Фундамент и стены
Вырастить юношу – всё равно что построить дом. Фундамент этого дома – воспитание, стены – образование. А не наоборот, как некоторые говорят, оставляя за воспитанием роль пыльного чердака, захламлённого старьём вроде галантности или уважения старших. И уж тем более это не некий необязательный флигель при усадьбе, как об этом без устали твердят современные либералы. Фундамент!
Недавно фактически это же сказал и глава государства: «Получить знания – это не просто, но это всё-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине, – это абсолютно фундаментальные вещи».
Зададимся вопросом: каким должен быть фундамент? В первую очередь крепким. Ведь дом, построенный на песке, не устоит. А уже к стенам будут дополнительные пожелания, чтоб, кроме устойчивости, они были красивыми, тёплыми и так далее.
Это я размышляю над случаем, который произошёл на днях в Лавровской гимназии в Псковской области, который потом вытащили на Центральное телевидение и долго обсуждали в режиме ток-шоу. На видео слышно, как класс срывает урок: шум, хихиканье, ученик, раскачиваясь на стуле, слушает музыку, поджигает зажигалку, дерзит учительнице. Не выдержав, она вырывает из-под него стул. Верзила-десятиклассник поднимается и бьёт по лицу преподавательницу, та падает. Снимает подружка этого парня.
Чего, думаю, именно этот случай решили обсуждать на ТВ? Ведь такое происходит сплошь и рядом. 16 января: московский восьмиклассник-второгодник избил учительницу прямо на уроке физики – она безуспешно требовала выключить музыку и убрать мобильник. Удар, второй… Преподаватель дома на больничном. 28 февраля: в Ульяновске суд арестовал 15-летнего школьника, пырнувшего в живот ножом 59-летнюю учительницу. Женщину госпитализировали. На учёте в полиции ученик не состоял, нападение было беспричинным.
Это только в последние дни ставшее достоянием общественности, а ведь подобное происходит постоянно, просто почему-то за благо считается разбираться со всем этим в стенах школы, «чтобы не позориться». Согласно одному из опросов (три тыс. преподавателей в 75 регионах), две трети учителей становились жертвами травли со стороны учеников, при этом половина их подвергались насилию от учеников два-три раза, а шесть процентов – регулярно.
– Приходит ученица на урок, – рассказывает знакомая преподаватель, – выкладывает на парту булочку и чашку кофе, начинает жевать, а потом демонстративно поворачивается к подружке сзади и начинает обсуждать что-то.
– Ну и как вы поступили? – спрашиваю, не понимая, как следует тут поступить. Наорать? А может, они этого и ждут? Вспоминаю, как недавно выведенная из себя учительница в Башкирии начала орать на учеников, а они засняли это на телефон. Результат: учительницу сразу уволили.
– Ну как… ситуативно, – отвечает знакомая. – Девочка сидела впереди, поэтому я подошла, присела на краешек её парты, задом к ней, а лицом к остальному классу, и продолжала давать материал.
– Это хорошо, – говорю. – А если б она, например, плеснула этим горячим кофе вам на спину?..
Мне приходилось разговаривать с преподавателями, которые готовы всю вину за безобразия учеников переложить на что угодно, в том числе на коллег: «педагогическая несостоятельность», «непонимание сложного социального положения ученика», «недооценка негативного влияния среды» и пр. На самом деле мы знаем, что да, дети транслируют зачастую отношение к профессии преподавателя своих родителей: дескать, раз учитель, то это неудачник, работающий за гроши. Знакомый преподаватель как-то сказала, что среди ценностей её учеников на первое место вышли деньги. Ну так и бить надо именно по самому чувствительному – по карману.
В Казахстане в конце прошлого года был принят закон, по которому за оскорбление педагога родителем установлен штраф примерно 13 тыс. рублей; нахальство ученика обойдётся родителям в две трети этой суммы. За повторные инциденты сумма существенно возрастает. Кстати, тем же законом установлены штрафы за требование непредусмотренной отчётности, проверки. Подобный законопроект разработал общероссийский профсоюз учителей. В нём предлагается штраф за оскорбление учителя до пяти тысяч рублей, за нанесение побоев – уголовное наказание сроком до трёх лет лишения свободы. В последнем случае непонятно, зачем дублировать уголовный кодекс, но лично я штрафы одобряю.
Поскольку девятилетка у нас, можно сказать, обязательна, жёсткие методы неизбежны. Как бетон в фундаменте дома уплотняют вибрированием, так и фундамент воспитания должно «уплотнять» не только (и может быть, не столько) пряником, сколько кнутом.
Мне скажут, разумеется, что жёсткость к ученикам – это советская школа, – и слава Богу! А я напомню про многовековой опыт частных элитных школ на Западе, в той же Британии: в них поддерживается жесточайшая дисциплина. Строго с нарушителями было и в российской дореволюционной школе – а нам, поверьте, есть чему из её опыта поучиться. Мне скажут, что государство не должно лезть в образование с репрессиями – и я, пожалуй, соглашусь. Но и абсолютное большинство родителей, уверен, согласятся с тем, чтобы в той или иной форме ужесточить «режим» для своих распустившихся отпрысков. Например, всё чаще на собраниях педагогов и родителей принимается совместное решение о том, чтобы на время нахождения в школе мобильные телефоны оставались в гардеробе, а ещё лучше – дома. Много хороших родителей я знаю, у которых дети хамы. Часто это потому, что в детей они вкладываются деньгами вместо общения. Но ещё чаще родители устают бороться с их «рогами», отступают, сил нет, все они потрачены на зарабатывание тех же денег, я уж не говорю о том, что и молитвы за детей нет.
«А как же школьная демократия, творчество и прочее?» – скажут мне (и уже возмущаются некоторые либералы в СМИ). Мне же хотелось бы спросить таких: где они были, когда устанавливались драконовские, точно в исправительной колонии, методы проведения ЕГЭ? Ведь если приучить школьника к дисциплине, как раз на экзаменах жёсткости не понадобится.
При этом я уверен: именно на внутренней дисциплине только и зиждется образованность и умение творить. Потому что расхлябанность, неумение противостоять страстям – самое серьёзное препятствие в творческой самореализации учеников и в школе, и в будущей жизни. Когда у юноши недостаёт воспитания, нет внутренних скреп, значит, нужны внешние. И чем они твёрже, тем лучше. А вот уже в работе над «стенами», то есть в развитии у ребёнка навыков творчества, самостоятельного мышления, умения собирать знания, прежде всего нужны тонкие технологии, индивидуальная работа и такт.
Добавить комментарий