О страдании

Из Слова Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную (В этом году празднуется 22 марта)

 

Когда человек отлучил себя от общения с Богом, символом чему было изгнание человека из рая, он столкнулся лицом к лицу с той реальностью, с той жизнью, которая несла в себе страдания. От страдания не может избавить ничто – ни продвинутая наука, включая медицину, ни усилия, направленные на обеспечение социальной справедливости, ни другие достижения человеческого разума.

Мы знаем, что болезни, страх смерти, измена, предательство, клевета, ложь, человеческая злоба ранят наше сердце, и даже очень закалённые люди не способны оградить себя такой бронёй, которая спасла бы их от зловредного влияния окружающего мира. Даже те, кто живёт напряжённой религиозной жизнью, кто уходит из мира в полный затвор, испытывают скорбь и страдания, а иначе и быть не может, потому что страдание явилось результатом греха, оно вошло в плоть и кровь человеческого бытия.

Но поскольку страдают все – и добрые, и злые, и праведники, и грешники, – то смысл страданий следует понимать иначе, он в чём-то другом.

И вот Крест, который лежит сегодня посреди храма, помогает нам ответить на вопрос: а что же означает страдание? Каков его смысл? Ведь Господь не имел никакого греха, но человеческая злоба, клевета, зависть обрушивались на Него в такой мере и с такой силой, что довели Его до Креста. Он был умерщвлён, будучи не только невиновным, но и безгрешным. Жертва, которую Он принёс, имела очистительную силу для всего рода человеческого.

Какой же тогда смысл в наших собственных крестах? Взирая на Крест Христов, проникаясь в смысл Голгофской Жертвы, мы можем понять смысл наших страданий – они даются нам для нашего очищения. Нет безгрешных людей: несть человек, иже жив будет и не согрешит. А что же нужно для того, чтобы были прощены грехи? Достаточно ли слова «прости», сказанного нашему близкому, родному человеку, нашему коллеге, нашему собрату? Этого недостаточно. Как преступление светского закона искупляется страданием, связанным с ограничением свободы, так и преступление Божиего закона, по Божественной справедливости, не может исключать страдания того, кто этот закон нарушил. И это не наказание, но Бог посылает нам этот крест для того, чтобы мы, правильно неся наш крест – без ропота, без осуждения, без внутренней злобы, без ожесточения, – могли искупить наши собственные грехи. Тот же святитель Феофан Затворник замечательно говорит: «Лучше потерпеть в этой жизни, чем пострадать в жизни будущего века». Проходя достойно испытания, которые встречаются на нашем пути, неся крест по-христиански, как учит Сам Господь примером Своим, мы очищаем наши души.

Несение креста сродни покаянию, но даже больше него. В покаянии могут присутствовать элементы неискренности, человеческой слабости: в чём-то не до конца раскаиваемся, перед одним духовником каемся так, перед другим – иначе, и везде присутствуют наша слабость, наша ограниченность, а иногда и наше лукавство. А вот неся крест, подлинно искупаем пред Богом свою вину. И мы должны помнить об этом и принимать крест с радостью – этим мы отличаемся от людей, которые в Бога не верят и которых страдание разрушает, не оставляя часто никаких шансов к тому, чтобы продолжалась та жизнь, которой человек привык жить.

Христианское понимание страдания вооружает человека колоссальной духовной силой, делая его непобедимым, несгибаемым. Именно так воспринимали страдания святые мученики. Никто не сбрасывал с себя мученический венец, никто не бежал к прокураторам, вымаливая пощаду, – христиане встречали со спокойным, незлобивым, мирным взором приближающиеся страдания и саму смерть, ужасая своей силой палачей.

Ничего не изменилось с тех самых пор, когда крест христианина связывался с гонениями. И сегодня мы проходим через тяжкие испытания в личной, семейной, общественной жизни, когда подчас не хватает сил; и мы ропщем на Господа, а иногда и хулим имя Божие, вознося к небу вопрос, в котором нет смысла: «почему, Господи, Ты мне это послал?», не ведая Божественных путей. Или ещё того хуже: «Если Ты мне это послал, значит, Тебя точно нет. Ведь я-то этого не заслуживаю, я же лучше – так почему именно мне, а не соседу?»

На эти богохульные вопросы нет ответа. Бог каждому даёт крест по силам, дабы избавить нас от страданий в жизни вечной. Но несение креста имеет не только эсхатологическое значение, но и значение для нашей внутренней, духовной жизни, а также для нашего общения с другими людьми, потому что человек, сознающий смысл страданий и принимающий их как крест во спасение, обретает возможность и силу изменять к лучшему свою жизнь и жизнь окружающего его мира. Таково послание сегодня всем нам от Креста Господня, которому мы коленопреклонённо поклоняемся в середине Великого поста. Аминь.

 18 марта 2012 г.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий