Из жизни замечательного чудотворца

19 декабря – память Святителя Николая

 

Мы побеседовали буквально через несколько дней после того, как изданная в серии ЖЗЛ книга «Николай Чудотворец» начала обретать своего читателя.  (Фрагменты книги читайте в рубрике «Вертоград»).

Её автор – Константин Петрович Ковалёв-Случевский, писатель, историк, телеведущий, лауреат Патриаршей литературной премии 2018 года. «К книге о Святителе Николае я шёл долго, с молодости», – рассказывает он. Возможно, читателям встречались другие книги о святых, созданные им. Назовём имена некоторых: Савва Сторожевский, Евдокия Московская, Людмила и Вячеслав Чешские…

Константин Петрович Ковалёв-Случевский

 

Святитель Николай поможет

– Константин Петрович, при каких обстоятельствах Николай Угодник вошёл в вашу жизнь? И если можно – немного о том, что было до этого, какие-то основные вехи вашей биографии.

– Окончив исторический факультет МГПИ, стал работать в издательстве «Литературной газеты», корреспондентом отдела литературной жизни еженедельника «Литературная Россия» – для начинающего литератора весьма престижная должность в советское время. Недалеко от того места, где я жил, стоял Троицкий храм, в бывшем селе Хорошово. Я не раз проходил мимо него, а однажды, гуляя с недавно родившимся сыном, решил его «окрестить». Подумал, что для этого нужно трижды прокатить коляску вокруг церкви, что и сделал. Такая вот наивность, сам-то я тогда ещё не был крещён. Помню, подумал, что в церкви есть придел Святителя Николая – если что, он нам поможет.

Помощь вскоре действительно понадобилась, но сначала я сам захотел помочь этому храму. Построен он был при Борисе Годунове на отвесном берегу Москвы-реки по образцу Малого собора Донского монастыря, так что является уникальным памятником архитектуры. Но из-за того, что там была офсетная фабрика, где работал мощный пресс, храм постепенно разрушался, оседал, по стенам шли трещины. Я начал писать статьи, письма. В конце концов меня услышали и пресс остановили.

– В какие годы это происходило?

– В конце 70-х. Спустя много лет я вернулся к начатому тогда и занялся возобновлением росписи храма – не как живописец, а в качестве инициатора.

Собралась в результате интернациональная бригада – православный священник из Парижа, художники из Японии и Швейцарии, настоящий специалист по фреске – католик из Италии, тогда ещё мирянин, но впоследствии ставший священником, который как раз собирал и собирает материалы о Николае Чудотворце. Он из Римини. Это город, где, как ныне предполагается, хранится часть мощей Святителя.

Это была первая моя встреча с Николаем Угодником. Потом, в Ферапонтово, в Рождественском монастыре, увидел его лик, написанный Дионисием, который потряс меня.

Святитель Николай. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Дионисий и мастерская

Я всё больше узнавал о святом Николае – что он покровитель детей, мореплавателей, а сейчас ему молятся и те, кто летает на воздушных судах, как я недавно, когда возвращался из Калининграда после презентации книги. Была сильная турбулентность, штормило – просто кошмар.

Борьба за Троицкий храм что-то изменила во мне. Я крестился в храме Святителя Николая в Хамовниках, крестил всю семью, в том числе сына, только на этот раз по-настоящему. Мы сделали это тайно, но вскоре меня вызвал к себе заместитель главного редактора – человек, скажем так, курировавший вопросы безопасности, – и заявил, что «Литературка» – идеологический орган, так что люди с крестами в ней работать не могут. «Разве “Литературная газета” – это идеологический орган?» – удивился я. Оказывается, да.

Так я оказался на улице – работал сторожем, дворником, но святой Николай помог. Известный книголюб писатель Евгений Осетров взял меня в свой «Альманах библиофила». Что интересно, зарплата стала в полтора раза больше, я сидел в кабинете с видом на Кремль, ездил в командировки по всей стране. Потом меня взяли в Институт мировой литературы и в числе других молодых учёных отправили на стажировку в Оксфордский университет. Стали выходить книги, передачи на телевидении. В общем, Господь всё удивительным образом устроил.

Бортнянский для советской молодёжи

– Вы ещё в советское время написали книгу о композиторе Бортнянском для серии «Жизнь замечательных людей»…

– Довольно интересная история. Когда я крестился, то начал ходить к одному православному священнику в Подмосковье. Это тоже конец 70-х. Как-то пожаловался, что ничего не успеваю. Я был тогда молодой, энергичный, писал стихи, прозу, сочинял музыку – у меня есть музыкальное образование по классу скрипки. Затем дети родились. В общем, мне не хватало времени в сутках. Это очень мучило. Батюшка задумался, а потом сказал: «Значит, вы интересуетесь музыкой и пишете прозу? А почему бы не совместить одно с другим? Тогда вам станет легче. Пишите о музыке».

Сразу после разговора я вернулся домой и первым делом открыл музыкальную энциклопедию… Это смешно, но так всё и было. Начал смотреть с буквы «А». Может, написать про Алябьева? Нет, неинтересно. Дошёл до буквы «Б». Там: Балакирев, Бородин… А вот Бортнянский, про которого всего один абзац. Был, мол, такой композитор духовного пения, перечислены даты жизни, и всё. Меня это удивило, стал искать материалы и понял, что о нём почти ничего не известно.

Композитор Дмитрий Степанович Бортнянский

Так началось моё увлечение историей русской духовной музыки XVIII – начала XIX веков, итогом которого стало несколько книг. Но торить этот путь было непросто. Когда книга была написана, оказалось, что издавать её не особенно-то и хотят. Дело в том, что серию «ЖЗЛ» курировал ЦК ВЛКСМ, где не очень понимали, зачем Бортнянский нужен советской молодёжи. И хотя большая часть музыки у Дмитрия Степановича была светской, он был «в списках» самых известных в России церковных композиторов. «Как можно его пропагандировать?» – недоумевали люди, от которых зависел выход книги.

Так она и лежала недвижно, уже готовая к печати, пока я не пошёл к секретарю Союза композиторов СССР Тихону Хренникову. «Не может быть, что запрещают!» – удивился он. И стал бомбить ЦК ВЛКСМ письмами от Союза композиторов, так что в конце концов книгу всё-таки издали. Я горжусь этим, потому что в музыкальных школах стали появляться портреты Бортнянского, о нём начали широко говорить.

Композитор Дмитрий Бортнянски. Портрет кисти Михаила Бельского, 1788 г.

Мне же запал в память один комичный случай, который случился с ним в детстве. Бортнянский в семь лет попал в придворную певческую капеллу, и во время пасхальной заутрени он должен был петь партию, но заснул, прислонившись к иконостасу Большой церкви Зимнего дворца. В нужный момент он не запел, хор остановился, и мальчика хотели наказать, но императрица Елизавета сказала: «Нет, дайте мне его!» Взяла на руки и отнесла в покои, где уложила спать на свою кровать. Впоследствии он руководил хором на всех богослужениях императорской фамилии. В церковном обиходе до сих пор остаётся множество его произведений. Самое известное – «Да воскреснет Бог». Или, например, «Дева днесь» – великое рождественское песнопение. Или Херувимская № 7, которую поют почти во всех храмах. Я уже не говорю про духовные концерты. «Скажи мне, Господи, кончину мою» – это великая музыка.

 «Мне хотелось написать обычную книгу»

– Удивительно, что ваша книга о Святителе Николае не появилась раньше, с учётом того что с ним связана история вашего воцерковления.

– Слишком велик был объём материала, который пришлось изучить, не говоря о том, что я волею судеб побывал во всех местах, которые связаны с жизнью Святителя, общался со специалистами. Был в Мирах Ликийских, где и появилась мысль написать книгу, в Бари, в Венеции, в Римини, где хранится часть мощей, и я в книге пытаюсь доказать, что, вероятнее всего, они подлинные.

Мне хотелось написать обычную книгу, жизнеописание, которого мне лично не хватало и которое я бы приобрёл для себя, если бы его подготовил кто-то другой. Но когда стал работать, понял, что получается больше, чем задумал, – объёмный капитальный труд. До революции выходили жизнеописания, но агиографического свойства, словесная икона, где не всегда бывают даты, а упор делается на чудеса, духовную жизнь. И есть научные работы. Я предполагал создать что-то среднее – жизнеописание, где любому читателю виден был бы масштаб личности.

Да и самому было интересно понять феномен Николая Угодника, которого так почитали в России, что называли даже «русским богом». Не стоит этого пугаться. Так сложилось. Помните пушкинское: «Гроза двенадцатого года настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?» Это как раз о Святителе. Откуда это? Два русских императора носили его имя и считали его своим покровителем: Николай Первый (при нём Пушкин и писал эти строки) и Царственный страстотерпец Николай Александрович. Была такая история, которую страшно пересказывать. Один крестьянин спрашивает другого: «А что будет, если Бог умрёт?» «А Николай Чудотворец на что?» – отвечает другой.

– Это уже язычеством попахивает.

– Да, конечно. Но для русского человека Николай Чудотворец – это главный покровитель, ходатай перед Богом, образец священнослужителя. Было множество эпитетов – кроме Угодника, Чудотворца, это и Никола Мокрый, и Никола Зимний, и Никола Можайский и так далее.

Никола Зарайский

А географических названий в честь него без числа. Началось это, наверное, ещё в Киеве, когда одна семья плыла на богомолье и ребёнок утонул, незаметно выпал из лодки – не досмотрели. Родители пришли в храм Святителя и увидели там своего сына в мокрой одежде – с него лилась вода. Это чудо произвело тогда очень сильное впечатление. Оно было одним из основополагающих для истории Руси, когда начиналось почитание.

– А о новейших чудесах у вас рассказывается?

– У меня не было такой цели. Вот когда я писал книгу о Савве Сторожевском, то там собирали такие сведения, и в этом году вышел исторический труд, в котором собраны сведения и о чудесах. По Святителю Николаю их подробно теперь почти не собирают. Возможно, потому, что чудес очень много. А может, потому, что у нас нет мощного Николаевского центра, посвящённого Святителю. За рубежом такие имеются, например в итальянском Бари или в США. В качестве приложения к Житию Святителя Николая у Димитрия Ростовского было опубликовано множество чудес. Некоторые пересказали Вознесенский и Гусев в книге, вышедшей в девятнадцатом веке. А потом эта работа приостановилась. Нет сейчас и такого ярко выраженного почитания, как прежде, хотя оно всё равно очень сильное. Возьмём тот же Великорецкий ход, о котором я пишу в книге.

«Вася разбуди отца!» Об этом чуде рассказал Василий П-кий в 1922 году, когда был уже в зрелом возрасте. А чудесное спасение с помощью Свт. Николая произошло, когда Василию было 10 лет.

– На Западе почитание вроде и есть, но оно несколько странное.

– В Америке, с одной стороны, есть культ Санта-Клауса, с другой – сейчас его зовут просто Санта, в котором от святого Николая не осталось ничего, хотя и раньше было немного. Просто добрый дедушка, который привозит на оленьей упряжке подарки.

– Ближе к нашему Деду Морозу.

– В целом да, но нельзя забывать, что в Соединённых Штатах живёт почти 70 миллионов католиков, которые всё-таки соотносят Санта-Клауса и архиепископа Мир Ликийских. У протестантов эта связь утрачена окончательно. А у нас так вышло, что рождественского дедушку Николая в советское время вытеснил Дед Мороз с какой-то загадочной внучкой Снегурочкой, у которой куда-то пропали родители. Зато почитание святого Николая всё ещё, наверное, сильнее, чем где-либо, хотя и ослабело в силу общего упадка религиозности. Мы подменили не только реально существовавшего Святителя Николая выдуманным Дедом Морозом, но и призываем детей верить в мифического фольклорного персонажа, а заодно праздновать не Рождество Христово, а языческий Новый год. Это важно понять и осознать, чтобы вернуться к истокам.

Так видят Святителя Николая современные художники. Наталия Деревянко, «Святой Николай»

В общем, начал я изучать Житие Святителя Николая, в том числе и для того, чтобы пробудить у людей интерес к его судьбе, которую даже православные знают лишь отчасти. Например, на презентацию книги в одном просветительском центре пришло немало людей, но оказалось, что многие толком не знали, когда он жил, даже примерно. Редко кто знает, что он много лет провёл в тюрьме во время языческих гонений. Что в акафисте написано, то знали более или менее, но без привязки к эпохе. Это, конечно, тоже немало, но всё-таки хорошо бы знать больше о любимом святом.

Святитель и Никейский Собор

Одним из самых известных деяний Святителя Николая стала пощёчина Арию, родоначальнику ереси, отвергающей Троицу. Согласно ей, Спаситель был кем-то вроде пророка. Ария в итоге осудили, но он ещё долго досаждал православным, так как вместе с ним отпало около трети духовенства. Если бы не Собор, не решимость святого Николая, неизвестно, чем могло бы кончиться. Когда учёные мужи спорят о вещах, многим непонятных, это одно. Но пощёчина, которую дал еретику святой Николай, показала народу, что происходит нечто страшное. Однако некоторые историки сомневаются, что этот эпизод был, так как имя Святителя присутствует не во всех списках участников Первого Вселенского Собора.

Фрагмент фрески монастыря Панагия Сумела (Понт, ныне территория Турции). Святитель Николай Чудотворец ударяет по щеке еретика Ария

– Как так получилось, Константин Петрович?

– Я сторонник мнения, что Николай Угодник Ария всё-таки заушил. Не представляю, зачем и кому нужно было бы эту историю придумывать. Да и невозможно такое придумать. Кроме того, это в его духе. Святой Николай был абсолютным бессребреником, очень решительным, волевым человеком, которому хватало сил и возможностей помогать многим. В хорошем смысле был земным человеком, подверженным благородному гневу. Подчас очень эмоциональным – даже хватал острый меч руками, чтобы предотвратить неправедную казнь.

Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осужденных. (С картины И.Е. Репина)

И ещё он был чуждым теории – после него не осталось ни одного произведения. Поэтому, несмотря на сомнения некоторых историков, с Арием, похоже, всё так и было.

– Это столкновение могло случиться за пределами Собора?

– Можно предположить, что событие произошло не во время заседаний, не в присутствии императора Константина Великого. Если бы это случилось на глазах у монарха, святой был бы немедленно арестован и, возможно, казнён. Такой поступок считался оскорблением кесаря. Есть, впрочем, тексты, где говорится, что Николай Чудотворец и правда был на Соборе взят под стражу – с него сняли епископские облачения, его заключили в тюрьму, но потом освободили. Трудно сказать, насколько это достоверно. Моя версия: именно из-за того, что случилось между Святителем и Арием, имя Николая и было некоторыми мемуаристами исключено из числа участников Собора. Его таким образом, может быть, даже спасали от неприятных последствий.

– Возможно, попросили покинуть Константинополь.

– Вполне вероятно. Нельзя было позволить, чтобы случившееся стало во всех подробностях известно императору. А так то ли было, то ли не было, кто, что – непонятно. И до сих пор непонятно.

– Как много было случаев, когда Николай Угодник проявлял подобную решительность?

– Самое яркое – борьба с язычеством, уничтожение храма Артемиды Элевтеры в Мирах Ликийских. И конечно, знаменитая история, когда он спас от гибели римских военачальников – стратилатов. Этот эпизод никто никогда не ставил под сомнение, так как он был описан в «Деяниях о стратилатах» – первом письменном памятнике, где рассказывается о Святителе. Текст был написан вскоре после его кончины. Речь идёт о случае, когда он спас трёх военачальников – Непотиана, Урса и Герпилиона, которых должны были казнить в Константинополе. Святой Николай, которому они помолились, явился во сне к императору Константину и высокопоставленному чиновнику префекту претория Флавию Аблабию, повелев отпустить их. Стратилаты были освобождены, им вручили золотое Евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями, и два светильника – всё это они должны были отдать в церковь Мир Ликийских.

Есть в этой истории один момент, который свидетельствует, что император Святителя Николая не знал, то есть пощёчина на Соборе прошла мимо него. «Кто это, Николай?» – спросил император Аблабия. А ведь это случилось спустя несколько лет после Собора.

С Аблабием много неясного. У нас его не помнят, между тем это был интересный человек. Существовали как бы две партии, одна из которых воспринимала его как собрата-христианина, другая – как опасного карьериста. Но смотрите сами: после явления во сне Святителя Николая Аблабию тот не пытается этого утаить, живо откликается и действует так, как указал Святитель. Он был действительно верующим человеком. Святой Афанасий Александрийский в одном из своих пасхальных посланий назвал его «истинно боящимся Бога». Стратилаты, если рассматривать их дальнейшую судьбу, выглядят заметно хуже. Некоторые из них «отплатили» Аблабию тем, что убили его, уже отстранённого от дел, во время придворной чистки.

– Они помогли святому Николаю спасти трёх невинных жителей Мир Ликийских, приговорённых к казни. Возможно, поэтому Господь сохранил и их собственные жизни. А как вы думаете, почему Святитель вступился за них?

– Это тайна.

«Почитание его поразительно»

– Как много вы лично для себя открыли в процессе создания книги?

– Очень много. Наиболее интересен для меня период с 303-го по 313 год, когда Святитель Николай оказался в застенках. К этому моменту он уже стал епископом, причём совершенно чудесным образом – это случилось около трёхсотого года. Когда выбирали епископа для Патар, городка недалеко от Мир Ликийских, то не могли определиться с кандидатурой. Тогда один из собравшихся предложил: давайте, кто первым войдёт к нам, того и выберем. Открылась дверь, и вошёл пресвитер Николай. Ему было около тридцати лет.

Вскоре началось одно из гонений императора Диоклетиана. Было уничтожено много людей, но святой Николай остался жив – так было предначертано, что он оказался надолго спрятан от посторонних глаз. Вы знаете, что такое римская тюрьма? Это кошмар. Тюрьмы тогда располагались в основном в пещерах или подземельях, где не было дневного света. Люди голодали, их почти не кормили, хотя поощрялось кормление за деньги. Сидели мужчины и женщины вместе. Можете представить: в темноте сидят люди разных полов, среди них епископ? Исследование мощей Святителя в 1953 году доказало, что в тюрьме он сильно страдал, прошёл через пытки – на черепе осталось множество повреждений.

– Что ещё вас особенно впечатлило в его биографии?

– Спасение жителей Ликии от голода. Голод был страшный в 333 году. Эту дату я обосновываю, опираясь на древнеримские источники. Зерно тогда под строжайшей охраной доставлялось из Египта в Константинополь, а в Мирах Ликийских судна швартовались, очевидно, чтобы экипажи могли отдохнуть, набрать воды и припасов. Тогда Святитель Николай попросил хозяев, чтобы они оставили часть зерна городу. Ему ответили, что это невозможно, всё подсчитано, если они это сделают, их могут казнить. Тогда святой сказал, мол, не волнуйтесь, всё будет в порядке. Они поверили, отдали часть зерна – и Миры Ликийские были спасены. А капитаны, когда приплыли в Константинополь, с удивлением обнаружили, что зерна после взвешивания оказалось ровно столько, сколько было отправлено из Египта. Это настоящее чудо, схожее с евангельским, где Христос накормил людей несколькими рыбами и хлебами.

Потом была потрясающая история, связанная с убийством трёх отроков. У нас про неё мало знают, а на Западе она очень известна, по её следам было создано множество произведений. Трое мальчиков из Мир Ликийских из очень богатой семьи отправились в Афины на учёбу. Остановились переночевать в гостинице, ожидая судна, но хозяин гостиницы, увидев у них золото, подговорил жену. Три отрока были убиты, разрублены на части и брошены в бочки с солониной. На следующий день пришёл Святитель Николай. Его стали угощать мясом, на что он сказал: «Это человечина», – и воскресил мальчиков. Они ожили. И поразительный факт: хозяин и жена бросились святому в ноги, покаялись и он ничего им не сделал – покаяния было достаточно. Когда я на презентации спрашивал, в курсе ли кто-нибудь, что было такое событие, оказалось – никто.

– Насколько точным, по-вашему, было Житие Димитрия Ростовского?

– Житие от Димитрия более-менее точное, хотя некоторые моменты могут быть оспорены, эпизоды жизни не всегда даны в правильной последовательности. Оно хорошее, но опирается лишь на часть источников, например на Симеона Метафраста. Но это не всё, что нам сейчас известно.

– Что нового стало известно со времён святителя Димитрия?

– Новые датировки, в частности. Старые вызывают большие сомнения. Что-то новое в XIX веке нашёл архимандрит Антонин (Капустин), появились и сотни других исследований. Множество источников из библиотеки Ватикана и других больших библиотек сейчас оцифрованы и стали доступны. Это позволяет установить то, что было прежде неясным. В частности, в древних житиях Николая Угодника иногда путали с его земляком Николаем Сионским, тоже архиепископом, чудотворцем, подвизавшимся в Мирах Ликийских в VI веке.

Скажем, в Житии рассказывается, что Святитель совершил паломничество на Святую землю, посетив храм Воскресения Господня. Говорят, что это невозможно, так как этот собор был построен в 336 году, уже после его смерти. Но, во-первых, не факт, что он скончался раньше этого года. Точная дата его кончины нам неизвестна – он мог дожить даже и до 350 года, уйдя из жизни в возрасте восьмидесяти лет. Во-вторых, нет никаких оснований полагать, что Святитель не бывал в Палестине раньше этой даты – от Мир Ликийских же рукой было подать. И так я по каждому факту попытался разобраться. Составил таблицу, какие события произошли с Николаем Сионским, какие с Николаем Мирликийским, а какие могли произойти и с тем и с другим.

– С какого момента началось почитание Святителя Николая?

– Почти сразу же и, можно сказать, повсеместно. Тот случай, когда нет никаких сомнений, что Бог прославил. Чудеса, с ним связанные, происходят по сей день – редко можно встретить христианина или даже не очень верующего человека, который не соприкоснулся бы со Святителем. Я попытался ответить на вопрос, почему так происходит, но человеческими усилиями найти ответ, конечно же, нельзя. Обычно дни памяти святых – это дата их кончины или перенесения-обретения мощей. А празднование Рождества происходит только в четырёх случаях. Есть Рождество Христово, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и Николая Угодника – 11 августа. На некоторых иконах он так и изображён четвёртым с ними, или даже мы знаем иконы, где Святитель посередине, а вокруг него – евангелисты, которые обычно изображаются вокруг Христа. А на одной псковской иконе мы видим его с книгой, озаглавленной «Евангелие от Николая». Как это понять или оценить? Почитание его действительно поразительно!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий