Любить всех

Спастись – это значит определить свою бессмертную душу в Царствие Небесное. Туда много званных, но мало избранных. Спасает нас любовь – Христос, Которому Отец даровал всякую власть на небе и на земле. В православном храме у человека меняется сознание, подсознание, всё его естество. Он перестаёт быть хищным волком, а старается стать просто человеком, подобием Божьим. Священник у престола просит: «Обнови нас, молящихся Тебе».

В минувшую Пасху я вновь ощутил это обновление. В душу вошла ликующая радость, изменила сознание и мироощущение. Всё увидел в благом свете, обнаруживая действие Промысла даже в том, что мне не по душе. Стал понимать, что нужно больше печалиться за гонителей, чем за гонимых, за богатых, чем за бедных. Слова Спасителя «Горе вам, богатые!» обращены не только богатым, но и к бедным, которые должны молиться за своих состоятельных единоверцев. Богатством, способностями, властью, известностью, учёностью человек никогда не может насытиться – просит больше и больше. И Господь попускает это бремя. Но когда мы собираем не в Бога, то Божье расхищаем.

Богатый учёностью историк, доктор наук Александр Пыжиков, не разобравшись в христианстве, стал недобро отзываться о Церкви. Возложил на нас и грехи Патриарха Никона, и Иосифа Сталина, и много чего ещё. Я стал за него просить, чтобы он из Савла стал Павлом. К сожалению, так и не покаявшись, он умер во сне, не дожив до пятидесяти четырёх лет.

Думаю: почему Господь не дал этому человеку долголетия, а послал внезапную смерть? Наверное, я сильно переоценил себя в надежде, что мне удастся помочь. Многие лета посылаются тем из нас, от кого Господь ждёт, что он всё-таки созреет, опомнится после того, как в силу возраста от него отойдут некоторые страсти. Не обольщайтесь, что за вами лишь немногие грехи. «Не всякий, говорящий мне: “Господи! Господи!”, войдёт в Царство Небесное», – говорит Господь. Не все, кто называет себя христианами, воистину христиане. Современные люди теряют реальность Христа, видят Его таковым, каким хотят видеть, не уподобляясь Сыну Божию, а уподобляя себе. Чтобы Его, гонимого, понять, нужно самому претерпеть и столь же смиренно, обретая покой в душе. Нас гонят жизненные обстоятельства, болезни, начальники, в том числе церковные. Они лучше знают, куда нас гнать, – для этого Бог и призвал их.

У гонимых же нет никакого оружия, кроме любви, которой они укрощают хищников, напоминая, что блаженнее давать, нежели брать. Кому-то понимание этого даётся легко, кому-то нужно дожить до самых преклонных лет.

Опыт не даётся без труда. Днём у меня были бабушки из профилактория. Помолившись, мы стали беседовать. Тщеславие надувало меня важностью, я чувствовал себя как «светило в мире». А вечером келейница в приказном порядке посылает меня за морковью. Безропотно обуваюсь, беру фонарик и зонт, иду на огород. Матушка просила шесть морковок, а я накопал восемь. «Этого мало, – говорит она. – Ещё принеси». Иду во второй раз, восхищаясь собой: «Какой же я смиренный!»

Но перед сном включаю планшет, ставлю «Молитвы, сокрушающие гордость» Ефрема Сирина, и становится стыдно. Я весь день был протестантом, который пребывает в постоянном восторге от себя, своей праведности, превосходстве над другими людьми. Лишь молитва вернула в покаянное чувство, и я увидел себя таким, какой есть.

Преподобный Ефрем Сирин

На следующий день меня лишили больничного храма Божьей Матери «Целительница», где мы отслужили более пятидесяти литургий и где сложилась уже маленькая общинка – люди туда приезжали из окрестных деревень. Тяжело мне стало, но надо правильно думать. Читаю Покаянный канон, прошу Господа, чтобы Он убрал плохие мысли, дал благие, чтоб всё стало правильно. Бог, без воли Которого не выпадет волос, освобождает меня через архиерея от забот по храму. Пора перестать хорохориться и ерепениться, пора умаляться, а молодым надо расти, нужно их загружать. У меня есть где молиться, каждодневно служу Божественную литургию, на которой себя, своих прихожан с их заботами, священноначалие и весь народ Богу предаю. Прошу Его позаботиться о нас. В свои годы, мне семьдесят один, ощущаю себя евангельским дитём – бесправным, гонимым даже собственным котом, который вытесняет меня с подушки, доверчивым – любой лжец обманет, скудоумным, слабосильным, материально необеспеченным. Так что ничего другого не остаётся, кроме как уповать на Него. Он Своих не оставит, если мы выполним Его волю любить всех.

С утра, проснувшись, матушка Мария говорит: «Я, наверное, скоро помру». Отслужили литургию, позавтракали. Матушка ушла в трапезную, где у неё стали отниматься ноги. Чуть ли не на коленях добралась до дивана, легла и говорит: «Всё, я умираю». Ручки и ножки у неё, я потрогал, действительно холодные. Стал мерить давление. Оно падало у меня на глазах. Вот уже девяносто. Просит шёпотом: «Причасти меня». Запасными Дарами причастил и стал читать Канон молебный при разлучении души от тела. Канон красивый, слова очень хорошие, у меня слёзы текут: «Матерь Божия, воззри с небес с любовью на меня и, милостиво ныне вняв мне, сойди посетить меня, чтобы, увидевши Тебя, я с радостью вышел из тела. Пресвятая Богородице, спаси нас». Потом присел, думаю, из чего гроб готовить, как всё устраивать. Не впервой – у меня мама вот так же, на руках, умерла. Что там с матушкой, дышит или нет? Умирающему не нужно мешать, достаточно быть рядом. По себе знаю – приходилось умирать. Часа через два слышу шорох. Поворачиваюсь. Матушка сидит на диване с закрытыми глазами, а щёки румяные, пунцовые, можно сказать.

– Ты чего, матушка, передумала умирать? – спрашиваю.

– Да братию надо обедом кормить, – отвечает.

Встаёт и идёт. Провожаю изумлённым взором. Надо же, какие чудеса забота о братии может творить. Сейчас лежит в больнице, бодренькая, миссионерствует.

Там, в больнице, её любят, слушают. Книги по её просьбе вожу для соседок.

Любовью мы живём, хотя иной и жёстко стелет, а мягко спать – так только и понимаешь, что любит. Другой же весь вроде и благорасположенный, но ему есть куда расти. Да и всем нам есть куда. Помните? «Любите врагов ваших, молитесь за ненавидящих и обидящих вас, благословляйте проклинающих».

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий