Воздержание во дни Великого поста

Пост – это не только дело добровольное: он различается для опытных и новоначальных, для монахов и мирян, для трудящихся на тяжёлых физических работах и офисных служащих, для больных и здоровых, для путешествующих и живущих дома и т.д.

Неизменны в христианстве лишь вероучительные догматы, остальное же должно использоваться в соответствии с внутренним духовным рассуждением, а если такового нет, то с советом духовного руководителя.

Существует несколько степеней строгости поста. Настоящим постом считается полный отказ от пищи, но это, понятное дело, не может длиться долго, в противном случае превращается в самоумерщвление, а это грех. Он практикуется среди подвижников в некоторые дни или периоды Великого поста, например на Страстной. Следующая степень – так называемое сухоядение, заключающееся в том, что употребляется лишь холодная пища неживотного происхождения, приготовленная без использования растительного масла. Далее – пост, при котором та же самая пища без масла может разогреваться. Четвёртая степень поста позволяет использование при приготовлении пищи растительного масла. Есть пост, при котором разрешаются, как, например, в Лазареву субботу, помимо варёной пищи с елеем и вином, рыбная икра. Есть посты, во время которого допускается постоянное вкушение рыбы. Наконец, наиболее лёгким является пост, при котором лишь полностью исключается мясо.

Меньше внимания уделяется количеству пищи, а ведь это тоже важно. Почему-то считается, что если в Уставе прямо не названо количество рекомендуемой постной пищи, то можно есть её в неограниченном количестве, замещая потерянные от запрета на мясо калории. Но смысл поста не в отказе от скоромного, а в воздержании в широком смысле этого слова. Питаться умеренно – именно так можно сформулировать основное правило поста.

Одним из условий правильности Великого поста является постепенность. Неслучайно есть масляная седмица, когда мясо уже не вкушается, а молоко, масло и пр. ещё разрешены. Пытаться, будучи новоначальным, сразу начинать с сухоядения – значит противоречить основному смыслу поста, который состоит в борьбе с собственной гордостью.

* * *

Напомним основные установления, касающиеся пищи в Великий пост.

Святая Четыредесятница состоит из шести седмиц. Лазарева суббота, Вербное воскресенье и Страстная седмица стоят особо и в её состав не входят.

По строгости воздержания среди седмиц Великого поста самыми строгими являются первая и Страстная, в некоторые дни которых устав предписывает полное воздержание от пищи.

Уставные указания о воздержании в пище в это время содержатся в 32-й главе Типикона:

  1. В понедельник и вторник первой седмицы Великого поста вкушение пищи не положено. Первый приём пищи (хлеб «тепл», варёные овощи, тёплая вода с мёдом, т.е. варёная растительная пища без масла) полагается в среду после совершения литургии Преждеосвященных Даров. Для тех, кто не в состоянии выдержать такие предписания, и для престарелых Устав разрешает перенести первый приём пищи (хлеб и квас) на вторник, после вечерни.
  2. В остальные седмицы Святой Четыредесятницы с понедельника по пятницу положен однократный приём растительной пищи без масла: вечером.
  3. В субботы и воскресенья Великого поста положен двукратный приём варёной растительной пищи с растительным маслом и вином.
  4. Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если этот день будет прежде Лазаревой субботы) разрешается растительное масло и вино.
  5. В сам день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье полагается рыба.

Данные указания приведены здесь как идеал, то, к чему можно стремиться. В наше время важными для соблюдения поста оказываются не столько ограничения себя в пище (здесь самое важное, чтобы во время поста сохранялось постоянное внутреннее ощущение утеснённости в пище), сколько в развлечениях, просмотре телепередач и фильмов, «информационный пост».

Страстная седмица – это последние дни земной жизни Спасителя, дни Его смерти и погребения. Эта седмица по важности совершавшихся в её дни событий не может быть приравнена к другому времени церковного года – именно поэтому каждый из её дней называют Великим. Во всю Страстную седмицу не совершаются ни богослужения святым, ни поминовения усопших, ни молебны. Страстная седмица должна проводиться христианами в строгом воздержании и молитве. Именно во время этих святых дней следует проявить особое усердие и в пищевом посте. После Святой Четыредесятницы Страстная седмица завершает Великий пост, и вознаграждением нам за труды будет праздник Святой Пасхи и разговение после торжественного богослужения.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий