Кувятка

Занавес открывается

– После занятий идём в кукольный театр, – объявила Ольга Васильевна своему классу и, разумеется, услышала смешки – это что, старшеклассникам предлагается впасть в детство? Но Ольга Васильевна педагог, что называется, старой школы – той, где к экзаменам детей готовили, а не натаскивали, где прогулки были не в виртуальном мире, а на природу или в театр. Современные дети растут какими-то безразличными, ничего, кроме своих телефонов, не видят – и всё её существо протестовало против этого. И вот чтоб «разбудить спящую молодёжь», в тот день педагог решила сводить своих оболтусов в кукольный театр. В городском Дворце культуры новую постановку показывал народный кукольный театр «Кувятка». В основу спектакля легла притча о двух людях, прикованных к больничной койке, – о разных их взглядах на жизнь и смерть.

Занавес открывается под хохоток зрительного зала: ну, давайте, начинайте нас развлекать! Но вот смешки раздаются всё реже, а вскоре совсем стихают.

В больничной палате умирает пациент, чья койка стояла возле окна, – ему одному из всех тяжелобольных был виден мир снаружи, и, пока был жив, он с воодушевлением рассказывал остальным, как прекрасен за окном мир, который сотворил Господь. Этому больному завидовал другой пациент и после смерти соседа поспешил занять освободившуюся койку. Приподнялся на локте, глянул в окно и увидел… что оно выходит на глухую кирпичную стену.

К окончанию спектакля в зрительном зале послышались всхлипывания.

После постановки ребята расходились молча, а через день Ольга Васильевна зашла в Вятскополянский дворец культуры, чтобы поблагодарить актёров-кукольников:

– Вы не представляете, что случилось с ребятами! Сегодня я дала классу задание описать свои впечатления от вашего спектакля. Сочинения получились вдумчивыми, неожиданно глубокими: дети посмотрели на мир другими глазами, задумались о том, как много даёт человеку вера в Бога…

Это лишь одна из тех удивительных историй, которые произошли в зрительном зале «Кувятки». Погружаясь в мир кукол, современный зритель, часто сам того не понимая, словно запускает стрелки часов в обратном направлении: вечно спешащий куда-то, занятый бытовыми проблемами, привязанный к мобильникам, он возвращается к тому времени, когда деревья были большими, папа был самым сильным, мама – самой красивой, а сказка, с её главным законом о добре, побеждающем зло, жила вокруг… «Из зала я уходил уже другим человеком: не только добрее, мудрее, но и моложе», – наверняка так скажут многие поклонники «Кувятки». Что уж говорить о детях, восторгу которых нет предела.

* * *

Человечество придумало себе куклу во времена незапамятные. Тогда она помогала справляться со страхами, оберегала и развлекала. Неудивительно, что кукольный театр возник намного раньше театра актёрского.

– Наши куклы живые, – рассказывают члены труппы Вятскополянского кукольного театра.

С ними мы встретились в городском Дворце культуры «Победа». Здесь коллектив репетирует и вот уже 10 лет выносит постановки на суд зрителей. Сегодня, например, показывали сказку «Три поросёнка». Знакомая с детства история в оригинальном изложении смотрелась по-новому. Перед занавесом к зрителям вышел Кот учёный в сопровождении двух импозантных мужчин. Повёл беседу, разумеется, о сказках. Маленькие зрители восторженно отвечали на его вопросы, а потом кот позвал мышку, с которой, оказывается, они большие друзья. И та пришла тоже не одна, а в сопровождении руководительницы театра Натальи Ильиной. А потом действующие лица – и куклы, и актёры – вместе объявили о начале представления.

За большим занавесом, отделяющим сцену от зрительного зала, оказалась ещё одна маленькая сцена, или, вернее сказать, мир, где живут розовые поросятки, – с деревцами, солнышком, облачками, щебечущими птичками. Несмотря на кукольность, декорации выглядят живыми: и дождик идёт из пухлой тучки, и дым всамделишный валит из трубы, когда волк падает в котёл. Что уж говорить о самих куклах – у каждой свой характер, и продолжают они жить даже тогда, когда выходят из-за кулис вместе с людьми. В какой-то момент кажется, что это куклы вывели своих актёров на поклон и это им с восторгом аплодирует зал.

Люди и куклы

Отношение актёров к куклам – особое. Однажды в зале появился неприятный запах, словно где-то под полом сдохла мышь. Репетировать невозможно. Стали актёры искать источник неприятности: заглянули во все углы зрительного зала, потом обшарили сцену. Мышь нашлась за кулисами. С нею расправился… царь Ирод. Невероятно, но факт: стоит кукла с жезлом, рядом с которым лежит грызун. Выходит, куклы на самом деле живые? – во время спектакля играют свои роли, а потом живут своею жизнью.

– Во время спектакля происходит что-то сверхъестественное, – рассказывают актёры. – Если в зале находится человек с плохими мыслями, то даже аппаратура ломается – перед представлением работала, но во время действия начинает глохнуть. На этот случай в труппе всегда имеется святая вода. «Окропляем святой водой, и всё налаживается», – сообщают неожиданный рецепт избавления от зла артисты. Но чаще от зрителей исходят тепло, доброжелательность, поэтому, наверное, одна пожилая зрительница после спектакля «Рождественская звезда» благодарила актёров: «Так хорошо себя чувствую, словно на службе в церкви побывала».

– Куклы потому так притягательны, – полагает Наталья Ильина, – что они «намолены» детьми.

Дети, примеряя на себя роль сказочного героя, учатся быть ответственными, то есть взрослеют. По сценарию, один из героев – гусёнок – впервые в жизни попадает в речку. Ведущий задаёт вопрос: «Что делать теперь гусёнку? Кто ему поможет?» Предполагается ответ про помощь от других кукольных героев. Но один мальчик ручку тянет вверх: «Я помогу!» «Как же ты ему поможешь?» – выходит из непредвиденной ситуации ведущий. «Я его спасу! – кричит отважно малыш. – Я плавать умею!»

– Театральная кукла рождается, как ребёнок, в муках, – рассказывает Наталья. – Сначала её задумывает сценарист: какого характера она будет, чтобы точнее выразить идею спектакля. Потом художник творит образ, то есть прорисовывает её внешность, а также декорации, в которых она будет «жить». Готовые эскизы попадают на стол к мастерам-кукольникам, которые вдохнут в куклу жизнь: вылепят головку, ручки-ножки, скроят фрагменты фигуры, сошьют наряд, изобретут механизмы. Режиссёр тем временем расписывает режиссёрские ходы, придумывает приёмы визуального воплощения сценария. Не менее ответственны следующие этапы: подбор актёров, озвучивание реплик и музыкальное оформление всего действа. Только после этого новорождённая кукла начинает свою жизнь в заботливых актёрских руках.

Наталья Ильина – в одном лице сценарист, художник и режиссёр «Кувятки». Именно ей театр обязан своим рождением десятилетие назад. Несмотря на множество трудностей, с которыми приходится сталкиваться народному коллективу провинциального городка, Наталья фонтанирует новыми идеями, создавая оригинальные спектакли. А началось это увлечение случайно, когда вятскополянская художница брела по Кирову в подавленном настроении.

ИЗ МРАКА В СВЕТ

Страшный диагноз тогда раскол её жизнь на «до» и «после». В прошлом, казалось, остались творчество, счастливая семейная жизнь, планы и мечты, в настоящем – только пустота… Наверное, каждый, оказавшийся на её месте, стал бы мучительно искать ответ на два вопроса: за что и что делать. С детства Наташа увлекалась творчеством: писала картины, сочиняла истории, мастерила поделки. Ей повезло в личной жизни – муж, тоже художник, не только всегда поддерживал её проекты, но и сам участвовал в них. С Сашей они стали встречаться ещё в городской художественной школе. После её окончания вдвоём отправились поступать в Кировское художественное училище. На третьем курсе поженились. Вырастили двоих замечательных детей, мечтали вместе встретить спокойную старость. И вот теперь всё рушилось…

Пытаясь подавить в себе отчаяние, она начала писать сказочные истории. Погружаясь в придуманный мир, отвлекалась от чёрных мыслей. Рукопись одной сказки оказалась в её сумочке в тот день, когда областные медики подтвердили диагноз, поставленный в её родном городе: онкология. Больная вышла из клиники и побрела… Куда? Всё равно, лишь бы забыться. Мысль пришла сама собой, когда она дошла до здания Кировского кукольного театра: «Что если зайти туда и предложить своё сочинение?»

Так она познакомилась с легендарным в Вятке человеком, Вадимом Анатольевичем Афанасьевым, основателем кукольного областного театра. Через пару дней он позвонил:

– Будем ставить спектакль.

Побывав на премьере, автор была в восторге: как красиво получилось! Вдохновлённая, вернулась домой и опять захандрила – в её родном городе ни одного детского театра нет. Так родилась идея создать в Вятских Полянах свой кукольный театр. Наталья обращалась с нею во многие городские инстанции, но нашла единомышленников в Христорождественском женском Богородичном монастыре. Матушка Кирилла (Коршунова) и ныне покойный штатный священник монастыря протоиерей Михаил Рыжий не только благословили начинания художницы, но и на первых порах помогли материально.

– С самого начала было ощущение, что идёт помощь Свыше, – вспоминает Наталья, – не было ни базы, ни денег, ни материалов, но всё находилось чудесным образом. Нужны были ткани. Вдруг звонит знакомая швея: у меня, мол, лоскутов накопилось – может, возьмёшь? Я приехала за ними и ахнула: какой ни возьму – под чей-то наряд подходит! Рождественский занавес сшили из остатков штор. Понадобилась ткань для ширмы, да такая, чтоб была с изнанки прозрачной, то есть актёры бы сквозь неё видели зал, а их самих она бы скрывала от зрителей. Поехала в Киров. Захожу в магазин тканей. Подбираю материал для занавеса, а продавец предлагает: «Если вы для театра берёте, может, вам и парча нужна? Остался у меня отрез. Отдам за полцены». Куклы делала у себя дома: я лепила головки, муж придумывал механизмы, и они стали оживать. Наш кот сразу сдружился с ангелом, ходил вокруг него мурлыкал и спал рядом. А когда на свет появился царь Ирод, Тишка, увидев его, ощетинился и зашипел.

В помещении воскресной школы, что при монастыре, состоялась и премьера первого спектакля «Рождественская звезда». О том времени с улыбкой вспоминает одна из первых актрис театра Галина Кураева:

– Очень волновались. Звукорежиссёром, редактором была замечательная певица Наталья Говорун. Она же была и суфлёром. Везде висели бумажки с текстом, а мы всё равно путались. Но зрителям-ребятам понравилось. На следующий день мы показывали спектакль в историческом музее, куда пришли важные люди. Страху натерпелись, ведь от них зависела дальнейшая судьба нашего коллектива: утвердят или нет. И они вынесли вердикт: кукольному театру в Вятских Полянах быть!

Сегодня в арсенале театра перчаточные, штоковые, марионеточные, ростовые, планшетные, гапитные куклы.

– О том, как изготавливалось всё необходимое для каждого спектакля, можно было бы написать отдельные истории, – говорит Наталья. – Например, «Храбрый ёжик» виделся мне сделанным из тёплого, мягкого материала. Что для этого подходит более всего? Войлок! Отправились за ним на войлочно-валяльный комбинат в Кукмор. Его тогдашний директор, выслушав нас, обрадовался: «Я так люблю кукольный театр!» И стал звонить по внутренним телефонам предприятия. Так нам отдали совершенно бесплатно мешки с войлоком не только натуральных цветов, но и крашеным. И наш «Ёжик» получился по-настоящему тёплым и мягким. Нелишне добавить: спектакль, который идёт 45 минут, делался… три года.

Актёрская семья

Машенька уже первоклассница и умеет читать. Всё равно что именно: вывески магазинов или названия остановок городского автобуса, театральные афиши или уличные объявления.

– Фести-валь до-маш-них ку-коль-ных теат…

Не дочитав яркое объявление у входа в Дворец культуры, скорее побежала домой сообщить родителям:

– Там нас приглашают!

Это было правдой: в 2017 году в Вятских Полянах впервые проводился фестиваль домашних кукольных театров. В нём приняли участие непрофессиональные коллективы: кто-то в детском саду развивал деток с помощью кукол, кто-то – в школе, было немало и семейных коллективов. Юрины – одни из них. Их увлечение началось, когда мама Таня решила занять своих детей творческим делом, таким, которое оградило бы её мальчишек от дурного влияния улицы. А почему бы не попробовать кукольный театр? Одним детям не справиться, надо помочь на первых порах. Стала Татьяна шить кукол, да так увлеклась, что потом всё свободное время стала посвящать этому делу. А когда их спектакли стали восторженно воспринимать родня и соседи, то ей и вовсе захотелось выйти из рамок собственной квартиры. Младшая дочь Маша и узнала сначала о фестивале, а потом и о том, что городскому кукольному театру нужны новые актёры. Получается: с мамы началась актёрская карьера дочки в домашнем театре, а с дочки – мамина, в городском.

С того дня прошло три года. За это время и мама, и дочка стали, можно сказать, профессиональными актёрами-кукловодами, освоив технику игры со всеми видами кукол. Часто они являются партнёрами в спектаклях. Например, Маша в роли куклы Маши работает со зрителем в зале, а мама в это время играет за кулисами. Мог ли кто-то в это поверить лет десять назад, ведь Татьяна Юрина по профессии бухгалтер! Тем более трудно представить, что за плечами ученицы третьего класса десяток сыгранных ролей с перчаточными, планшетными (когда актёра видит зритель) куклами. Сейчас готовится номер, где Маша будет танцевать вместе со страусом.

Куклами Маша заразила и свой класс, многие её друзья тоже захотели стать актёрами-кукловодами, так что при взрослой «Кувятке» пришлось открывать и детскую труппу, руководителем которой стала Татьяна Юрина. Сегодня перед спектаклем юные актёры выступали с оригинальным номером. Юные «кувятковцы» часто выступают в детских садах города. На дне рождения детского сада «Ручеёк» недавно детки сидели тихо-тихо, смотрели открыв рот. Для юной актрисы такой зритель – лучшая награда.

* * *

– Никогда не думала, что буду этим заниматься, – говорит Галина Павловна Кураева. – Не творец я по натуре, а чистый практик.

Это, как говорят её коллеги, правда: она всё подвергает тщательной проверке и анализу, недаром Галина Павловна является одной из опытнейших специалистов завода «Молот». В её обязанность входит разработка процесса производства деталей согласно чертежам – из какого материала и как их будут делать рабочие. Инженерный характер оказался незаменимым и при подготовке спектаклей.

– Советы Галины Павловны по техническому воплощению моих творческих задумок просто бесценны, – говорит Наталья.

Советует своему режиссёру Галина Павловна уже десять лет.

– Я познакомилась с Натальей Николаевной, – вспоминает она, – когда она ещё преподавала в воскресной школе и горела идеей театра – я водила к ней своих детей. Первоначально планировалось создать кукольный театр на базе воскресной школы. Но оказалось, что детям без помощи взрослых управлять куклами сложно. Вот я и взялась помочь. А потом сама загорелась творчеством.

Так родители из помощников стали кукловодами.

– Первый спектакль запомнился до мелочей. Был ещё очень сырым. Кое-как доиграли и… грянули аплодисменты, да такие искренние, что я чуть не заплакала от радости и от удовольствия, что порадовала зрителей.

Куклотерапия

Куклы лечат, уверены актёры. Зинаиду Николаевну Тарасову, по её выражению, они возродили к жизни.

Умер муж – единственно родной человек. Убитая горем, она потеряла и здоровье – случился инсульт… Наверное, на этом бы нормальная жизнь закончилась, но однажды знакомая предложила: «Пойдём со мною в кукольный театр».

– Я нашла себя здесь, – подытоживает рассказ о своём творческом пути актриса.

Начинался он в далёком детстве, когда Зиночка ходила в кружок пения при Доме пионеров. Певицей не стала, сорок лет проработав медсестрой. Сейчас Зинаида Николаевна думает, что, если бы кукольный театр в её детстве был в Полянах, обязательно бы пришла туда, но сейчас, когда уже немолода, да и рука плохо слушается… Сомнения отпали, когда новоиспечённая артистка взяла в руки первую свою куклу: оказалось, она прирождённая кукловод.

– Когда играешь в куклы, – признаётся Зинаида Николаевна, – забываешь о всех болячках и даже повреждённая инсультом рука начинает слушаться.

* * *

Выпускника Ижевского профессионально-технического училища Толю Ковган проходить производственную практику отправили в родные Вятские Поляны. Здесь его ждала новость: мама увлеклась кукольным театром, который открыла Толина учительница по художественной школе – Наталья Николаевна вступилась за него, когда особенного мальчика не хотели туда принимать. И Толя не только успешно освоил программу художественной школы, но и справился «с особенностями заболевания». На всю жизнь он остался благодарным своему педагогу и поэтому сразу же отправился с мамой на её репетицию – может, Наталье Николаевне нужно чем-то помочь, ведь он теперь профессиональный столяр-плотник.

– У Толи золотые руки, – гордится своим учеником Наталья Николаевна, – он один заменяет в театре многих: и мастер по декорациям, и рабочий сцены, и звукооператор, и актёр тоже. Сегодня во время представления сломалась деревянная штанга, на которой держалась нижняя часть кукольной сцены. Ещё б минута, и актёры оказались бы на виду у зрителей. Толя первый сообразил, что надо делать: держал штангу одной рукой, второй продолжая управлять куклой, а улучив момент, сумел укрепить штангу.

– Я к таким испытаниям привык с самого посвящения, – смеётся Анатолий.

Есть в театре традиция такая: посвящать новых членов труппы в кукольники. Новобранец проходит шуточные испытания, даёт клятву верности театру. Именно в такой торжественный момент на Анатолия упала декорация.

– Сам театр меня посвятил себе, – заключает Анатолий, – с тех пор я с ним одно целое.

За кулисами позади сцены по всей её длине расположены глубокие ящики. В каждом хранятся куклы и декорации отдельного спектакля – настоящие сокровища: улыбающиеся или нахмуренные личики, блестящие ткани, ватные тучки с полиэтиленовыми струйками дождя, шёлковые бабочки на стальной проволоке… И это уникальное богатство сделано руками самих актёров и их помощников!

– Каждый из нас мастер на все руки: кто шьёт, кто вяжет, красит, ваяет из папье-маше, – объясняет Наталья. – Толя, например, сейчас мастерит деревянных плоских кукол на шарнирах для нашего будущего теневого спектакля. Они находятся в мастерской.

Мастерской «Кувятки» оказалась небольшая комната на втором этаже Дворца культуры с длинным столом посередине. На нём в творческом беспорядке лежат груды лоскутов материи, бумаг, картона, пенопласта, цветной бумаги и плёнки. А вот те самые плоские шарнирные куклы: старик со старухой пока ещё не раскрашены. Как они будут двигаться? Взяла в руки, и они ожили!

Играть зубами

В 2017 году в Кирове проходил фестиваль народных кукольных театров. Вятскополянский коллектив представил на суд зрителей и жюри спектакль «Тетюнька». От опытного взгляда председателя жюри главного режиссёра Кировского областного кукольного театра не ушло ни одно движение актёров: вот с главным героем работают двое – один ведущий, другой на подхвате. В одной сцене герой лежит на печке, разговаривает, двигая руками, ножки задирает вверх, и в это время стрелки настенных часов тоже делают движение. Профессионалу ясно: первый кукловод работает с головой куклы, её руками, второй берёт на себя ножки. Кто тогда передвигал стрелки часов, если на поклон вышли только три актёра, которые управляли пятью героями?

Выяснилось, что занятых в спектакле человек действительно должно было быть больше. Но один из актёров не смог попасть в театр вовремя, вот и пришлось остальным изобретать новые технические приёмы кукловодства: для того чтобы сделать движение кукольных ножек вверх по печке, Наталья держала их и поворачивала… зубами.

Награждая коллектив из Вятских Полян дипломом, председатель жюри признался:

– Всё видел в своей профессии, но чтоб актёры играли ещё и зубами – в первый раз!

В подготовке материала принимали участие учащиеся школы журналистики воскресной школы при Вятскополянском Христорождественском женском монастыре Саша Майоров и Артемий Медведев.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий