«Брат! Вместе мы отольём лучший мир!»

9 марта 85 лет назад родился Юрий Алексеевич Гагарин

Он крикнул: «Поехали!» – так попросту, так весело, словно не в открытый космос отправлялся впервые в мире, а ребятишек покатать на лошадке. И послушная «лошадка» – ракета «Восток» – в считанные минуты вынесла Гагарина в космическое пространство. Теперь-то он своими глазами увидел, что Земля – шар. Где-то там, далеко-далеко внизу, почти никто не знал о происходящем великом событии. За Юрия Алексеевича переживала лишь горстка его товарищей-сослуживцев. Родители, жена с дочками, друзья – все услышали об этом по радио, когда на весь свет прогремело: «Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение о первом в мире полёте человека в космическое пространство!» Ваши бабушки и дедушки, ребята, помнят, как все ликовали в тот день. Когда звучали эти слова по радио, Гагарин ещё не успел приземлиться. На оранжевом парашюте он тихонько спускался к земле. Вот он различил какую-то большую реку – да это же Волга! – и город. Его относило ветром дальше от города и воды, и наконец Гагарин приземлился на мягкую тёплую весеннюю пашню возле деревни Смелково в Саратовской области. По расчётам, он должен был сесть возле Сталинграда, но вышло иначе. Как тут не вспомнить слова, сказанные тогда одним мудрым архиереем: «Гагарин в космос летал и Бога не видел. Но Бог его видел! И благословил». И бережно поставил на тёплую родную землю, и послал простых хороших людей встретить его и разделить с ним радость – со всех сторон поля к нему бежал народ, ведь был апрель, полным ходом шла посевная. И деревенская женщина с телёнком, что поначалу испугалась «инопланетянина», теперь радостно обнимала его вместе со всеми.

А места, куда приземлился Гагарин, были ему знакомы. Ведь в Саратове прошли годы его учёбы. Но учился он не на лётчика, а на… мастера-литейщика. Да-да, не удивляйтесь, ребята. Сложись жизнь по-другому – стал бы Юрий Алексеевич честно трудиться в рабочем цеху, как его дед, рабочий Путиловского завода: загружал бы металл в плавильные печи, разливал его в формы, любовался бы готовой деталью… «Как же так? – спросите вы. – Разве не с детства стремился Гагарин стать лётчиком?» В том-то и дело, что нет. Родился он в деревне, с ранних лет узнал крестьянский труд. У отца его были золотые руки, всякая работа спорилась, троих сыновей и дочку тоже приучал к труду.

Юрий Гагарин с родителями – Алексеем Ивановичем и Анной Тимофеевной

Юрий Гагарин вспоминал: «И мы гордились, когда впервые что-нибудь получалось самостоятельно: удалось ли запрячь лошадь, насадить топор на топорище, поправить забор». Жили Гагарины небогато, как и все в деревне после войны. Вот и решили, что надо Юре ехать в город получать надёжную рабочую профессию да устраиваться работать. Пареньку нравилось учиться. С охотой брался за всё: серьёзно занялся спортом, записался в драмружок, даже на трубе играл в студенческом духовом оркестре. И однажды – было ему тогда около двадцати – узнал, что в Саратове есть аэроклуб. Почему бы и там себя не попробовать? Вот с того момента и вошло в его жизнь небо. Первый прыжок с парашютом, первый самостоятельный полёт на самолёте… Не всё было гладко: после удачного пробного полёта – сразу три неудачи. До того дело дошло, что чуть было не отчислили – шутка ли сказать, машину набок завалил, горе-лётчик! Спасибо, заступился перед начальством один из его наставников, бывший фронтовик. Ободрённый поддержкой, Гагарин с тех пор уже не делал ошибок – оправдал доверие старшего друга. Успехи его были замечены, и на время службы в армии Юрия направили в лётное военное училище. А вскоре он, услышав о наборе в космонавты, решил попробовать силы и там. С честью выдержал все испытания. Его трясли, вращали с огромной скоростью, на уши страшно давило – но организм Гагарина работал как часы…

Всё ему блестяще удалось в жизни. Кроме одного – поработать в литейном цеху. Но когда весть о полёте Гагарина разнеслась по миру и все страны стали наперебой приглашать его в гости как национального героя, знаете от кого он получил приглашение посетить Великобританию? Опередив королеву Англии, его пригласили литейщики этой страны! И одной из самых дорогих наград для него, после звёзд, которыми усыпала его китель Родина, была золотая медаль, изготовленная для Гагарина английскими литейщиками. К Гагарину обратились «брат» и прикололи медаль на его китель. На оборотной стороне медали было отчеканено: «Вместе мы отольём лучший мир!» Не остался в долгу и Юрий Алексеевич: он сердечно пожал руки рабочим и сказал, что этими мозолистыми руками создаётся самое прекрасное на земле, – чем вызвал целую бурю восторга.

Нелегко жить человеку с такой славой, недолго и звёздной болезнью заболеть. Но у Гагарина были от неё надёжные прививки – горячая любовь к Родине и великая скромность. Его правильно воспитали родители.

«Бог его видел – и благословил». Гагарин, конечно, чувствовал это, потому и приехал вскоре после первого полёта в Троице-Сергиеву лавру. Благодарить Бога как можешь и как умеешь – не забывай. Этому тоже научили его мама с отцом.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий