«Немец не войдёт!»

«Во славу Отечества» – так называется рубрикана детских страничках «Веры», в которой мы рассказываем вам, ребята, о наших соотечественниках, принёсших славу Родине своими открытиями и достижениями. А человек, о котором мы сегодня поведаем, всю жизнь трудился на Тульской земле ради славы Небесного Отечества, ради Христа и ближних.

Люди звали её ласково – Дуняша. Звали так и в детстве, и тогда, когда она стала совсем старенькой. Дуняша была юродивой ради Христа – как Ксения Петербургская и Матрона Московская. Она была почти что нашей с вами современницей – всего-то сорок лет назад её не стало. Без малого целый век прожила и с юности несла свой подвиг. Не было у неё ни дома, ни семьи.

Люди звали её ласково – Дуняша – и тогда, когда она стала совсем старенькой.

Кто бы мог подумать, глядя на эту старушку в косо повязанном платке, говорящую разные странности, что в юности она была красавицей, каких мало, собиралась замуж за хорошего человека, шила подвенечное платье… Но вдруг накануне свадьбы Дуня увидела сон, который перевернул её судьбу. Белое свадебное платье она так и не надела. Много веков назад похожая история случилась с Алексием, человеком Божьим, – ради Христа он тоже оставил свою невесту и любящих родителей и скрылся неведомо куда на долгие годы. Божьи люди – они такие. От земного счастья отказываются, а выбирают скитания, голод и нищету. Но за любовь и терпение Бог награждает их дарами, о которых мы и помыслить не можем.

Дуняшу Он наградил прозорливостью – ей было открыто то, о чём никто не знал. Незадолго до начала Великой Отечественной войны она надела яркое платье и ходила по улицам, крича: «Пожар! Пожар!» И правда, вскоре заполыхала наша земля. А когда к Туле стал подходить враг, Дуняша сказала: «Немец не войдёт, я ключи спрятала». И снова сбылось: как ни напирали гитлеровцы, не смогли прорвать оборону Тулы. Своей молитвой Дуняша помогла мужественным защитникам города выстоять – вот о каких «ключах» она говорила. И пока шла война, приходили к Евдокии Ивановне матери и жёны, чтобы узнать о судьбах родных, от которых не было никаких вестей. Как-то пришла женщина в слезах: давным-давно не получала писем от сына-танкиста, небось и нет уже в живых сыночка! «А ты протяни руку к иконочке», – посоветовала прозорливица. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части. Оказалось, что сын жив, но ранен и лежит в госпитале.

А бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку» – так окрестили в народе страшную бумагу, где сообщалось о гибели воина. И вскоре приходила весточка от этого человека или он сам возвращался домой.

Любое горе старалась разделить Дуняша, горячо молилась о тех, кто просил о помощи. Одного не любила – лести. Говорила: «Бойтесь людей, хвалящих вас». А с теми, кто её бранил, наоборот, была ласкова. Очень любила Дуняша детей – вот уж это была её компания. Одной маленькой девочке она подарила две пелёночки – розовую и голубую, и через много лет эта девочка стала мамой двойняшек, сына и дочки.

В селе Кочаки Тульской области, недалеко от знаменитой Ясной Поляны, где родился писатель Лев Толстой, стоит старинный Никольский храм. В XVII веке здесь было болото, и однажды на кочках люди нашли икону Святителя Николая. Отнесли образ в помещичью усадьбу – а он снова вернулся. Вот и решили на этом месте строить храм в честь Николая Чудотворца. В нём был крещён будущий писатель, возле его стен – фамильная усыпальница рода Толстых. На этом тихом сельском кладбище и покоится раба Божья Евдокия. За могилкой ухаживают добрые люди, она вся в цветах.

За могилкой Дуняши ухаживают добрые люди, она вся в цветах.

И горят свечи – многие, многие люди приходят сюда печальными, а уходят радостными. А в день памяти блаженной Дуняши – 28 мая, через 9 дней после Николы Вешнего, – и свечек, и цветов будет особенно много.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Елена:

    Упокой, Господи, во Царствии Твоем рабу Твою Евдокию и ее молитвами помилуй нас!

Добавить комментарий