Встречи на дорогах войны

Иногда в жизни случаются такие встречи, что не верится, что такое возможно, – прямо как в кино. Вот и на войне такое бывало. Как в этих историях, запечатлённых в фотографиях военных лет.

 «Анечка! Сестрёнка!»

Закончилась война, из фашистской неволи освободили пленников. Завтра они отправятся на Родину, в Советский Союз, а сейчас солдатик записывает их имена и адреса в большую тетрадь. Очередь движется быстро, солдат только и успевает говорить: «Следующий!.. Следующий!..»

Солдата зовут Алексей Титаренко. Он родом из Минска, воюет с начала войны. Дома у Алексея остались мама, бабушка и две младшие сестры. Сначала родные писали часто. А потом перестали отвечать на Алёшины письма. Немцы захватили Минск, и мысли одна страшней другой приходили Алексею. Он утешал себя: может, им всё-таки удалось эвакуироваться, спастись? Может, живы?..

Целых три года Минск был оккупирован врагом, но наконец настал долгожданный день – наши войска освободили город. Как радовался Алексей! Каждый день он писал домой: маме, соседям, дальним знакомым, кто мог бы сообщить хоть что-то о его семье. Но ответа не было. Алексей приказывал себе думать только о Победе. Думал: вот вернётся домой и разузнает всё сам. Но как тяжело было на сердце от неизвестности!

И вот – майский день, запечатлённый на фотографии. Ещё холодно; если бы не зелёная ветка на столе, и не понять, что весна в разгаре. Солдат сидит за столом, а рядом – измученные люди, вчерашние узники немецкого лагеря. Алексей не смотрит на них, непрерывно записывая имена, фамилии, адреса. Вдруг прозвучало: «Титаренко Анна, Минск». Он машинально записал. И снова: «Следующий!.. Следующий!..» И тут очаянно забилось сердце. Что же это он? Записал машинально – и даже не задумался? Алексей поднял голову, но никого не узнал. Боясь поверить своему счастью и упустить его, крикнул прямо в толпу: «Аня! Анечка! Сестрёнка!»

Никто не ответил. Его голос потонул в общем гуле. «Сынок, тут твоя сестра?» – ласково спросила какая-то женщина. Алексей кивнул. Говорить он уже не мог – душили слёзы. И тогда женщина обратилась к остальным: «Давайте хором! А-неч-ка! Аня!»

Имя подхватили все. Эти люди хорошо понимали чужое горе. Впереди их ждала Родина, разрушенные дома, разлучённые семьи. Каждому предстоял долгий путь, радостный и горький. И все были рады, что вот сейчас, в эту минуту, они чью-то дорогу к счастью сделают короче. «А-неч-ка! А-неч-ка!»

Толпа расступилась, пропуская худенькую девочку. Алексей посмотрел на неё недоверчиво, чуть не решив, что обознался. И вдруг встал, бросился к девочке, обнял и заплакал. Она заплакала тоже.

Их осталось двое из всей семьи. И всё это время Аня верила, что брат жив и найдёт её.

…Снимок называется «Советские граждане, освобождённые от фашистского рабства». А можно назвать его и так: «За минуту до встречи с сестрой».

(По рассказу Романа Кузнецова)

 «Сын!»

А эта история произошла в одном из военных госпиталей в апреле 1944 года. К офицеру Ивану Аганичеву, раненному в ногу, подошла нянечка-уборщица: «Извините, что интересуюсь, но не родственник ли вам Алексей Аганичев? Он тоже здесь, в нашем госпитале. Фамилия редкая, вот я и подумала. Или однофамилец?» «Сын, – охрипшим вдруг голосом сказал офицер. Откашлялся, схватился за костыли: – Что с ним, где он?» «Да не волнуйтесь вы так, – успокоила нянечка. – В руку да в бок, поправится скоро, в сознании. По коридору последняя слева палата. Осторожней! Ой понёсся!..»

Они встретились. Отец обнял сына и, чтобы другие раненые мужчины не видели его слёз, уткнулся ему в плечо. Поправившись, они снова вернулись в свои части воевать и встретились уже дома, после Победы. А на память о той случайной встрече в госпитале осталась эта фотография.

Недавно внучка Ивана Васильевича Ольга случайно обнаружила надпись на обратной стороне, приводя в порядок семейные альбомы. Она отклеила фотографию со страницы ветхого альбома, чтобы вставить в новый, и прочла: «Мамочке! От папы и Лёши. 1-е Мая 1944 г. Отец и сын в период Отечественной войны».

До конца войны родные думали, что отец с сыном случайно встретились при передвижении частей, будучи здоровыми и невредимыми. А они просто не хотели никого волновать.

(По рассказу внучки И. В. Аганичева Ольги Ханнинен)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий