«И это всё приложится вам»

О бедности материальной и нищете духовной

Отец Максим Стыров

В обществе вновь громко заговорили о проблеме бедности. И чаще всего мысли по этой теме текут в сторону уворованных миллиардов, копеечных пособий и безработицы, особенно на селе. Слушаю: и верю, и не верю.

Верю, потому что доходы у многих «сильных мира сего» действительно грандиозные, уж честные или краденные – судить не нам. Но брать с них налог в процентном выражении больший, чем с учителей и медсестёр, наверно, было бы справедливо.

Верю, потому что для всех пенсионная система должна, по логике, быть одинакова и прозрачна. А почему сегодня работнику министерства пенсия начисляется иначе, чем, скажем, врачу или соцработнику, подчиняющемуся тому же министерству, – непонятно.

Верю, потому что женщине при уходе за новорождённым надо не урезать доход до 40% зарплаты, а хотя бы сохранять на уровне обычного её заработка, а ещё лучше – чуть добавлять.

Верю, потому что действительно гибнут многие малые предприятия под катком глобализации и обескураженные «ненужные» работники не всегда могут включиться в новые организации. И кто только внушил нам, что соперничество – кто кого задушит – всегда хорошо? Неужели дружба и взаимопомощь не способны двигать экономику вперёд? Метко сказал один предприниматель: «Конкуренция развивает лучшие качества товаров и худшие качества людей».

Но вот во что я не верю, так это в то, что в бедности виноваты правительство, международный бизнес и коррупционеры. Потому что главный виновник нищеты – это грех, т.е. неправильная, ошибочная ориентация воли человека. Именно грех куда чаще корёжит весь строй жизни, загоняет людей в нужду, лишает радости и перспектив.

Вот пример: у парня ни гроша за душой, долгов полмиллиона, квартирка, пропахшая грязью (да и та на взыскании у приставов), несколько месяцев больницы, в том числе реанимации, и год тюрьмы в биографии плюс условный срок, в инвалидности отказано и на работу не берут. Трудно поверить, что ещё несколько лет назад у него были и жена-красавица, и дочка-умница, и работа престижная, и машина хорошая, и волейбол два раза в неделю, и горячее увлечение самолётами. И ещё была любовь к пиву вместо веры в Бога. Это-то и подвело беднягу сначала к водке, затем к увольнению, к разводу, к алкогольному психозу, к падению с проломом головы, к тюрьме… Говорит, уже не раз и с балкона вниз поглядывал: не поставить ли точку своим земным мытарствам? (Добавим: и положив начало вечным.) Но, слава Господу, понемногу уверовал, и хотя бы уже не катится под склон, а помалу, но карабкается вверх. Надо ли говорить, что у доброй половины наших бродяг судьба похожая? Выходят люди из колоний: ни семьи, ни друзей, ни здоровья, ни работы. А спрашиваешь: «С чего всё началось?» – ответы похожие: «Сама наркотики употребляла и другим продавала», «Жизни красивой захотелось, с бандитами связался», «От родителей отвернулся, из дома ушёл», «Все вокруг брали, вот и я польстился, думал, пронесёт». Извечный закон: «Пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притч. 23, 21).

Ещё тенденция: мамы-одиночки. Да, у некоторых муж погиб или действительно сам предал, бросил. Но ведь большинство сами разводились, считая своих мужчин неудачниками, вместо того чтобы вдохновлять их на достижения, или отдавались порыву любви вне законного брака, а то и сознательно рожали «для себя». Сейчас даже анонимное донорское оплодотворение появилось для особо нетерпеливых и самонадеянных. Пошла одна девушка этим путём, а родился малыш с серьёзным психическим отклонением. Божий, конечно, человечек, но и в материальных проблемах теперь некого упрекать, если хотим быть умнее Бога, повелевшего создавать детишек не в лабораториях по фотографиям, а в благословлённом и объявленном миру супружеском союзе. А уж сколько зла и духовного, и материального рождается от блуда и измен – оцените сами. «Разврат завтракает с богатством, обедает с бедностью, ужинает с нищетой и ложится спать с позором», – подметил Бенджамин Франклин в XVIII веке.

Другой сюжет. У знакомого в деревне на сигареты каждый месяц четыре тысячи рублей находятся. В год, значит, сорок восемь. За сорок лет – почти два миллиона… А троих детей в школу и в садик каждый раз собрать – проблема. Кто виноват? Президент? Олигархи? Глобалисты?

Да, ещё про безработицу. Странно слышать про неё, когда, например, в Сыктывкаре во всех автобусах висят объявления: «Требуются водители, зарплата от 40 тыс. руб., полный соцпакет». А директора предприятий говорят: «Найти даже на самую неквалифицированную работу добросовестного человека, который трудился бы без прогулов, запоев и других нарушений – проблема». Может, вся безработица сосредоточилась в сёлах? Спросил об этом людей в одном далёком райцентре. Отвечают: «У нас каждый день очередь на регистрацию автомобилей. И всё – новые иномарки».

В другом так называемом депрессивном районе спрашиваю: «Что, негде работать?» Люди отвечают: «Кто хочет работать – все работают». Открываю статистический сборник: в Республике Коми в среднем за 2017 г. на 7 700 зарегистрированных безработных 10 200 вакансий. Может, действительно дело не только в обстоятельствах, но и в отношении к работе? Ведь в десяти заповедях Ветхого Завета есть повеление о трудолюбии: «Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои» (Исх. 20, 9). Правда, мы больше обращаем внимание на концовку: «А день седьмой – суббота Господу Богу твоему», да и ту искажаем, стремясь вместо духовного труда в этот день к ничегонеделанию.

То там, то сям слышишь мечтания «быть рантье», «заработать на криптовалютах», «сидеть в отдельном кабинете и получать не меньше 30 тысяч, и чтобы мной никто не командовал». Иные родители стремятся обеспечить своих детей заранее на всю жизнь, купить им квартиры чуть ли не с пелёнок, лишая их радости самим преуспеть в образовании и в работе, а то и обрекая через такую избалованность на праздность и все сопутствующие ей пороки. Откуда это всё?

Жалобы на правительство уже набили оскомину ещё и потому, что есть такая язва души – лень, установка не отдавать, а получать, требовать, быть недовольным. Её корень, наверно, в праздности духа, отдалении от Творца. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6, 10-11).

Можно и дальше продолжать примеры, как финансовая нищета возникает в результате избавления от зачатых малышей, хождения по колдунам и экстрасенсам, попыток заработать без труда в финансовых пирамидах или азартных играх, залезания в непомерные кредиты, вражды с коллегами и родственниками, зависти начальникам и соседям, нежелания учиться и работать… И эти отдельные личностные неправды потом накапливаются и кристаллизуются в уродливые формы общественных отношений, как, например, молча одобряемое бюджетное финансирование абортов, разные технологии слежки за семьёй и т.п.

Конечно, бывает в жизни всякое и не по своей вине, а, например, из-за инвалидности или болезни детей. Но не создают они такой тоски и безнадёжности, когда душа светлая, а семья дружная. Вот супруги взяли двух детей на воспитание, а у тех серьёзные заболевания выявились, большие деньги нужны на лечение. Мама работать не может, за маленькой ухаживает, а папа сам сильно заболел. Но они не унывают, говорят: «Прорвёмся, если надо – в деревню жить уедем, а детей не бросим!»

Вот ещё один моторчик, который движет нас вверх: покаяние, очищение языка от лжи и прочих нечистот. Была одна молодая женщина: сама сирота, одинокая, долгов невпроворот, доходов никаких, комнатушка неблагоустроенная, двое детей на руках, да и тех в приют забрали. Говорят ей: «Подай на алименты». Отвечает: «Подала». А спустя время выясняется – неправда, не ходила. И тогда ей было сказано: «Пока ты будешь врать, твоя жизнь будет всё дальше тонуть. Начни с малого – говори только правду, тогда тебе Сам Бог будет во всём помогать. И молись, конечно». Пообещала. Полгода прошло: дети с ней, оба устроены в садик, прекрасное жильё, долги почти все погашены, с работой кое-что намечается.

Другой источник экономических чудес: смирение, признание неправд своих. Пришла женщина беременная: ни мужа, ни сожителя, ни работы, ни крыши над головой, ни прописки, ни поддержки от родителей, ни креста на шее, зато трое детей на ней. Но открылись глаза духовные и сказала: «Это мой крест, сама должна нести, а не на других перекладывать». Сохранила ребёночка, стала трудиться, с семьёй отношения налаживать, к Богу лицом повернулась. Сегодня и квартира у неё своя, и работа, дети подросли, свои семьи создали, внуки народились. А дочка-кнопка (вместе и крестились!) маме косички заплетает. Вот и исполнились слова Христовы: «Не заботьтесь (более точный перевод – не тревожьтесь) для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 25, 33).

Иной пример – паренёк из деревни. Ещё несколько лет назад, покуда учился, на тысячу рублей в месяц умудрялся жить. Формально – чистая бедность. Но прилежание плюс благочестие – и сегодня он уже уважаемый врач с семьёй и всеми атрибутами материального благополучия.

Действительно, Господь, Сам трудясь над созданием мира, и нам ещё до грехопадения повелел «возделывать и хранить» свою среду обитания (ср. Быт. 2, 15). Труд нужен не только ради обеспечения жизни, но и ради совершенствования души человека, уподобления её Создателю. Каждый праведно трудящийся получает воздаяние в виде духовной радости, наслаждается «добром во всех трудах своих» (Еккл. 5, 17). Вот главный путь преодоления гнетущей и разрушительной бедности – нравственное преображение человека, избавление от вредных привычек, развитие мотивации к труду, творчеству и милосердию на христианской платформе. «Не ешь досыта, не спи досыта, трудись с усердием, молись всем сердцем; будь от души послушен родителям и начальникам, доброжелательствуй всякому, будь доволен всеми, и ты будешь доволен собою, здоров и счастлив», – говорил святой Иоанн Кронштадтский.

Но заметим ещё кое-что. Если на материальную бедность взглянуть глазами Евангелия, то обнаружится, что это не самая великая наша проблема. Христос, «обнищавший ради нас, дабы мы нищетой Его обогатились» и всех хотящих быть совершенными влекущий к простоте и беспопечительности, призывает нас тщательнее позаботиться о сокровищах духовных. И в этом плане Его равночестными последователями становятся и вдова, положившая две лепты, и женщина, принёсшая миро за 300 динариев (на современные деньги около 500 тыс. руб.), и состоятельный Иосиф Аримафейский, подаривший свою погребальную пещеру, и мытари, готовые оставить свои доходные места, раздать половину имения и возместить неправедно отнятое. В притчах одобрение получают и нищий Лазарь, и раздающий милостыню за чужой счёт неверный домоправитель.

«Лепта вдовицы». Изображение: rusdm.ru

Иными словами, основная беда людей не в скудости материальной, а в «обогащении» души высоким мнением о себе и человеческими похвалами, развлечениями и заботами о плотских утехах, мечтами об изобилии и безделье, жестокостью к нуждающимся и подчинённым, завистью и осуждением, лукавством и боязливостью. А этими гнилостями в равной степени бывают изобильны и миллионеры, и «средний класс», и бездомные. Настоящее же богатство души состоит в любви и вере смиренной, кроткой, нелицемерной, жертвенной, чистой, деятельной, разумной, приводящей «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1 Пет. 1, 4).

Первый шаг к этому наследству – нищета духовная, т.е. ощущение себя голодающим и погибающим без общения с Богом. И такую красоту духа, уверен, можно найти у христиан любого социального статуса. Владелец одного частного медицинского центра сказал: «Искусственное прерывание беременности – это хорошие деньги. Но мы это делать не будем». А для меня самым дорогим вознаграждением за годы служения стала картина, подаренная ребёнком при освящении их убогой квартиры в деревянном доме. Это была единственная квартира за все годы, где не спрашивали, что нужно подготовить к освящению, но всё подготовили безупречно. Потому что знали, как встречать священника и как встречать Господа, сказавшего: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий