От покаяния к обновлению
Глава из книги прот. Валерия Лукьянова «Душе моя, возстани»
Жизнь православного человека неразрывно связана с богослужением Церкви Христовой. Богослужебная жизнь года – это одна сплошная цепь, каждый час, каждый день которой не просто единица времени, а звено, связующее нас с прошедшим и направляющее в будущее.
Эта внутренняя связь ярко выявляется в двух богослужебных кругах, примыкающих к Пасхе Господней – предшествующего великопостного круга и круга пасхального (всего 18 недель), оканчивающихся праздником св. Пятидесятницы. Если определить каждый воскресный день его духовным значением, то получится внушительная таблица «направленности» этого времени года, от подготовки к празднику Пасхи, к самой радости Воскресения Христова, приводящей далее к св. Пятидесятнице. Эту дивную богослужебную цепь можно представить в таком виде:
Неделя: о Закхее – Покаяние.
Мытаря и Фарисея – Смирение.
О Блудном Сыне – Прозрение.
Мясопустная – Воздаяние.
Сыропустная – Пост.
Торжества Православия – Утверждение.
Свт. Григория Паламы – Озарение.
Крестопоклонная – Крестоношение.
Преп.Иоанна Лествичника – Восхождение.
Преп. Марии Египетской – Возрождение.
Неделя Ваий – Сострадание.
Святой Пасхи – Воскресение.
О Фоме – Вера.
Жен мироносиц – Любовь.
О Расслабленном – Надежда.
О Самаряныне – Богопознание.
О Слепом – Просвещение.
Вознесение Господне – Одухотворение.
Святых Отцов – Стояние.
Св. Пятидесятницы – Обновление.
Постараемся кратко проследить внутреннюю взаимосвязь недель этих богослужебных кругов.
Чтобы сделать душу способной к обретению подлинной вечной радости, подаваемой христианам на великий праздник Воскресения Христова, необходимо очистить ее воздержанием и молитвою, пример чему показал Сам Христос. Посему и установлен Великий пост. Он дает верующим возможность видения своих грехов и приводит к духовному прозрению. Делается это постепенно и целеустремленно, так что все ступени этого восхождения органически взаимосвязаны.
Так, перед началом св. Четыредесятаипы появляется, как говорится, первая ласточка – неделя о Закхее. Повествование об этом евангельском событии представляет замечательный образ раскаяния в грехе ненавистного народу сборщика податей. Его сердечное покаяние украшается и готовностью возместить ущерб, нанесенный людям, им притесняемым. Поистине, налицо здесь благодатное действие, отрешения – к делу.
Истинное покаяние одно способно даровать человеку подлинное смирение, ибо там, где гордыня, самолюбие, тщеславие, там не уживается смиренный дух, ибо по противоположности их природы, одно исключает другое. Господь показывает это в спасительном самоуничижении мытаря, в сравнении с губительным самохвальством черствого фарисея.
Достаточно человеку чистосердечно раскаяться в своих грехах, как любезен ему становится ему дух смирения. И тогда Господь сподобляет его духовного прозрения, что мы видим в притче о раскаявшемся я блудном сыне, вернувшимся в любвеобильные объятия своего Отца.
Ответственность дела покаяния становится очевидной в неделю Мясопустную из повествования о Страшном Суде, слушая которое всякий христианин, не утративший голоса совести, содрогнется от ужаса и решится на новую жизнь по заповедям
Божиим, дабы избежать праведного воздаяния по злым делам своим.
Единственно, как можно изгнать из души беса, это путем телесного и душевного воздержания, путем борьбы со страстями. Сам Господь указал нам, что успех этой брани лежит через молитву и пост. Ведь пост – установление божественное, и нарушение его влечет наказание от Бога, что и представляется в неделю Сыропустную на примере изгнания из рая первых людей.
Итак, мы на пороге спасительного и Великого поста. Длинные молитвословия, частые поклоны, мрак и тишина, постная пища, самоограничение во всем… Проходит подвиг первой седмицы. Верующие обновляются в своем сознании, чувствуют особенно близкую зависимость от Церкви. Радуются победе Ее над неправдой и ересью, принимают живое участие в празднике утверждения в Православии.
Если первое воскресенье Поста – общее торжество всех православных христиан, то второе воскресенье, называемое «неделей светотворных постов» – празднует торжество узкого круга подвижничества (аскетизма). Здесь пост раскрывается как средство благодатного озарения души человека светом, иногда открывающимся и видимо (как на Фаворе).
«Подходя к середине нелегкого поприща св. Четыредесятницы, св. Церковь предлагает столь необходимое для поднятия упавших сил постящимся великое утешение и ободрение, – св. Крест; ибо ничто не может в такой мере и утешить, и ободрить, и вдохновить утомившегося, даже, быть может, ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг ради нашего спасения» (С.В.Булгаков). Имея перед своим взором Крест Господень, христианину легче и самому нести крест жизни, памятуя, что «без креста не увидишь Христа».
Пройдя половину поприща Поста и ощутив благотворность спасительных плодов его, христианин нуждается в авторитетном руководстве своим подвижничеством, чтобы, взлетев, не упасть и не очутиться в духовном состоянии, горшем того, с какого начинал он этот путь. В подкрепление сего св. Церковь и предлагает путь восхождения по лестнице к небесной славе, – под благим руководством великого учителя постников преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской Горы.
В подтверждение истинности спасительного сего восхождения от земного к небесному, в следующий воскресный день св. Церковь предлагает нашему вниманию жизненный пример благодатного восстания и возрождения преподобной Марии Египетской, одной из величайших грешниц. Искренним своим раскаянием Мария изгладила тягчайшие свои грехи и стала на высочайшую степень духовного совершенства. Христианин, достигший этого этапа св. Четыредесятницы, уже не имеет оснований к унынию, а напротив, ему подается непреложная надежда в прощении любого греха, были бы у него сердечное сожаление и решимость исправиться.
Осилив пройденное поприще и укрепившись в духовном стоянии, христианин подходит к ответственным дням воспоминания страданий Спасителевых и Его искупительной жертвы. Праздник торжественного входа Господа во Иерусалим – врата к Его страстям. Он показывает нам, насколько тщетны надежды на сильных мира сего, насколько превратно отношение людей, насколько, наконец, единое наше упование должно быть возлагаемо на Господа. Но путь к Пасхе лежит через Голгофу. И для нас в Вербном воскресенье открывается путь сострадания Христу. Действительно, унаследовать славу Божию можно только сораспявшись Ему. Это ясно каждому, честно совершающему подвиг поста и молитвы. И когда видим весь натиск человеческой злобы на невинного Страдальца, – учимся у Него терпению, безропотности, покорности и смирению.
Пост окончен. Страстная седмица завершилась субботой покоя. Сердце постника, как воск умягченное, умилительно готово к восприятию ограды и ликования св. Пасхи, не в обывательском, конечно, духе разговения и празднества, а в спасительном и подлинном воскресении души для восприятия новой благодати. То – Пасха наша! В светозарную сию ночь верующие, очистившиеся в бане покаяния, как никогда в другое время могут преисполниться любовью к Богу и через нее любовью ко всем – и любящим, и ненавидящим. То великая тайна! И настолько проникаемся мы этой чистой любовью, что если бы умереть в эту светлую ночь, то открыты нам двери прямо в райские обители.
Любовь Бога к Своему творению настолько велика, что не может допустить кратковременности чистого радования. Напротив, пасхальная радость, по обетованию Самого Спасителя, приумножается и совершенствуется: «Радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11), т.е. откроет путь благодати, такой дивной, что и на сердце человеку не приходило то, что уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Отражением этого обетования является путь от Пасхи к Пятидесятнице, от воскресения к обновлению. Сораспявшись Христу и совоскресши с Ним, верующие одухотворяются, обогащаются дарами благодати – веры, надежды, любви, просвещения. В первый же воскресный день после Пасхи, в неделю Фомину, вспоминая явление Господа по Воскресении апостолам, св. Церковь укрепляет нашу веру трогательным примером сомневающегося ученика, уверившегося в воскресение Учителя осязанием Его пречистых ран. Преемственно Господь указывает через апостола и нам путь к укреплению в вере: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).
Хороша, спасительна и необходима вера, но если не имеет добрых дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). Образ пламенной и постоянной любви, великого и вседушного усердия св. Церковь раскрывает в подвиге свв. Жен мироносиц, всецело посвятивших себя любимому Господу, служа Ему от имений своих. Не оставляют они Его и во время страданий и смерти Его, усердствуют оказать Ему последнюю погребальную почесть: помазание ароматами Тела Его. Тому, кто много любит, много и дается. За свое необычное усердие свв. мироносицы первыми сподобляются принять радостную весть Воскресения. Каждому человеку, глубоко любящему Бога, также подается милость и благодать. И все же один Бог без греха, а человек плотян, предан греху, доброго, которого хочет, не делает, а злое, которого не хочет, делает; если же делает то, чего не хочет, уже не он делает то, но живущий в нем грех (Рим. 7, 14-20). И поэтому человек подобен расслабленному, который был наказан за свои грехи и которого Господь исцелил в овчей купели. По нашей наклонности ко греху мы действительно являемся расслабленными и очень нуждаемся в милости Божией. На примере исцеленного св. Церковь в неделю памяти о нем показывает нам, что и мы имеем надежду на прощение и помощь от Него, если будем сожалеть и каяться в грехах своих.
Событие за событием, следуем мы по стопам Спасителя в дни еврейской Пятидесятницы. Обновленные через воскресение Его, укрепив в себе добродетели веры, любви и надежды, находим мы себя вместе с женою Самаритянкою у ног Божественного Учителя, готовые внять призывному гласу Его. Для нас открывается подвиг богопознания «в духе и истине», лучше всего раскрываемый в богодухновенном богослужении православной Церкви.
При сердечном стремлении к богопознанию, христианин сподобляется истинного просвещения в Боге, прозревая от слепоты духовной, ибо всякий грешник есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Перенося нас мысленно к чудесному дарованию Господом Иисусом Христом зрения слепорожденному, св. Церковь поучает, что истинный просветитель – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.
Просвещенный святыми таинствами и добродетелями, благочестием и богопознанием, христианин на следующей ступени восхождения к небесному получает великое утешение в празднике Вознесения Господня, «уподобляясь, – как учит св. Иоанн Златоуст, – ангелам и соединяясь с бесплотными, ибо Господь, восшедши на небо, примирил с Отцом Своим род человеческий». В возвышенном сем празднике мы видим истинное одухотворение человеческого естества, «которое в лице Иисуса Христа вознесено выше светоносных духов и спосажено на престол божественной славы; а это уверяет всех нас в том, что отныне для земнородных открыт вход на небо, куда за Иисусом восходят все истинные Его последователи» (С.В. Булгаков).
Проходя разбираемые циклы богослужений, мы видим, что христианам через богослужение подается прекрасное и утешающее духовное состояние, если осмысленно проникаться духом этих поучений и вдохновений. «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3, 11). Стой в истине, содержи истинное правило христианской веры, говорит нам св. Церковь, а для сего держись твердо учения святых Отцов Церкви, воспоминаемых сразу же после праздника Вознесения и за неделю до празднования св. Пятидесятницы, ибо они «все собравше душевное художество и Божественным Духом срассмотревше, небесный и честный символ веры богописан-не начерташа» (стихира на хвалитех).
Круг завершается. Пятьдесят светозарных и радостнейших дней венчаются днем таинственного обновления, воспоминанием праздника Св. Троицы, сошествия Св. Духа на Апостолов. Преемственно Св. Дух нисходит на всех верных чад Церкви Христовой, как поется в богослужении праздника: «ныне Утешительный Дух на всяку плоть излияся, от апостольских бо ликов наченший, ко всем верным простирает благодать Свою» (стихира на стиховне).
Благодать – это дар свыше и ищет сродную себе горнюю стихию. Может ли вместить сей огненный дар та душа, которая только почивает на лаврах своего умиления и вдохновения радостными событиями пасхального круга? Конечно, нет! Жизнь предъявляет гораздо более трудные требования, ибо, как мы уже говорили, внутри нас постоянно борются как бы два существа – доброе и злое. И вот – истинная христианская жизнь начинается в нас лишь только тогда, когда мы сознательно становимся на сторону доброго существа и стараемся победить злое.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий