“Днесь вод освящается естество”

Рубрика • Традиции •

В навечерие Св. Богоявления по древней христианской традиции освящается вода. Чин совершения великого водоосвящения совершается так. Вспоминаются пророчества Ветхого Завета о событии крещения, само событие крещения в реке Иордан Иисуса, читаются молитвы с призыванием благословения Божия на воду и даровании ей возможности очищать и исцелять людей. Затем иерей, благословляя, троекратно погружает в воду крест, как бы знаменуя этим погружение в воды Иордана Самого Спасителя. Затем всем верующим этот крест подается для целования, а только что освященной водой кропятся предстоящие в храме.

Затем христиане набирают освященную крещенскую воду (ее еще называют агиасмой) в сосуды и разносят по своим домам: ее пьют, кропят ею жилища. Церковными правилами предписывается вкушать великую агиасму натощак.

Великое водоосвящение бывает и в сам день Богоявления. Происходит это, как и накануне, в конце литургии, после заамвонной молитвы. Почти повсеместная на Руси традиция, дожившая до начала нашего века, предписывала во второй раз великое освящение воды совершать на водоемах – в реках, озерах, ручьях (на высоких берегах которых часто и стояли православные храмы) или же – в колодцах, кадках, вынесенных на улицу. В речном льду заранее выруба крестообразная «иордань». К этой проруби после службы из села под колокольный звон отправлялась процессия мирян и причта – с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями. Водоосвящение на морозе (на рисунке), длившееся хотя и сравнительно недолго, однако ж довольно, чтобы продрогнуть, не отпугивало некоторых наших предков-смельчаков, стремившихся искупаться в проруби. Ныне традиция эта закреплена за «моржами», – церковь, однако, не поощряла такие эксперименты, заботясь о здоровье простых смертных (т.е. «не-моржующих»).

История этого двойного водоосвящения в Крещенский сочельник и в сам день Богоявления на Руси не была безоблачной. Известный церковный реформатор патриарх Никон в середине 17 века, несмотря на увещевания Антиохийского патриарха, ссылаясь на традицию однократного водоосвящения первых веков христианства, решил запретить великое водоосвящение в день Богоявления. Запрет продержался 12 лет и отменен был Большим Московским собором.

Увы, водоосвящение на водоемах в день Крещения Господня ныне стало крайне редким явлением. Причина чаще всего очень проста – если уж не хватает мужиков, которые могли бы натаскать в храм воды, то что говорить о серьезных приготовлениях для водоосвящения на реке (лед вырубить, утоптать площадку, дорожку прочистить)!.. Все же, надеемся, эта удивительно радостная традиция, когда благодать Божия с Небес исходит прямо в природную, «дикую» стихию воды, освящая тем самым и всю природу – надеемся, что она возродится вновь.

И.Владимиров (Игорь Иванов)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуск

Добавить комментарий