Великим постом
С большим уважением впервые обращаюсь к вам. Я в этом году в первый раз выписала вашу газету и очень жалею, что раньше ее не выписывала, хотя иногда она и попадалась мне на глаза, и я читала ее от случая к случаю. И вот у меня огромная просьба. Скоро пост. Мне уже 40 лет, но я ни разу в жизни не постилась, а в этом году я хочу полностью все эти семь недель придерживаться поста. Напечатайте, пожалуйста, что можно есть. Может быть, такая я не одна – ведь многие хотят узнать об этом же, но стесняются спросить. Еще хочу сказать, что у меня тяжелая работа на улице. Поэтому совершенно голодной я не смогу работать нормально…
Л.С.
г. Воркута.
Хотя мы неоднократно в прошлые годы писали о пище во время Великого поста (последний раз – «Вера», № 116-117, 1994 г.), нелишне, видимо, вновь вернуться к теме.
Нет нужды, надеемся, повторять, что пост в пище не есть самоцель для христианина. Пост – это не голодовка. «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел» (св. Василий Великий). Св. Иоанн Златоуст писал, что «пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, напротив душу просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею…» Кроме ограничений в еде, нужно помнить, что во дни поста неполезно смотрение телевизора, недопустимы пьянки (хотя в некоторые дни вино разрешается) и курение. Во дни поста не совершаются браки и не празднуются дни рождения. Не пристало православным в эти дни посещать развлекательные и увеселительные мероприятия – эстрадные концерты, дискотеки и т.п.
Теперь о пище. «Вообще, по Уставу пост, во-первых, не есть безразличное употребление постной пищи, а известных предписанных родов ее, во-вторых, он есть невкушение пищи ранее положенного времени и более определенного числа раз… В первый день первой седмицы поста (понедельник, 6 марта) «отнюдь ясти не подобает, такожде и во вторый» (Настольная книга священнослужителя). В этом посту первая и Страстная седмицы – наиболее строгие, в них полагается «сухоядение» (т.е. свежие и заготовленные овощи и фрукты, хлеб). Древние христиане даже от вкушения воды в эти дни воздерживались до трех часов дня. В пятницу первой седмицы «входим в трапезу», – говорится в Уставе, а на следующий день, в субботу, «ядим боб обваренный, с маслинами… и варение с елеем (т.е. подсолнечным или др. растительным маслом), вина же испиваем по красоволю (чашке), ради святаго» (Феодора Тирона). В воскресенье «на трапезе ядим варение с елеем, а не рыбы; аще же прилучится, пием вино…»
Здесь следует заметить, что то, что в древних Уставах именуется вином, вовсе не соответствует нашему пониманию этого слова. Вино тогда было, во-первых, только виноградным (либо на меду), во-вторых, с очень невысоким процентом алкоголя (4-8 градусов), часто разбавленным водой.
В последующие недели Великого поста запрещена, вместе со скоромными продуктами – мясом, молочными, яйцами, – и рыба, кроме праздников Благовещения и Вербного воскресенья (в Лазареву субботу разрешается рыбная икра). Дни строгого поста, когда рыба не разрешена, в календаре, разосланном нашей редакцией, обозначены темно-синим цветом.
Разрешение на вино и елей в следующие дни: 9, 22 марта н.с., в Крестопоклонную среду, в день чтения Великого канона, в пятницу 5-й седмицы и в Великий четверток на Страстной. Наиболее ревностные православные христиане в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу в течение дня не вкушали пищи. Великий пост завершается в полночь Великой субботы.
Следует еще раз напомнить, что пост существует для умерщвления плоти, но не для умерщвления здоровья. Поэтому строгость поста необходимо соотносить с собственным самочувствием и родом деятельности, при возможности о мере пощения советоваться со священником. Важно, чтобы организм, ограничиваемый в пище, в дни поста смог почувствовать себя «легким», молитва сама шла на сердце.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий