Одна душа на всех
22 марта Церковь празднует память 40 Севастийских мучеников
Случилось это очень давно – в IV веке от Рождества Христова. Много до того было пролито крови христиан – и наконец-то гонения на них закончились. Ведь святой царь Константин, правитель Римской империи, в 313 году издал указ, который разрешал свободно исповедовать веру во Христа. За это больше не бросали в клетку ко львам, не отрубали голову и не придумывали прочих злых казней и мук. Война с христианами, похоже, закончилась.
Но, как бывает на войне, даже после объявления победы ещё свистят пули и гибнут солдаты. Вот и в Римском государстве продолжали погибать от рук мучителей христиане. Кто же посмел ослушаться императорского указа? Дело в том, что Римская империя была слишком большой, и управляли ею сразу два императора: на востоке правил царь-христианин Константин, а на западе – язычник Ликиний. Он-то как раз и ненавидел христиан. Захотел Ликиний стать единственным правителем Римской империи и решил пойти войной на Константина. Стал собирать войско.
Шёл 320 год. В армянском городе Сивастия стояла дружина римских воинов. Храбрецы из храбрецов, из многих битв они вышли победителями. Все сорок воинов дружины были христианами. А вот их военачальник Агриколай веровал в языческих богов и, как было заведено, перед сражением стал принуждать бойцов принести жертву идолам. Воины решительно отказались. И деньги им предлагал Агриколай, и льстил, и угрожал – ничто не помогло. Тогда разгневанный язычник велел взять их под стражу и заключить в темницу. Там воины усердно молились и услышали голос с небес: «Претерпевший до конца будет спасён». На другой день воинов повели к замёрзшему озеру. Приказали снять одежду и обувь и стоять всю ночь на льду.
Мороз пробирал до костей, ледяной ветер даже тепло одетых стражников заставлял жечь костры да приплясывать. А на берегу топилась баня – для тех, кто всё-таки передумает, для кого жизнь окажется дороже каких-то там убеждений. И только один из сорока страдальцев дрогнул и побежал к бане. Но лишь переступил её порог, как упал замертво…
Один из охранников не спал в тот час и вдруг увидел, как с неба на головы сорока замерзающих солдат спускаются 39 венцов. Он понял, что тот несчастный, кто не вынес мук и побежал греться, лишился своего венца. И ещё он понял, что даже если эти «безумцы» сейчас погибнут, они вечно будут там, где тепло и свет, – в Царстве Небесном. И этот стражник совершил вот что: растолкал своих спящих товарищей и устремился к воинам, на бегу сбрасывая с себя одежду. «И я христианин!» – прокричал он. И сороковой венец мученический достался ему.
Узнав об этом наутро, мучители пришли в ярость. Вот чудной! Ну что ж, пусть разделит их участь сполна. Однако что за чудеса? – все сорок ещё живы! Страдальцам перебили ноги, чтобы смерть поскорей их взяла. Затем их тела на колесницах отвезли к костру, предали огню и утопили кости в реке.
Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Пётр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал земле с молитвой. Нетрудно было найти их – в речной воде самая малая частица останков светилась звездой.
Сорок святых воинов, замученных язычниками, особо почитались в христианском мире. В их честь возводились храмы по всему миру. И ещё в XVII веке Антиохийский Патриарх Макарий, совершивший паломничество на Севастийское озеро, свидетельствовал, что в том месте, где пострадали воины, ежегодно в день их памяти появляются из воды две рыбы, как Божие знамение.
Это место находится теперь на территории Турции. Севастийское озеро давно высохло, последние христианские святыни – армянский монастырь и кладбище – были разрушены уже в наше время, в 1980 году, и ныне там турецкая военная база. Но пусть время и стёрло зримые свидетельства подвига Севастийских мучеников, память о них жива, а душам их всегда тепло и радостно.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий