Два шурупа

Наталья ЧЕРНОВА

 

В позапрошлом номере газеты с интересом прочитала о том, как был дан отпор обманщикам («Осторожно, мошенники!», «Вера», № 851). Православие учит смирению и прощению, но не попустительству общественным порокам. Поэтому я согласна с выводом автора: «Будьте бдительны!» И, хотя мы зачастую не верим в совершение земного правосудия, оно всё же иногда совершается – когда мы, уповая на Господа, сами не сидим сложа руки.

Так, на Страстной неделе в моей семье случилось чудо: нам позвонил сотрудник Республиканского управления по борьбе с экономическими преступлениями и сообщил, что мошенники, вымогавшие у моей сестры деньги, арестованы и ждут суда. Но начну по порядку.

В мае прошлого года моя сестра-инвалид Татьяна осталась дома одна – я в это время была в поездке и только ещё возвращалась в Казань. Мой взрослый сын вышел к почтовому ящику, встретил соседа, разговорился. Ожидая его, Татьяна не заперла дверь на замок, просто прикрыла. Этим воспользовались две молодые женщины и парень. Зайдя в квартиру и увидев, что больная хозяйка одна, они стали настойчиво предлагать ей установить сигнализатор загазованности. Сестра, несмотря на психологическое давление, приобретать виртуальный товар не согласилась. Ещё бы, ведь несколькими месяцами ранее к нам уже приходил продавец подобной безделушки. Тогда я была дома.

В тот раз энергичный молодой человек представился работником Горгаза. Сунув мне в нос сомнительного вида удостоверение и тут же убрав его в карман, он вывалил поток «важной» информации о новом федеральном законе, по которому все граждане обязываются устанавливать в своих жилищах специальные устройства по обнаружению утечки газа. Определена якобы норма установки: на каждые три квадратных метра по одному устройству. Для нашей квартиры получалось тридцать с лишним газоулавливателей по 15 тысяч рублей. Это, как говорится, была плохая новость. А хорошая: моя сестра – льготница, поэтому установка нашей обойдётся семье всего по 7 тысяч рублей.

Бойкий голос, энергичная жестикуляция и другие психологические приёмы, признаюсь, произвели некоторое воздействие. Но я задумалась, рассматривая маленькую пластиковую штучку в руках гостя: надо же, какая маленькая и какая дорогая… Стоп – морок слетел с сознания. Я набрала номер телефона справочной сети магазинов, торгующих предметами газового бытового оборудования: по какой цене реализуют они сигнализаторы загазованности марки СИКЗ-И-О-1? Консультант ответила, что данный товар из-за низкого качества в их сеть не поставляется. А те газоулавливатели, которые у них есть, продаются по цене в несколько раз ниже озвученной мною!

Как только я взялась за телефон, непрошеный гость спешно откланялся. Любопытства ради решила побольше узнать о его «ценном» товаре и в Интернете выяснила, что данные изделия, как морально устаревшие, сняты с производства. Надо сказать, подобная мошенническая схема продажи утилизированного товара по завышенной стоимости не нова – раньше распространители безделушек ходили по квартирам с неработающими чайниками и нережущими ножами. Представлялись фирмой, раздающей призы. Теперь придумали «косить» под работников газовой службы.

То, что гости были обыкновенными мошенниками, подтвердил и звонок в городскую газовую службу, где объяснили, что настоящие газовики имеют удостоверения только голубого цвета и ничего населению они не предлагают и не продают.

То моё расследование Татьяна, конечно, хорошо запомнила, так что, оказавшись с мошенниками наедине, твёрдо стояла на своём: денег у неё нет, решение о покупках принимает не она. Но силы были не равны – инвалид перед натиском энергичных людей. Они использовали весь арсенал психологического давления: разошлись по квартире, заглядывая в шкафы и комоды, тем самым «помогая» найти заначки. Добрались и до её комнаты, подняли подушку на кровати, одеяло… Татьяна сдалась перед угрозой, что в следующий раз продавцы сигнализаторов вернутся с нарядом полиции:

– Представьте, что из-за вас пострадает вся семья, вам выпишут огро-о-мный штраф, а сестру ещё и арестовать могут.

Забрав у слабой женщины практически всю её пенсию, они произвели «контрольный выстрел» – заставили поставить подпись в «Договоре купли-продажи». И так торопились всё провернуть до прихода кого-то из семьи, что вместо «приобретённого товара» оставили покупательнице только два шурупчика в целлофановом пакете.

Представьте мою досаду, когда я, через каких-то полчаса, вернулась домой. Собрала сестру, и вместе мы отправились в наш отдел полиции «Ямашевский». Мы надеялись, что стражи порядка раскроют преступление по горячим следам.

– Состава преступления нет, – едва выслушав, бросила нам дежурная, а потом назвала… адрес фирмы мошенников, которую, оказывается, стражи порядка настолько хорошо знают, что наш участковый регулярно посещает её офис с пачкой заявлений от таких, как мы, пострадавших.

– Поэтому, – повелела дежурная, – перепишите заявление с «привлечь к ответственности неизвестных лиц…» на просто «помочь вернуть денежные средства».

Спустя неделю наш участковый повёз мою сестру в тот офис, чтобы, как я поняла, «вернуть денежные средства». Полицейский взял с собой ещё двух бабушек из соседнего подъезда. Заходили и к другим потерпевшим, но не достучались. Все были больными и старенькими, а одна женщина и вовсе незрячая. Приехав на место, они вошли в большую комнату, там были офисные столы и много молодых людей.

– Мы-то думали, что они испугаются человека в форме и будут извиняться, – рассказывала сестра. – Но они стали над нами издеваться: «Зачем вам деньги нужны, ведь всех вас завтра на кладбище понесут!» Асия-апа (83-летняя женщина) самой смелой оказалась: стала им грозить, мол, в суд подаст, в прокуратуру напишет. А они заливаются смехом: «Ух ты, какая грамотная! Надо же: писать умеешь…» А полицейский в сторонке стоял и улыбался, наблюдая за перепалкой. А потом сказал нам: «Ну, хватит, пойдёмте на выход». И с предпринимателями попрощался так, словно с давними друзьями.

Вскоре пришло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В нём было сказано: «В ходе проверки данного сообщения была опрошена гр. Дресвянникова Т.А., которая пояснила… к ней в квартиру постучались две неизвестные девушки, которые… установили вышеуказанный сигнализатор, за который она заплатила 7000 рублей, после чего они составили акт приёма-передачи, в котором в качестве продавца указана Нагаева Регина Рушановна. В акте приёма передачи в п.3 указано, что покупатель подтверждает ознакомление, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.05.2019 года сигнализатор в исправном состоянии обмену и возврату не подлежит».

Надо ли говорить, как мы были возмущены! Сестра плакала от обиды, ведь описанные факты были либо перевраны, либо вообще не имели места быть.

В расследовании дел, связанных с мошенничеством, по словам честных следователей, с которыми приходилось мне, как журналисту, сотрудничать, самое сложное – доказать злой умысел, противоправность деяний. Ведь организованное мошенничество, связанное с распространением всякого сомнительного происхождения товаров и услуг, как правило, завуалировано под обычный сетевой маркетинг и использует «лазейки» в законодательстве. Но у ямашевских пинкертонов столько «карт» было на руках, что пусть не к уголовной, но, по крайней мере, к административной ответственности можно было привлечь нарушителей без особого расследования. «Сигнализатор в квартире установили», – отписался Ишмухаметов, тем самым выдав свой полный непрофессионализм. Не только не установили, а и вовсе его не дали, оставив только два шурупа.

Может, прокурорские работники более подкованы в вопросах законности? Мы написали заявление в Ново-Савиновскую районную прокуратуру, приложив к нему справку от наблюдающего сестру участкового врача о том, что, согласно её диагнозу, все договорные действия с нею противозаконны. Пришёл ответ, подписанный заместителем прокурора района Р.Р. Халиловым, о направлении нашего заявления в тот же отдел полиции для более тщательного расследования. Увы… Через десять дней, то есть по истечении срока для официального ответа, нам позвонила сотрудник отдела полиции «Ямашевский».

– Я к вам сегодня приеду, – сообщила она, – опрошу Татьяну Александровну. Но сейчас продиктуйте номер того договора, по которому она купила сигнализатор.

– Она его не купила! – взорвалась я. – Ей сунули только два шурупа! И ничего не собиралась она покупать! Деньги у неё вымогали!

Напрасно мы ждали «ямашевскую» гостью для опроса – она не появилась. Зато пришло новое постановление об отказе: «Дресвянникова опрошена и пояснила, что претензий к продавцам не имеет, так как впустила сама, деньги дала добровольно, сигнализатор в квартире установлен».

Я не рискнула давать читать эту отписку сестре, опасаясь за её здоровье.

– Как Бог даст, – сказала ей и постаралась утешить: – Он их сам накажет.

В эти дни я снова встретилась с одной из пострадавших от мошенников – уже знакомой нам маленькой и шустренькой старушкой Асиёй-апа. За свою долгую жизнь она привыкла надеяться на свои силы, а не на правоохранительную систему. Вот и в этом случае, получив от сотрудников полиции отворот поворот, не сдалась.

– Шайтаны они, шайтаны! Но я вернула свои деньги! – гордо заявила она мне, когда разговор наш коснулся наглых отписок из районного отдела полиции, и выдала тайну: – Я этому полицейскому сказала: «Вернёшь мне деньги, я тебе из семи две тысячи отдам». Он сразу согласился! Сам заявление какое-то написал, сходил к ним и принёс мне деньги!..

Нетрудно представить, какие страдания испытывает человек, оказавшийся жертвой преступников. Но неизмеримо большие душевные страдания он переживает, сталкиваясь с бездушием тех, кто по долгу службы обязан его защитить, восстановив справедливость! Опасаясь за душевное равновесие родного человека, я решила оставить обращения в правоохранительные инстанции, рассудив, что это бесполезно.

Но в Страстную пятницу раздался звонок…

Сотрудник УБЭПа пришёл к нам опросить со своей стороны пострадавшую. Попутно объяснил: мол, для того чтобы доказать мошенническую схему, нашим сотрудникам пришлось внедриться в их фирму.

Тут надо сказать, что в своё время я тесно сотрудничала с Республиканским управлением по борьбе с экономическими преступлениями. Консультировал меня Андрей Ревальевич Ермолаев, начальник одного из отделов управления, опытный специалист, профессионал своего дела. Хочу поделиться его советом всем, кто пострадал от действий мошенников.

Так выглядит прибор СИКЗ-И-О-1. Фото из Интернета

Как только почувствовали, что вас обманывают, идите в полицию с заявлением. Ваше обращение не будет бесполезным, даже если на него не отреагируют. При поступлении другого подобного заявления о нём вспомнят. При поступлении нескольких заявлений работа по ним начнётся безотлагательно. При поступлении десятков – дело попадёт под тщательный контроль высокого начальства.

По всей видимости, так случилось и в этот раз. На фирму мошенников в конце концов набралось более ста заявлений от потерпевших. В начале лета их ждёт суд, а потерпевших – компенсация материального и, что важнее, морального вреда. Бывает же правда на свете!

г. Казань

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий