребали своих детей в медицинские отходы, легко врали и матерились, ссорились и воровали, потому что хотелось всё больше и больше. Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Замечательное явление в природе: когда посадишь растение в большой широкий горшок или в кадку, растение сильно идёт в корень: он толстеет, даёт много разветвлений, и дерево худо растёт вверх, даёт немного и небольшие листья и цветы. А когда посажено в малый горшок, тогда корень бывает малый, а растение быстро возрастает вверх, даёт хорошие листья и цветы (если растение производит цветы). Не так ли бывает с человеком? Когда он живёт в просторе, изобилии и довольстве, тогда он растёт в чрево своё и не возрастает духом выспрь, не приносит плодов – добрых дел, а когда живёт в тесноте, в бедности, в болезнях, в напастях, в скорбях – словом, когда животная сторона его подавляется, тогда он духовно возрастает, произращает цветы добродетелей, зреет и приносит богатые плоды. Потому-то тесен путь любящих Бога».
Значит, самое лучшее сейчас – урезать свои расходы, вспомнить простую и приятную работу на селе, но при этом собирать себе сокровища не на земле, а на Небе (Мф. 6, 19-21).
Происходит и будет происходить испытание наше. Были ли прочны наши любовь, милосердие, солидарность? Выживать поодиночке невозможно, в нашем языке нет глаголов «победю» или «побежду», только «победим». Поэтому нужно смело открывать закрома своих сердец и банковских карт одиноким, страдающим, нуждающимся. Не только откликаться на просьбы, но и самим проявлять внимание, предлагать помощь. Ведь даже небольшое, но искреннее участие укрепляет в человеке веру и надежду, рождает новые идеи по преодолению трудностей и – несомненно! – привлекает ко всем нам милость Царя Небесного. Такова была политика Троице-Сергиевой Лавры и других монастырей во время осады и голода в Смутное время, так выживали наши люди во все трудные годы. Потому что кто ясно, а кто подспудно знал: жизнь земная – временна, а Небесная – вечна, лучше обеднеть или даже умереть, чем поссориться с Небесным Судьёй.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий