«Скрижали Татьяны Дедовой»
Анатолий АВДЕЕВ
Из статьи
Татьяна Павловна выходит из своей крохотной каморочки-мастерской, перепачканная красками, спина, руки и ноги затекли от многочасового сидения на одном месте – еле шагает. А на лице – радость! На её рабочем столе в эту пасмурную осеннюю погоду – рисунок, на котором изображена весна, светит солнце, по небу плывут барашки-облака, молодая женщина несёт на руках своего младенца, который всплеснул обеими ручонками, желая одним взмахом охватить весь мир. Так просто и незатейливо произошло знакомство с этим удивительным человеком – Дедовой Татьяной Павловной, художником-реконструктором, историком, графиком, романтиком, путешественником, большим любителем творчества Пушкина…
* * *
Если наш знаменитый земляк Аполлинарий Васнецов занимался воссозданием картин старой Москвы, то Татьяна Павловна занимается воссозданием уходящей Вятки. В творческом багаже художницы более 500 работ с видами старой Вятки. Благословил её на это известный вятский краевед и библиофил Е.Д. Петряев. Самые первые рисунки Татьяны Павловны по данной теме были напечатаны в «Литературной газете» в 1980-е годы. Татьяна Дедова – реконструктор старины. Работая с известными краеведами и архитекторами А.Г. Тинским, И.В. Беровой, Л.Б. Безверховой, она стала воссоздавать в рисунках ансамбли вятских монастырей, городских зданий, садов, улиц старой Вятки, находя для каждой работы поэтический, возвышенный настрой.
* * *
Ценность пейзажей Татьяны Дедовой в том, что они исторически достоверны, в рисунках всё узнаваемо. На акварелях – сельская местность, дороги, овражки, околицы, леса, река… Вятская земля, окружённая атмосферой сказочной старины. При этом размеры всех архитектурных сооружений сомасштабны их природному окружению. Сокровища вятской провинции, с русской грустинкой, искренностью и безграничной душевностью северной деревни. Всё узнаваемо: храм, лес, луга, поля, жители деревни…
* * *
Красивейшая панорама древнего города поражает своеобразием построек, вереницей растянувшихся вдоль набережной; стройными шпилями церквей и колоколен. Часть графических работ передают образ строений, не сохранившихся до настоящего времени: это жемчужина Вятки – Хлыновский кремль (1455); церковь Всех святых (1723), которая замыкала улицу Московскую; прежний кафедральный Троицкий собор, многолюдный посад… Татьяна Павловна продолжает создавать для нас сказку уходящей деревянной России в графических изображениях.
* * *
На выставке под названием «Мой город» она получила первую премию и почётное звание «Вятский горожанин – 2005». Выходят её книги-альбомы: «Старая Вятка, города и сёла Вятской губернии», «Творчество А.С. Пушкина», «Свято-Успенский Трифонов монастырь», «Село Истобенское в акварелях»… И о каждом селе, о каждом храме у неё имеется свой небольшой рассказ-легенда. Число же оформленных ею изданий давно перевалило за сотню: поэтические сборники, работы краеведов, труды по лингвистике, иллюстрации к детским книгам… А в творчестве продолжают открываться всё новые грани. Её супруг, Анатолий Николаевич, бывший фотокорреспондент, альпинист-спортсмен СССР, писатель и страстный кинолюбитель, монтирует фильмы об их общих поездках, представляя на суд зрителей.
г. Вятка
Разговор корреспондента «Веры» с Татьяной Павловной Дедовой – в рубрике «Беседа».
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий