Третий путь
Наблюдаю уже лет тридцать одно явление – приход в Церковь людей, которые верят в коммунистическую идею. Это началось ещё в 1980-е, а сегодня среди моих знакомых, которые верят в православный коммунизм, не только те, кто застал СССР, но и молодёжь. У нас с ними немало точек соприкосновения: это и вера в Бога, и неприятие капитализма с его античеловечными установками, и добрые воспоминания о том лучшем, что было в советское время. А хорошего было много, особенно после того, как закончились гонения на Церковь, ослабела монополия на истину. И всё же, сколь бы ни были мы близки, словно стеклянная стена остаётся между нами. Почему?
Я много размышлял над этим. Думаю, что это одна из главных, хотя и почти незаметных, причин, по которой рухнул СССР: мы потеряли глубину, как нравственную, так и историческую. Нравственную, потому что вера в коммунизм, знаю по себе, не преображала, затрагивая лишь верхние слои души, а народ как целое постепенно деградировал. Историческую – вследствие того, что сегодня все левые, в том числе христиане, которых я знаю, категорически отрицают дореволюционную Россию и негативно относятся к Царю-мученику. 1000-летней истории словно не было. Точнее, была, но какая-то малоприятная.
Много раз спорил на эту тему, в том числе с умными людьми. Скажем, с руководителем Союза левых сил Украины Василием Волгой. В советское время в силу своих православных убеждений он наотрез отказался вступать в ВЛКСМ, не говоря о КПСС. При этом он убеждённый социалист, марксист, колеблющийся между социализмом советского и скандинавского типа. Его герой – Ленин. Мой же – казнённый большевиками император Николай Александрович. И дело тут не только в именах – разделение глубже.
Часто представляют евангельского Иуду прирождённым предателем и корыстолюбцем, но это, конечно, не так. Иначе он не мог бы стать учеником Христовым. В Священном Писании можно увидеть две точки, через которое его предательство пролегает.
Одна из них относится к событию, когда Господь накормил тысячи человек несколькими хлебами и рыбами. Это привело к какому-то волнению среди апостолов и горьким словам Спасителя: «Истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». Нестроения продолжались и на другой день, когда Господь впервые сказал, что Его ждёт скорая гибель. После этого многие ученики отошли от Него, а Иуда встал на путь предательства. Что же произошло? Способность Христа накормить всех голодных пробудила мечты, в том числе о социальном рае. Но надежды на это были сурово пресечены Сыном Божиим, ответившим, какой именно хлеб следует искать христианам, и сообщившим, что Его вскоре ждёт гибель.
Вторая точка – история, когда Мария Магдалина, потратив, возможно, всё своё небольшое состояние на драгоценное миро, помазала им ноги Спасителя. Иуда начал протестовать, сказав, что лучше бы потратить эти деньги на нищих. Трудно согласиться с мнением апостола Иоанна, что Иуда сказал это, потому что был вором. В этом случае другие ученики, как минимум, отстранили бы его от должности казначея. Но самое главное – не один Иуда был недоволен. Вспомним: «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня… возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению».
То есть в обоих эпизодах мы видим недовольство учеников, а не одного Иуды. Он лишь не сумел остановиться там, где они удержались.
Сколько раз мы сталкивались с подобным подходом? Без счёта! И как правило, у тех, кто наиболее близок к социалистическому учению. Именно уход из Церкви таких, вполне честных и часто очень хороших, людей толкал общество к революции. Подчёркиваю: я не сравниваю сторонников социализма с Иудой. Вплоть до Воскресения все Христовы ученики в этом отношении мало отличались друг от друга. Это то, что сидит в любом идеалисте. Социализм – это тень, которую христианство отбрасывало с первых дней своего существования, и важно само учение с этой тенью не путать – мы знаем, куда это ведёт.
Это не означает, однако, что не следует ориентироваться на социальное государство, пытаться строить лучшее будущее и так далее. Это наши земные обязанности перед страной, перед народом. Очень хорошо на эту тему высказался Святейший Патриарх Кирилл. Две вещи он предлагает взять из советского прошлого.
Первое – любовь к справедливости: «А положительное было что-то? Или только глупое, простите, тупое следование указаниям из-за рубежа через соответствующие политические силы внутри страны? Мы ответили – было. Стремление людей к справедливости». Второе – солидарность: «Как только начинаем говорить о советском времени, одни идеализируют, другие демонизируют. А было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в собственную философию жизни? Было. Солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего народа. И не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность».
Но явилось ли всё это лишь в советское время? Нет, кончено. И бесплатное или очень недорогое образование, и бесплатная медицина, и пенсии, и многое другое появилось у нас до революции. Особенно много сделал для этого Царь-мученик. Нет сомнений, что он строил именно социальное государство, что неграмотность к 1917 году стремительно преодолевалась, что Российской империи по плечу были очень серьёзные технические проекты. Уже к 1913 году мы по числу инженеров с высшим образованием сравнялись с Германией и вчетверо обошли Англию. Люди, создавшие первый космический корабль, первый атомный ледокол и многое другое, обязаны были не только своим образованием, но и мечтами прежней, погибшей, России. Не капиталистической и не социалистической, а православной державе, погубленной в тот момент, когда она совершала прорыв в будущее. Тем, кому покажется, что я сейчас рисую лубок, напомню, что и в СССР социальное государство сложилось лишь к 1960-м – до этого элементарно голодали.
Третий путь, альтернативный капитализму и социализму, существует. Вопрос в том, чтобы осмыслить его и встать на него.
(Коммунизм и Христианство не совместимы.
Протоиерей Александр Салтыков.
Те, кто утверждает обратное, ничего не понимают ни в коммунизме, ни в христианстве …)
В начале XXI века в русском обществе снова идет дискуссия о совместимости христианства и коммунизма, как и в начале ХХ века. Чем она кончилась тогда – мы знаем. Выучили мы историю или она сегодня повторит свой урок?
Иисус Христос учит любви. Христианство говорит: все мое – твое. Коммунизм говорит: все твое – мое. Молодое поколение не понимает, что такое коммунизм. Теперь уже никто не читает ни Ленина, ни резолюций съездов партии, где говорится о борьбе с религией, в первую очередь – с Православной Церковью. Роль Православной Церкви в России огромна. Ленин взывал к ее полному уничтожению. Когда он говорил о религии, его лексика становилась подлинно богоборческой и переходила все мыслимые границы: он был одержим богохульством и не мог говорить о вере в Бога без проклятий. Религия для него – «поповщина», «заигрывание с боженькой», «самая гнусная из вещей», «труположество»… «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная зараза», – так писал Ленин А.М.Горькому еще в 1913 году. Ранее, в 1909 году, он писал: «Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии» («Об отношении рабочей партии к религии»).
Ленин – настоящий и законченный богоборец. Но Ленин – навечно вождь коммунистов, поэтому нельзя отделить коммунизм от богоборчества Ленина.
До победы революции Ленин допускал, однако, членство в партии верующих рабочих, но это был только лишь тактический ход, который для него допустим, пока идет борьба за власть. В 1905 году он писал: «мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих… Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело… Отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? отчего мы не запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию?.. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе…». – И далее: «Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией» («Социализм и религия»).
Однако сразу же после захвата власти в октябре 1917 года большевики издают ряд декретов, направленных против Церкви в духе воинствующего атеизма. В ответ на это Патриарх Тихон предал власть коммунистов анафеме: «Анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной». Поместный Собор 1917 г. подтверждает анафему советской власти, постановлением, в котором «с любовью приветствует» это послание, называет его «духовным мечом». По смыслу послания, анафема распространяется на всех, кто ведет и поддерживает любые разрушительные действия против Церкви. По учению Церкви, это означает, что такие лица неминуемо получают возмездие от Бога, если только не принесут покаяние. Вместе с тем, анафема заранее возвещает, что действия врагов Церкви обречены на конечную неудачу. Эта анафема сохраняет свою силу навсегда.
Многие люди состояли в партии, не участвуя активно в гонениях на Церковь. Распространяется ли анафема на них? Одно дело – сознательная поддержка коммунистической политики, направленной против Церкви, другое дело – бессознательное следование ей. Значительная часть коммунистов плохо представляли, что делала компартия. Но, тем не менее, они содействовали ее борьбе против религии и вместе с тем – против справедливости. Анафема, безусловно, распространяется на всех, кто так или иначе способствовал коммунистической диктатуре. Что касается тех лиц, которые, зная об ужасах гонений на Церковь, все равно поддерживали партию, их ответственность гораздо больше. Каков будет окончательный суд Божий, знает только сам Бог.
Приведем еще несколько цитат из документов и писем «вождя мировой революции». В письме Дзержинскому: от 1 мая 1919 г.: «…необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Из Приказа от 25 декабря 1919 года: «Мириться с “Николой” глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за “Николы” (т.е. пропустивших субботник при погрузке дров в вагоны в день Николая Чудотворца 19 декабря)».
В ныне широко известном письме В.М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 г. в связи с протестами населения в Шуе: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».
Количество подобных цитат можно умножать и умножать, но этому мешает размер нашей публикации. Надеемся, сказанного достаточно.
С самого начала своего прихода к власти коммунисты развязали неслыханный по жестокости «красный террор». О котором и говорят приведенные цитаты. Несмотря на то, что этот террор осуществлялся на глазах у всех, Ленин с неслыханной наглостью отрицает его и называет клеветой: «Нас всегда обвиняли в терроризме. Это ходячее обвинение, которое не сходит со страниц печати. Это обвинение в том, что мы ввели терроризм в принцип. Мы отвечаем на это: «Вы сами не верите в такую клевету» (ПСС, т.39, стр. 404).
Сегодня коммунисты нигде не говорят о принципах ленинской политики, и все, кто рассуждает о возможности доверия коммунистам, не имеют понятия об этих принципах. Многие современные люди наивно не верят в то, что коммунисты до сих пор одержимы духом атеизма, а напрасно, потому что, как показывают приведенные мысли и указания Ленина, история ХХ в. может повториться в XXI в. Памятник Ленину в Уфе, совсем недавно – минувшей осенью – вновь поставленный усилиями партии, ясно говорит о намерении оживить дела Ленина в вернуть в полном масштабе его политическую практику.
Идеологическая борьба компартии с христианством шла всегда, непримиримость коммунизма и христианства подтверждалась постоянно. Мы не знаем ни одного документа, где она отказывалась бы от этой борьбы. Поэтому мы не можем доверять партии коммунистов, пока она последовательно и доказательно не отказалась от своего антихристианского учения, чего, конечно, никогда не будет. Поэтому верить предвыборным обещаниям коммунистов просто не умно, нужно верить делам. Нужно рассматривать ситуацию в совокупности – историю, программу, платформу, реальные дела. Если коммунисты продолжают исповедовать идеологию Ленина, то они будут делать все то, чему учил их вождь. С его точки зрения религию нужно уничтожить полностью. Отсюда следует, что они ни перед чем не остановятся, если они вернутся на утраченный ими трон: террор будет непременно развязан, если коммунисты вновь получат власть.
Дело не только в том, что они творили все это, а значит, готовы снова заниматься терроризмом, а еще более в том, что они последовательно борются с религией, стремясь убить не только тело, но и душу. Коммунисты с самого начала объявили Церкви смертельную борьбу. Ведут ли они сейчас эту войну? У коммунистов сейчас нет возможностей, которые им предоставляло обладание властью. Но они готовы возобновить борьбу с Церковью. При появлении такой возможности
Сегодня компартия, внешне ведет себя мирно, они вновь молчат о своем атеизме, как скрывали свое богоборчество в 1905 году, даже якобы сочувствует христианству, вплоть до поклонения господином Зюгановым Поясу Пресвятой Богородицы – впрочем, наряду с поклонением Ленину. Религиозные акции г-на Зюганова не говорят ли о том, что коммунисты стали «хорошими»? Нет, не говорят, поскольку невозможно поклоняться двум богам. Как мы видели, Ленин считал, что в борьбе за власть можно принимать верующих в партию и возможно их сближение с партией. Именно такова современная тактика коммунистической партии, которая пытается сблизиться с верующими, и следует признать, она действует довольно успешно. Пролетариев нет, но современная мудрая интеллигенция, не читавшая Ленина и не желающая знать историю, так же охотно принимает предвыборные лозунги компартии, как и пролетарии 100 лет назад. Однако, пока г-н Зюганов не принес публичного покаяния в радикальных ошибках компартии, не отрекся от культа личности Ленина, что означает его «поклонение» Поясу Богородицы? Не похоже ли это на притворное намерение Ирода поклониться Младенцу Христу: «И когда найдёте Его, сообщите мне, чтобы я тоже мог пойти и поклониться Ему» (Мф. 2: 8)? Надо быть честными. Нельзя пить из Чаши Христовой и чаши бесовской! Что общего у Христа с Велиаром?
Голосовать за коммунистов – это грех. Некоторые считают, что увеличивается количество голосующих за коммунистов. Социологи говорят, что это результат протестного голосования против современного нам беззакония. Но ведь коммунисты совершили неизмеримо больше преступлений, чем наша «элита». Почему же народ им верит? Действительно, большую роль в этом играет протестное голосование, которое является следствием отчаяния. Люди голосуют так единственно, чтобы досадить Путину. Если люди не обдумывают свои поступки, значит, люди ведут себя крайне наивно, по-детски: «Буду ходить пешком, назло кондуктору». Это очень характерно для русского народа, это говорит о чистоте народа, но и о его беззащитности. Он легко становится жертвой обманщиков.
Народ должен хорошо узнать принципы, приемы этой партии. Но самое главное, чтобы народ молился.
Церковь никому зла не желает, она никого не преследует, она не борется с коммунистами силовыми методами. Наша война не против плоти и крови, а потов духов злобы поднебесной. Церковь борется против злого духа – призрака коммунизма, бродящего по Европе, против всякого злого духа насилия, жестокости, и гонений.
(Протоиерей Александр Салтыков, историк Церкви, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах)
Владимир! Благодарю Вас за искренность и открытость в своих статьях.
По поводу идеалов. Император Константин XI Палеолог, Александр III и Столыпин.
Почему задохнулась революция 1905-7гг? Военно-полевые суды и три тысячи повешенных.
Не так много надо было сделать, чтобы не дать свершиться Великой Октябрьской революции. Просто задушить ее.
Керенский, Милюков и прочие просто не посмели бы предпринять что-то против царя типа Александра Iii. А последнего царя свергли. Правда, потом пожалели, не сумев удержать власть. Слабаки.
Керенский в 1916гг призывает к убийству царя с трибуны Думы? Он понес наказание? Нет. Вот эта безнаказанность и спровоцировала тех кто совершил Февраль и Октябрь.
В революции виновата Власть- а значит, Царь. Свою ошибку он искупил дорогой ценой. Но , к сожалению, погибла и православная империя.
Хотя Империя как таковая продолжает жить. В виде Ссср и нынешней России.
С уважением,
Сергей Лукин
“Мария Магдалина, потратив, возможно, всё своё небольшое состояние на драгоценное миро, помазала им ноги Спасителя”. Сообщите, пожалуйста источник, где сказано, что эта женщина именно Мария Магдалина?