Чудо нашего времени

Перед началом литургии священник с воздетыми руками молится о снисхождении на молящихся Духа Святого. Читается молитва «Царю Небесный», а затем дважды повторяется: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». То есть верующие благодарят Бога за мир на земле и благую волю. К сожалению, мир вокруг нас свидетельствует, что дары эти мы не спешим принять. Все воюют против всех. Люди превращаются в пиратов и пираний. Особенно больно видеть, как распадаются семьи из-за кривоверия и безбожия. Недавно узнал, что в 1926 году на сто бабушек приходилось пятьсот внуков. В наше время – восемьдесят один, то есть мы вымираем. Да и моральные качества тех внуков, что были раньше, и нынешних – различны. Те хотели и умели творить, а эти – лишь потреблять. Те любили Родину, а эти понятия о ней не имеют.

Церковь венчает мужа и жену во брак общения. Это значит, что у них должны быть общие дела, слова, заботы, интересы. Но на это общение покушаются айфоны, телевизор, компьютер, бульварное чтиво и многое другое. Детей – минимум, хотят жить для себя, а потом удивляются, отчего же брак распался. А оттого, что утрачен его смысл. Оттого, что в семейном союзе видят только удовольствие, но не послушание.

Мою маму, Василису Никифоровну, рано выдали замуж – за учителя, который вскоре умер от чахотки. Успели родить девочку. Потом выдали за вдовца с двумя детьми. В 1929-м семью раскулачили. Из-под Царицына увезли на Печору, на лесозаготовки. Перезимовали в землянках, а весной часть людей, в том числе маму, отправили на сплав. Когда вернулись, их встречало горе. Вымерла половина посёлка, в том числе мамин муж, дочка и все её родные. С голодухи наелись грибов, которые оказались ядовитыми. В 39-м мама снова вышла замуж, родив мою старшую сестру Клавдию, в будущем схимонахиню Анну. Но вскоре после начала войны мужа с его братом мобилизовали, а через несколько месяцев пришли похоронки на обоих. Мой отец стал четвёртым мужем мамы. Несмотря на то что столько пришлось пережить, я ни разу не видел её в состоянии истерики, не слышал, чтобы она роптала. Господь всегда был с ней. В нашем посёлке были мужские и женские общежития, которые быстро пустели. В одиночку жить было слишком трудно, а где двое, там вскоре появляются дети, особенно когда телевизор не отвлекает от того, чтобы жить самому и давать жизнь другим. В таких семьях нередко любят друг друга и чтят Бога, Который, конечно, о Своих детях заботится.

Полина Лучанова. «Семейный портрет. Знакомство»

Так было и у нас. Так было, но осталось в прошлом. К счастью, не для всех.

Однажды получил письмо от читательницы «Веры». В нём было 22 страницы, исписанных незнакомой мне тогда бабушкой. Сначала отложил его, но потом собрался с силами и стал читать. Письмо было от Валентины Георгиевны, инвалида первой группы. Сорок четыре года она прикована к инвалидной коляске, но письмо от начала до конца было проникнуто благодарностью к Богу. За верного и любящего мужа, за дочку и сына, за внуков и их семьи, за всех хороших людей, повстречавшихся на жизненном пути. Рассказывалось о чудесных исцелениях, о том, как не чаяли уже получить льготную повышенную пенсию, но по молитве к Божией Матери начислили даже больше, чем ожидали; о покупке земельного участка со скважиной, где иссякла вода, но бывший владелец, узнав об этом, приехал из соседней области и привёз насос. Двадцать одна страница благодарностей и лишь в последней просьба помолиться за сына Дмитрия, который, возвращаясь с вахты, расслабляется с помощью алкоголя, так что вот-вот потеряет семью. Руки у сына золотые, ценят его, но школа разлучила его с Богом, похвалы взрастили гордость. А когда благодать Божия отходит, человек и пытается заполнить пустоту алкоголем. Как с таким жить? Будем молиться за Дмитрия. Быть может, удастся Господу ему помочь, если он и сам Его об этом попросит.

Вот, скажем, год назад ко мне подошёл наш прихожанин Александр. Попросил: «Батюшка, благословите бросить курить. Сорок лет курю, с десяти лет, и бросить никак не могу». Помолился, благословил словами: «Бог благословляет бросить курить. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». С того часа бросил, и больше его не тянет к этому. Расценивает это как чудо, а обо мне думает, что я вроде как чудотворец. На что я отвечаю: «Это совершил Бог по твоей вере в Него». Обсуждаем этот случай за чаем. Дмитрий, друг Александра, собирается на перекур. «Дима, – говорю, – возьми благословение бросить и… бросишь». «Нет уж», – смеётся он и спешит за дверь. Что ж, и за Диму будем молиться.

Но вернёмся к Валентине. Быть может, недуг, заботы друг о друге спаяли их семью. Была бы здоровой – неизвестно, как всё могло повернуться. Как бы поступил муж, не обременённый заботами о супруге? Это, конечно, знает только сердцеведец Бог. Раньше супругов чаще всего разлучала лишь смерть. Потом всё начало меняться, и только в одну сторону. Для моих сверстников главным предлогом к разводу было «не сошлись характерами». Сейчас – потому что «разлюбил» или «разлюбила». Да уж какая там любовь? Иногда мужей и жён меняют, как машины и другие вещи, которые надоедают. Чаще всего женятся по инерции: потому что так надо. Это, конечно, не настоящая семья, а игра в неё, где ни он, ни она не знают правил, в том числе главного: что семья – это чудо, дарованное Богом и без Него невозможное. У одного человека жена стала успешной предпринимательницей, а он у неё был главный работник. Помучился-помучился, а потом оставил семью со словами: «Мне нужны не деньги, а нормальная семейная жизнь». Их свидетель на венчании попросил меня эту пару помирить, но они в храме так и не появились. Решили, что сами разберутся. Разобрались… Иной раз ходит ко мне человек, стонет, плачет – он и богат, и считает себя добрым, но не понимает, почему жена видеть его не может. Я для него что-то вроде сантехника, который чинит семьи. Заплатил – и порядок. Ропщет, что заставляю книжки читать. С трудом подвожу к исповеди и причастию, к тому, чтобы понял, что же с ним, что не так.

Ещё лет десять назад нередко удавалось помочь в таких ситуациях, но чем дальше, тем реже. Оскудеваем. Всех, кто дожил до семидесяти лет, сохранив семью, считаю чудотворцами. Таких, к сожалению, нынче очень мало.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий