Песни о главном

 «Нам песня строить и жить помогает» – так отвечал я друзьям, когда они смеялись, что смотрю по телику песенный конкурс «Голос». Мол, это моветон – интересоваться современной эстрадой. Да я ж разве спорю? В советское время были худсоветы, поиски талантов, здоровая конкуренция, поэтому эстрада держала уровень, а сейчас, при диком капитализме, кто захватил медиарынок, тот и диктует. И годами на наших экранах Киркоров, Басков и прочая попса с косметическими подтяжками. Чтобы пробиться туда и стать «звездой», надо совершить что-то невероятное или быть дочкой вице-президента нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», как певица Алсу. Но без песни как жить? Помню, у родителей была гора пластинок, часто звучали «Подмосковные вечера», «Одинокая гармонь», «Под городом Горьким…».

Поэтому «Голос» стал для меня отдушиной – там начинающие артисты с настоящими голосами и, главное, искренние. Позже переключился на «Голос. Дети» – вот уж кто точно не обманет, у кого чистая песенная душа. Вдруг новость: «Руководство Первого канала проведёт расследование по итогам шестого сезона телепроекта “Голос. Дети”». Это после общественного возмущения тем, что в конкурсе талантливые дети остались за бортом, а победила хорошая, но «не певучая» десятилетняя девочка Микелла – дочь певицы Алсу и Яна Абрамова, председателя компании «Новые оружейные технологии», внучка двух богатых высокопоставленных дедушек. Ещё народ подметил, что среди финалистов оказался всего один участник с русской фамилией. Кто ж не знает, как кавказцы любят детей, готовы и приплатить за их успех! Таков менталитет, что поделаешь. Но вопрос в другом: возможно ли такое было ещё лет тридцать назад? Куда мы движемся?

Или представьте, чтобы в 80-е годы в День Победы на экраны вышел фильм о советских воинах – мародёрах, грабителях и наркоманах, избивающих на экране молодое пополнение? И ещё с таким издевательским названием – «Братство»? К счастью, Минкультуры отговорило режиссёра Лунгина символически устраивать премьеру 9 мая, фильм запустили в прокат на день позже. Картина снята на государственные деньги, 150 миллионов рублей, и ладно бы она принесла прибыль в казну, так ведь провалится в прокате, как в своё время провалился пасквиль на царя «Матильда».

Советскую цензуру в своё время мы отвергли, но что вместо неё? Призывы к порядочности? Но они не слышны в атмосфере «свободы условностей» – любых. Дошло уже до того, что Министерство просвещения взялось составлять для школьных педагогов свод правил поведения в социальных сетях. Оказалось, что молодые преподаватели уже не понимают, к чему обязывает их статус: хотя бы не помещать на общедоступных страницах «ВКонтакте» свои фотографии в неглиже.

Увы, такая вот безбашенность проникает и в церковную среду.

Вроде бы нет ничего плохого в том, что отец Максим Пастухов, настоятель храма Рождества Богородицы на Белгородчине, занимается спортом и тренирует ребят из ближних сёл. Но зачем выходить на подиум в одних плавках, демонстрируя свои телеса на чемпионатах по бодибилдингу? Можно спорить, что позволительно батюшке. По мне так, это перебор. Кто-то про красоту тела пишет. Но какая ж красота в гипертрофированных мышцах, которые пригодны лишь для хвастовства?

Некоторые православные встали на защиту и матушки священника Сергия Зотова из Магнитогорска, которая на конкурсе красоты получила титул «Мисс сексуальность». Что ж такого, что в купальнике на подиуме красовалась? У неё и раньше в социальной сети фотки были откровенные – молодая женщина, ей ли тела своего стесняться? Так примерно пишут. Другие юморят, мол, батюшка и матушка отпуски проводили на Барбадосских островах, а теперь архиерей из города выслал их в местечко с не менее звучным названием – село Фершампенуаз Нагайбакского района. Отец Сергий про Барбадосские острова отрицает и объясняет, что матушка работает косметологом в салоне красоты, поэтому участие в конкурсе для неё логичный шаг. А потом какой ещё шаг станет «логичным»? У епархиального суда своя логика. Его председатель, прот. Феодор Сапрыкин, назвал большим грехом обнародование откровенных фотографий матушки священника и заключил: «Зотов не будет восстановлен до тех пор, пока его супруга не покается».

Что же происходит в нашем обществе? С одной стороны, «демократичность» там, где она неуместна, а с другой – культ элитарности или, как говорят в народе, «блат». Ладно бы, он проявлялся лишь в телеконкурсах вроде «Голоса», но народ-то и в церковной жизни подобное видит.

Много шума наделало фото с пасхального богослужения в Сызрани. Мэр города и его приближённые чиновники стояли в храме как бы наособицу, отделённые от народа ширмой. «Пасха для богатых», «VIP-Пасха» – запестрели СМИ заголовками. Один знакомый, далёкий от Церкви, написал мне: «Чем мэр лучше бабушки, почему ему закрытую ложу предоставили? Понятно! Попы торгуют хорошими местами, и плата не обязательно в виде денег. Рука руку моет». Отвечаю ему: «Чем же место-то хорошее? Вот представь: люди стоят вместе, молятся соборно – и в этом радость. А те, за занавесочкой, как изгои, вроде оглашенных, которых не допускают с верными молиться». Позже епархия дала не очень внятное разъяснение, что городскому начальству предложили место, где проводятся исповеди и где ученикам воскресной школы объясняют ход богослужения, поэтому оно огорожено.

Сам я нынешнюю Пасху встретил на Юге России в одном богатом селе. Невольно присматривался к местной знати, которая на всенощной разместилась традиционно впереди, у самой солеи. Зеркально бритые затылки, широкая супруга сельского воротилы с каким-то мертвенным взглядом. Или мне показалось? Стояли они как-то особняком, создавая вокруг себя незримую стену. Но вот двинулись крестным ходом, друг у друга зажигаем гаснущие на ветру свечи, кричим единым выдохом: «Воистину воскресе!» Все братья и сёстры! И лицо той женщины просветлело как будто. Подумалось, может, и не инициатива этих начальничков наособицу стоять, а лишь криво понятая служителями нашей Церкви традиция «царского места»? Забывают, что царя-то у нас миром на царство помазывали, как ветхозаветных пророков и первосвященников, а сельское начальство назначается всего лишь бумажкой-распоряжением с корявой подписью.

…А потом, после причастия, шёл я пять километров пешком до дома под яркими южными звёздами и тихо было на душе.

 

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

Добавить комментарий