Чужой среди чужих

Сейчас это модно называть «когнитивным диссонансом». Разговариваю с человеком мне близким, за которого переживаю. Некоторое время был он без работы и своё портфолио разослал в разные организации. Неожиданно приняли его на испытательный срок в одну структуру, которая, так скажем, занимается оформлением документов. Целый день в этой конторе посторонний люд шмыгает туда-сюда, вопросы свои решает. Подкатили и к нему. Решил он посоветоваться с коллегой, старшим товарищем, и тот просветил: «Если будут предлагать, то сто тысяч не бери, это не деньги. Вот если бы тебе квартиру предложили… Только тогда надо сразу увольняться». Оказывается, есть такая практика: хапнул деньги, уволился – и взятки гладки. А годика через два можно и восстановиться на прежней работе, коллеги подсобят. Круговая порука. На новогоднем корпоративе видел он таких летунов, зашедших на прежнее место работы, и принимали их как «камрадов», временно выбывших. И спрашивали новичка: «Ты по чьей рекомендации сюда попал?» Не верили, что просто по найму. Какая-то осечка в их системе вышла, приняли к себе «чужого среди чужих».

И вот человек рассказывает мне, а в глазах вопрос: «Брать взятки или нет?» Вижу, что не хочет замазаться в этом. Но у него альтернатива: уволиться, чтобы не быть белой вороной, или слиться с системой, взамен решая свои бытовые проблемы. Ведь необязательно брать большие приношения, можно же по чуть-чуть, вроде бы и не берёшь – во всяком случае, надзорные органы не придерутся. Законы и инструкции у нас такие запутанные, что в одной и той же ситуации допустимо приостановить прохождение документа, придравшись к закорючке, или двинуть его дальше – за определённую мзду. А если какой «сверхдоход» получится, то он на Церковь из него пожертвует. И знаю я точно: да, обязательно пожертвует. Так что же ему ответить? Отказывайся от денег, которые тебе сейчас так нужны? Невозможно сделать выбор за другого человека, и я ответил за себя: «Я бы вообще не устраивался на эту работу. Если не можешь побороть систему, отойди в сторону. Заповеди Божии ещё никто не отменял».

Что примечательно, разоткровенничались мы за застольем, когда «отмечали» отставку правительства. Если появляется надежда на лучшее будущее, то разве это не праздник? Новый премьер в своё время был создателем поголовного налогового учёта. ИНН, против которого выступали многие из моих друзей, как раз он и вводил. Помнится, писал я, что не простых людей надо «цифровать», а в первую очередь чиновников и бизнесменов, которые по сговору дербанят государственный бюджет. Тотальный контроль – это для них, ведь сами они взяли на себя ответственность. Некоторые эксперты пишут, что Мишустина как раз для того и поставили на правительство, чтобы «выстроить» чиновничий аппарат. Дай-то Бог! И вторая его задача – рачительно распорядиться огромными средствами, накопленными за многие годы за счёт продажи нефти и газа. Вроде бы в основном решено направить их на социальные нужды. Одновременно начато обсуждение поправок в Конституцию, в которой также должен отразиться социальный характер нашего государства. Но что значит «социальный»? Каждому выдать по серьгам, чтобы все остались довольны?

Перед Рождеством, 6 января, политик Владимир Жириновский устроил «чудо» для народа – на Красной площади стал раздавать тысячные купюры, приговаривая: «Дети, инвалиды, сироты, крепостные, холопы…» Многие оскорбились этим, и правильно. Но, наверное, из произошедшего можно и урок извлечь. Если, раздавая деньги, к инвалидам приравнять людей трудоспособных, то последние и станут холопами государства. Вот поэтому с осторожной радостью воспринимаю новости о новых «плюшках» от государства. Увеличение материнского капитала – да, многодетные семьи надо поддерживать. Уменьшение ставки ипотечного кредита – очень хорошо, молодёжи надо помочь встать на ноги. Но основа народного благосостояния ведь не в этом!

Людям нужна работа с достойной зарплатой, чтобы они сами строили свою жизнь. И средства следовало бы вкладывать в оживление экономики. Нужны новые производства на местах. Не только гигантские инфраструктурные проекты вроде моста на Сахалин, но и маленькие заводики в маленьких городах, фермы в сёлах. Россия за пределами больших городов вымирает – это же очевидный факт!

Какие бы поправки сейчас в Конституцию ни вносили, в ней давно уже записано: «Статья 7. 1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Что значит «социальное»? С христианской точки зрения, это понятие многомерно. С одной стороны, мы призваны помогать обездоленным, а с другой – «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Но есть ли у нас право на труд? Сравним два основных закона. В Конституции 1977 года: «Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера». В Конституции 1993 года: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Свобода – это хорошо. Когда есть возможность выбирать между разными работами. А если у тебя на малой родине пойти некуда? И не государство ли должно озаботиться, чтобы такой выбор имелся не «вообще», а там, где люди живут испокон веков? Разве не «социально» было бы внести в Конституцию статью о том, что государство должно хотя бы регулировать (с полной «гарантированностью» вряд ли получится) такие вопросы? Ведь есть различные инструменты для этого. Например, налоговые льготы в тех местностях, где недостаточно производств, которые могли бы занять население. Однако существенных изменений Конституции в этом отношении не ожидается.

…Ну а страна живёт прежней жизнью. И огромные пространства её пустеют – люди уезжают за лучшей долей в мегаполисы. Синекур им не надо, работу бы нормальную. Кстати, в той госконторе, где ходоки со взятками шмыгают, также пока без изменений. Воруют…

 

Оглавление выпуска    Следующая публикация →

Добавить комментарий