Освящать ли оружие?

В июне по СМИ прокатилась серия публикаций на тему освящения оружия в Церкви, подхватили тему в насмешливом ключе, разумеется, и наши безграмотные блогеры. Не знаю, связано ли это с очередным заседанием Межсоборного присутствия по церковному праву 19 июня, на котором как раз и обсуждалась тема. Но одно издание безапелляционно заявило: «Массовая практика благословения священниками РПЦ оружия, которое используется в Российской армии, похоже, подходит к концу». «Как влияет вмешательство церкви на силу оружия?» – задаётся вопросом другой журналист.

Фото: slavicstyle.com

Удивительно: кто-то до сих пор считает, что освящение нагана увеличивает точность его стрельбы. Ещё удивительнее, когда настоятель Татьянинского храма при МГУ прот. Владимир Вигилянский заявляет: «Я бы никогда оружие не освящал, в том числе личное». Он согласен освящать только помещения – кубрики, кабины самолётов… то, что «связано с людьми». А как же оружие русского ополчения в Смуту, освящение эскадрилий самолётов и танковых колонн в Великую Отечественную? Противоположную точку зрения высказывает прот. Всеволод Чаплин: «Церковь должна освящать любое оружие, в том числе ядерное, если оно предназначается для защиты России и православия».

Судя по всему, мнения православных разделились. Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) считает, что священнослужители не должны освящать оружие массового поражения, потому что оно не является личным, то есть никак не относится к солдату, благословляемому на защиту Отечества. Очевидно, архиерей имеет слабое представление о сегодняшнем вооружении. А если солдат из «личного» гранатомёта запускает фосфорную мину – это как? Эта позиция противоречит молитве из последования освящения, когда, окропляя святой водой оружие, священник произносит: «Благословение Бога… да снидет и пребудет на оружие сие и на носящих я к защищению и заступлению истины Христовы». То есть и воин освящается, и оружие. Не для улучшения его свойств, а для придании силы духа воину, веры в свою боевую технику, что она способна защитить. Причём не оговаривается, «общая» ли это пушка или «личный» кортик – это совершенно всё равно. Если в оборонительной войне важен «Тополь» с ядерной начинкой, он должен быть освящён. Почему? Очень правильно об этом высказался как-то прот. Олег Стеняев, немало времени проведший на Второй чеченской войне. «Освящение оружия – это, прежде всего, ограничение его возможного применения, а не наоборот. Освящённое оружие нельзя применять против мирных жителей, против невооружённых людей. Против тех, кто сдаётся в плен. А если эти ограничения не выполняются, то это граничит с богохульством».

Одно важное уточнение делает о. Макарий (Маркиш): «Сегодня благословляют даже оружие, произведённое на заводе… В дальнейшем, возможно, это оружие продадут за рубеж. Что, если потом благословлённая православными священниками военная техника попадёт не в добрые руки? Я бы эту молитву подкорректировал так, чтобы благословить оружие только для тех, кто употребит его на доброе дело, справедливую борьбу».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий