Картофель сварился

Анна ИВАНОВА

Всё чаще в СМИ пишут, что с каждым годом растёт количество учеников, которые не знают ничего, что 50 % выпускников не получили аттестаты о среднем образовании. А дальше-то что?

Известный белорусский педагог Евгений Ливянт, репетитор по физике и математике с многолетним стажем, создатель репетиторского центра «100 баллов», считает: говорить надо о кризисе нашей системы образования. Ведь тестирование – это только следствие, а не причина такого упадка.

Сегодня меня вызывала в школу учительница по поводу успеваемости моего сына. Никак мы не вписываемся в программу, хоть и немало стараемся. И руки опускаются. Но, может быть, в этом виноваты не только ученики, родители и учителя?

Я взяла учебник и повнимательнее прочитала предлагаемые задания.

Из учебника 3-го класса по русскому языку, программа «Школа России»: «Составьте нераспространённые предложения, образуя от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени.

Картофель (свариться). Молоко (кипеть)».

Простыми словами было бы – «Поставьте глаголы в скобках в прошедшее время». А потом уже можно спрашивать, какое это предложение и в какой форме стоят глаголы в скобках. Но вот так составленное задание ребёнок должен перевести как с иностранного языка в своей голове, прежде чем поймёт, чего же от него хотят. Подобная программа рождает кучу комплексов. Ребёнок думает, что он глуп, раз что-то не понимает. Нервничает.

В качестве проверки знаний предлагаются чуть ли не каждый день тесты с вариантами ответов по прочитанным произведениям по литературе.

Такие, например:

«Борис Житков «Про обезьянку»

  1. Кто предложил мальчику взять обезьянку?

а) школьный товарищ

б) учитель

в) дальний родственник

  1. Как звали обезьянку? (кличку обезьянки выше уже упоминали, поэтому вопрос звучит нелепо)

а) Яшка

б) Сашка

в) Пашка

  1. Как выглядела обезьянка?

а) не больше полуаршина, маленькая, рыжая с чёрными лапками

б) ростом около метра, чёрная с рыжими пятнами…»

За деталями теряется главная мысль рассказа – та, что воспитать обезьянку невозможно, и в доме от неё всем одни хлопоты, и ты берёшь на себя большую ответственность, когда приносишь животное домой, и надо думать не только о себе, но и о своих близких.

Неудивительно, что настоящего образования у современных детей, по сути, нет – так только, на поверхности. Как и детства тоже, благодаря такой программе. А главное – нет свободы. Той свободы, когда душа развернётся и почувствует своё призвание, свой талант. Нам некогда жить. Учеников натаскивают на эти тесты, чтобы они в дальнейшем могли успешно сдать ЕГЭ и ОГЭ – это главное. Но как будто это главное! А знаний – тех, что, например, раздобыл бы сам, своим трудом, – как не было, так и нет. Всё, как эти тесты, подаётся на блюдечке. Получившие такое образование дети становятся похожими на роботов. Заложили в них программу, нажали кнопочку – услышали правильный ответ. На выходе из школы мы получаем серую безликую массу начинённых компьютерными знаниями людей. Что они могут предложить этому миру? Как мы можем его изменить к лучшему?

Нас готовят быть лишь исполнителями, но не личностями. И я порой даже рада, что у сына часто бывают двойки в непонятном электронном дневнике. (Ругаю только за ошибки в правописании, небрежность и лень.) Значит, он ещё жив для творчества. Двойки же в электронном дневнике можно получить не только за неправильно выполненные задания и контрольные, но и за невыученное стихотворение и невыполненное любое домашнее задание, например даже если ученик об этом задании не знал и не выполнил его по болезни. И учитель просто не в силах всегда отследить истинную причину. Выставление подобных оценок является и для него мукой, чистой формальностью ради ежедневной отчётности.

В такой ситуации всегда радуешься, когда учитель, рискуя просидеть до вечера с бумагами, всё же может остановить урок, чтобы послушать пение птиц, шум наступающей весны… Таких мало, их ругают, гоняют, но они, слава Богу, будут и есть.

г. Санкт-Петербург

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий