Божий лук и беличий хвост
Герб славного города Вятки (Кирова) имеет очень почтенный возраст – это один из древнейших русских гербов. Впервые он был помещён на большой государевой печати Ивана Грозного. В конце XV века царь ею «припечатывал» бумаги государственной важности, а порой и международного значения. В центре этой печати простёр крылья двуглавый орёл – символ русской государственности, унаследованный от Византии, а вокруг него собрались печати всех земель и княжеств, что входили на то время в состав Руси. Тут и Казанское «царьство», и Астраханское, тут и Чернигов с Великим Новгородом, и Псков с Тверью, и Вятка с Пермью. Интересно, что почти на всех печатях сплошь львы, грифоны да медведи… И среди них лишь три исключения. Первое – трон с шапкой Мономаха, что на эмблеме Московского княжества. Второе – меч на печати Чернигова. Ну а третья «исключительная» печать – «ВЯЦЬКАЯ», то есть Вятской земли. На ней изображён натянутый лук со стрелой.
Ведь вятичи издавна стояли на защите русских рубежей от воинственных татар и многие города на юге Вятской земли были основаны как крепости. Вятчане славились мужеством, и государь на них мог положиться, с тех пор как в 1489 году Вятская земля окончательно вошла в состав Руси.
Со временем герб несколько изменился: в 1626 году на нём появилась рука, выходящая из облаков, – Божья десница. На языке геральдики это означает, что человеческой историей руководит Промысл Божий. Господь может поразить грешников, но может, жалея Своё творение, удержать стрелу. А может и простить грешников по молитвам святых заступников. У вятских был такой заступник – преподобный Трифон Вятский. Много пролил он слёз о них, неразумных и неверных хлыновцах, которые то с радостью встречали его, то прогоняли. Но благодаря Трифону стали смягчаться их сердца, и теперь уж сами они стали плакать обо всём плохом, что натворили. А хлыновцами назывались жители Вятки раньше – тогда, когда их город называли Хлынов. Неблагозвучное какое-то имя, правда? Потому что происходило оно от слова «хлын», то есть «пустой, пропащий человек». Какие жили в городе люди, таким и город стал – Хлыновым. Но послал им Господь святого Трифона – и стали «хлыновцы» «вятскими», хорошими, переменились сердцем. И дымковская игрушка у них появилась, и праздник «Свистунья», и новое ласковое имя города – Вятка, и много чего доброго – так много, что вот уже 25 лет рассказывает наша газета об этом, а доброго только прибывает… Оттого так, наверно, что постарались здесь исполнить отеческий завет Трифона Вятского: «Бога ради и ради Пречистой Богородицы Девы Марии храните любовь между собою».
Кстати, благодаря трудам св. Трифона изменились не только горожане, но и герб города: в 1672 году к изображённому на нём добавился небольшой красный крест.
Он означал монастырь, основанный и построенный преподобным. Многие из вас, наших читателей, наверняка там бывали.
А история герба Вятки продолжилась. В середине XIX века его украсили золотые дубовые листья, увенчала императорская корона. В таком виде он и дожил до Октябрьской революции. Но в 1918 году вышел указ о запрещении старой символики. А на гербе Вятки вся она была старой. Кроме разве что натянутого лука, с которого всё началось. Он-то и уцелел, заняв на новом советском гербе скромное положение в нижнем углу; от Божьей десницы осталась какая-то перчатка. На опустевшем поле посадили ёлку, словно для того только, чтобы заполнить пустоту. У корней её вращалось колесо из шестерёнки и колоса, а сверху давило название: КИРОВ. Даже белочка, поселившаяся на гербовой ёлке, почему-то не радовала, а «царапала» глаз.
Удивительно, что советский геральдический знак Кирова просуществовал очень долго. Пожалуй, он побил все рекорды: российские города с начала 90-х годов стали возвращать свои старые, царского времени, гербы, а Киров держался до 2008 года. Ныне гербом города признан прежний, с Божьей десницей. Вот ещё бы имя городу вернуть – милое, радостное имя Вятка…
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий