«Томлюсь Во имя Христово»

11 марта на заседании Священного Синода по ходатайству митрополита Вятского и Слободского Марка принято решение включить имя протоиерея Николая Флорова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память его будет совершаться 3 июля.

Протоиерей Николай Флоров, 1905 г.

Протоиерей Николай Семёнович Флоров родился 10 октября 1870 года в селе Пушейское Слободского уезда Вятской губернии в семье священника Симеона Флорова.

Окончив в 1886 году Яранское духовное училище, Николай поступил в семинарию в Вятке и в 1894 году был назначен учителем в церковно-приходскую школу села Юма (ныне близ районного центра Свеча Кировской области). На следующий год он женился на дочери священника Вере Шубиной и обрёл в её лице не только преданную подругу жизни, но и в лице тестя, священника Филиппа, – наставника в пастырском делании и прекрасный пример для подражания. В том же 1895 году Николай Флоров был рукоположён в сан священника. В селе Гостево под Котельничем, куда он был определён священником, им была написана церковно-приходская летопись местной Вознесенской церкви. Труд молодого священника отметили и местные историки, и архиерей. В 1903 году его перевели на большой приход села Молотниково. Он неоднократно публиковался в «Вятских епархиальных ведомостях», проводил народные чтения о Святой Земле, работал в церковно-приходских школах, народном училище – словом, вёл активную работу «учёного священника» на ниве народного просвещения.

Предреволюционные годы были для отца Николая периодом наиболее активной его деятельности как пастыря и проповедника, сотрудника целого ряда духовных изданий. Когда он стал служить в Свято-Троицком соборе города Котельнича, публикации его в «Епархиальных ведомостях» стали появляться гораздо чаще. В них он освещал наиболее важные события в духовной и общественной жизни города. В годы войны отец Николай много писал о русских героях, погибших на фронтах, служил молебны, призывал в проповедях к помощи пострадавшим и раненым воинам. В 1914-1915 годах отец Николай опубликовал более 120 заметок и проповедей в духовных изданиях на самые разные темы, так что его вполне можно было назвать самым активным православным публицистом епархии. Его особое внимание было обращено к судьбам простых, незаметных, скромных людей.

Помимо проповеднических трудов, отец Николай Флоров с октября 1916 года преподавал в Котельничской женской гимназии, был там руководителем педсовета.

В 1918 году отец Николай был временно определён на службу в Вознесенский храм села Гостево, где уже служил в молодости, здесь 16 июля 1918 года он вместе с другими представителями духовенства по решению Вятского ревтрибунала был взят в заложники и отправлен в Котельничскую тюрьму.

В 1921 году он писал, что его освободили из застенков ЧК благодаря настойчивому ходатайству сына священника Ивана Тепляшина, на тот момент героя войны, красноармейца.

Ведомость Вознесенской церкви села Гостево за 1921 год свидетельствует о том, что священник Николай Флоров активно руководил своим приходом, был председателем церковно-приходского совета. Причём его рукой записано, что в 1921 году сей совет заботился о религиозно-нравственном просвещении прихода, обучении детей Закону Божию и церковному пению в здании храма. В 1921 году по ходатайству прихожан священник Николай был удостоен права ношения наперсного креста. 27 февраля 1924 года он выступил на обновленческом епархиальном съезде в Вятке с критикой обновленческого движения. В эти годы он был возведён в сан протоиерея.

В 1929 году он был назначен настоятелем храма в селе Окатьево. Священник этого же храма, прот. Александр Чемоданов, сообщал в епархиальный совет, что служить им зимой приходилось в неотапливаемой Ильинской часовне при температуре воздуха минус 16 градусов и ниже. При этом он писал: «Мы, пастыри, в частности о. Н. Флоров, оборвались до невозможности. В особенности о. Николай ходит положительно в рубище, какого не надевают даже окатьевские нищие, и одеться и обуться в тёплую одежду не на что». При этом сам отец Николай писал супруге в Гостево, что живёт спокойно, читает святителя Феофана, пишет духовную музыку.

После закрытия в том же году храма в селе Окатьево протоиерей Николай ненадолго вернулся в село Гостево, где подвергся экспроприации всего имущества, включая дом.

Вскоре протоиерей Николай Флоров отправился служить в село Кобра, где в течение двух лет перед этим были арестованы четыре священника и диакон, – он понимал, что и сам будет вскоре арестован. И действительно, в октябре 1932 года он был заключён под стражу. Почти за год до этого отец Николай сделал на тетрадном листочке пометку карандашом: «Остаюсь среди христиан навсегда. 1931 г. 28 октября».

Протоколы допросов свидетелей рассказали о том, что о. Николай в январе 1932 года неоднократно в конце каждой службы призывал к защите храма. Архиепископу Евгению (Зернову) отец Николай писал из Котельничского домзака: «С 4 октября – 17 октября, с 3 часов утра я лишён свободы: в вину мне поставили “регистрацию прихода”. Я исполнил пастырский долг, открыл общину и совершал богослужения. Полагаю, я подражал апостольской ревности и томлюсь во Имя Христово».

Во время следствия он категорически отрицал свою вину, никаких имён не назвал. Несмотря на тяжёлую болезнь, отец Николай был осуждён на три года высылки в Северный край. 3 июля 1933 года был освобождён из Вятского домзака – в этот день проходила разгрузка вятских тюрем, так как они были переполнены. В тот же день он отошёл ко Господу.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий