Ещё один «паспорт»
Вероятно, читатели помнят полугодовой давности заявление Владимира Путина о том, что американцы собирают генетические образцы населения России. Сюжет прошёл по центральным телеканалам, его прокомментировали и военные, и учёные-генетики. Пошумели и… забыли. А вскоре, 11 марта, вышел Указ Президента об «осуществлении генетической паспортизации населения» и «формировании генетического профиля населения» в срок до 2025 года.
На самом деле процедура эта весьма широко используется с 2008 года, когда был принят закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Он – об обязательной сдаче опасными преступниками (например, насильниками) своих ДНК в базу данных МВД. Правоохранителям это нужно, чтоб безошибочно раскрывать преступления. Теперь же ДНК должны будут сдать все.
Технически это несложное дело. Для анализа ДНК достаточно чуть-чуть слюны или крови. Молекулы ДНК выделяют, размножают и расшифровывают. В результате получается набор букв и цифр. Это и есть ваш «генетический паспорт».
Зачем он? Обычно говорят о выявлении наследственной предрасположенности к болезням, совместимости супругов. Опять трогательная забота о нас. Чтобы не пугать, стараются говорить о «генетической диспансеризации», «электронной карте здоровья». Но что с обратной стороны медали?
Заключённая в геноме информация может использоваться не только для идентификации личности, но и для иных целей, например коммерческих, фармацевтическими компаниями. Но это не самое страшное. Представьте, если этими данными воспользуются криминальные структуры. Ведь сообщения о хищениях персональных данных идут сплошным потоком. На днях в сеть утекли данные практически всех железнодорожников. Банки активно внедряют идентификацию клиентов с использованием биоданных – соответственно, появляется возможность подделки электронных подписей, а значит – хищение средств со счётов, подлог важных документов. Не секрет, что исследованием «диапазона управления через ДНК» занимаются и военные – это элемент подготовки биологической войны…
4 сентября в Москве состоялось очередное заседание Церковно-общественного совета по биоэтике, на котором как раз и обсуждался этот вопрос. Совет подчеркнул, что генетическая идентификация и тестирование могут таить в себе непредсказуемые угрозы для всего человеческого рода, что осуществляться свободно они могут лишь на основе уважения достоинства, свободы и прав личности – ведь паспорт содержит информацию об индивидуальном профиле ДНК конкретного человека. Сдав ДНК-пробу единожды, до конца жизни человек становится зависим от порядочности и компетентности хранителя информации о его ДНК-коде. Сообщается: на заседании Совета состоялось повторное обсуждение и принятие заявления о генетических паспортах.
Выглядит это как афронт Указу Президента. Но на деле ничего особенного придумывать не надо, нужно только заставить правительство ратифицировать «Конвенцию о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины». Этот документ Совета Европы, принятый в 1997-м, в своей 5-й статье указывает, что генетические тесты можно проводить, только получив добровольное информированное согласие человека. При этом статьёй 12 запрещается проведение ДНК-тестов, не связанных со здоровьем, даже при наличии согласия испытуемого. Это важно, потому что, к примеру, под давлением работодателей человек может согласиться на всё. И в США уже повсеместны случаи генетической дискриминации, когда здоровым носителям «плохих» генов отказывали в приёме на работу, страховке, усыновлении детей, заключении брака и т.д.
Очень вовремя поднимает этот вопрос наша Церковь, притом что трусливо молчат или поддакивают опасным инициативам разного рода узкие, воистину «узкие» специалисты. Вот только текст Заявления Церковного совета не просто не распространён среди широкой общественности, его вообще невозможно сыскать.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий