Картофель сварился
Анна ИВАНОВА
Всё чаще в СМИ пишут, что с каждым годом растёт количество учеников, которые не знают ничего, что 50 % выпускников не получили аттестаты о среднем образовании. А дальше-то что?
Известный белорусский педагог Евгений Ливянт, репетитор по физике и математике с многолетним стажем, создатель репетиторского центра «100 баллов», считает: говорить надо о кризисе нашей системы образования. Ведь тестирование – это только следствие, а не причина такого упадка.
Сегодня меня вызывала в школу учительница по поводу успеваемости моего сына. Никак мы не вписываемся в программу, хоть и немало стараемся. И руки опускаются. Но, может быть, в этом виноваты не только ученики, родители и учителя?
Я взяла учебник и повнимательнее прочитала предлагаемые задания.
Из учебника 3-го класса по русскому языку, программа «Школа России»: «Составьте нераспространённые предложения, образуя от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени.
Картофель (свариться). Молоко (кипеть)».
Простыми словами было бы – «Поставьте глаголы в скобках в прошедшее время». А потом уже можно спрашивать, какое это предложение и в какой форме стоят глаголы в скобках. Но вот так составленное задание ребёнок должен перевести как с иностранного языка в своей голове, прежде чем поймёт, чего же от него хотят. Подобная программа рождает кучу комплексов. Ребёнок думает, что он глуп, раз что-то не понимает. Нервничает.
В качестве проверки знаний предлагаются чуть ли не каждый день тесты с вариантами ответов по прочитанным произведениям по литературе.
Такие, например:
«Борис Житков «Про обезьянку»
- Кто предложил мальчику взять обезьянку?
а) школьный товарищ
б) учитель
в) дальний родственник
…
- Как звали обезьянку? (кличку обезьянки выше уже упоминали, поэтому вопрос звучит нелепо)
а) Яшка
б) Сашка
в) Пашка
- Как выглядела обезьянка?
а) не больше полуаршина, маленькая, рыжая с чёрными лапками
б) ростом около метра, чёрная с рыжими пятнами…»
За деталями теряется главная мысль рассказа – та, что воспитать обезьянку невозможно, и в доме от неё всем одни хлопоты, и ты берёшь на себя большую ответственность, когда приносишь животное домой, и надо думать не только о себе, но и о своих близких.
Неудивительно, что настоящего образования у современных детей, по сути, нет – так только, на поверхности. Как и детства тоже, благодаря такой программе. А главное – нет свободы. Той свободы, когда душа развернётся и почувствует своё призвание, свой талант. Нам некогда жить. Учеников натаскивают на эти тесты, чтобы они в дальнейшем могли успешно сдать ЕГЭ и ОГЭ – это главное. Но как будто это главное! А знаний – тех, что, например, раздобыл бы сам, своим трудом, – как не было, так и нет. Всё, как эти тесты, подаётся на блюдечке. Получившие такое образование дети становятся похожими на роботов. Заложили в них программу, нажали кнопочку – услышали правильный ответ. На выходе из школы мы получаем серую безликую массу начинённых компьютерными знаниями людей. Что они могут предложить этому миру? Как мы можем его изменить к лучшему?
Нас готовят быть лишь исполнителями, но не личностями. И я порой даже рада, что у сына часто бывают двойки в непонятном электронном дневнике. (Ругаю только за ошибки в правописании, небрежность и лень.) Значит, он ещё жив для творчества. Двойки же в электронном дневнике можно получить не только за неправильно выполненные задания и контрольные, но и за невыученное стихотворение и невыполненное любое домашнее задание, например даже если ученик об этом задании не знал и не выполнил его по болезни. И учитель просто не в силах всегда отследить истинную причину. Выставление подобных оценок является и для него мукой, чистой формальностью ради ежедневной отчётности.
В такой ситуации всегда радуешься, когда учитель, рискуя просидеть до вечера с бумагами, всё же может остановить урок, чтобы послушать пение птиц, шум наступающей весны… Таких мало, их ругают, гоняют, но они, слава Богу, будут и есть.
г. Санкт-Петербург
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий