О преподобном Андрее Первозванном и его Великом каноне
Было это очень давно – в седьмом веке. И очень далеко – в благословенной Сирии. На Божественную литургию в храм пришла семья – мать с отцом и их семилетний сын Андрей, не по годам серьёзный и тихий. Ласково, но с затаённой печалью смотрела мама на мальчика, когда он подходил к Святой Чаше, ведь сын был немым от рождения. Не слышали от него родители ни смеха, ни песен, ни мудрёных вопросов – тех, которыми все дети умеют ставить в тупик взрослых. Мать с отцом давно смирились с его молчанием.
Но что это! Причастившись Святых Тайн, мальчик в ту же минуту заговорил – как будто ключиком отомкнули его уста. И родители, и все, кто был в храме, радостно славили Бога и обнимали ребёнка. Господь вернул ему дар речи!
И это в самом деле был дар. Кто бы мог подумать тогда, что из этого, вчера ещё немого, мальчика вырастет тот, чей вдохновенный голос останется в Церкви навсегда! Кто бы мог поверить, что этому безгласному отроку суждено сочинить стихи, которые никогда не состарятся! И правда: прошло с тех пор почти полторы тысячи лет, но едва наступают первые дни Великого поста, мы приходим в храм и слушаем, как сокрушённо читают батюшки Великий покаянный канон Андрея Критского. И чьё сердце не откликнется на эти слова: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…»?
Уже много веков подряд Великий покаянный канон читают Великим постом. Но так было не всегда. Первые сто лет после написания канон не звучал в храмах, рукопись просто хранилась среди множества других в библиотеке одного из женских монастырей Константинополя, где чтили имя святого Андрея. Но настал грозный час, и о ней вспомнили. Случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили: земля тряслась и гудела, на всём лежал отсвет пожарищ. Жители Константинополя, объятые страхом, вышли на улицы и молились. Боясь быть погребёнными под обломками, выбежали на улицу и монахини обители св. Патапия. В руках одной из них была рукопись с каноном, и они начали читать его. Так впервые в истории Церкви бессмертное творение Андрея Критского зазвучало.
И в последующие века его читали часто как молитву в час народных бедствий. Во время Крымской войны 1853–1854 годов одесситы в течение недели читали этот канон – тогда английская эскадра заняла рейд Одессы, чтобы высадить десант. В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы один из английских кораблей внезапно подорвался на мине и получил повреждения. Высадка противника так и не состоялась, эскадра ушла. А перед праздником Успения Богородицы 1918 года Патриарх Тихон, видя надвигающиеся на страну бедствия, благословил всенародное чтение Великого покаянного канона. Это не спасло народ от тяжких испытаний, но как укрепило многие сердца!
Вот и сейчас, начиная с XIV века, в первые дни Великого поста читают в русских храмах Великий покаянный канон Андрея Критского – чтобы душа, входя в пост, укрепилась и ожила.
Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!
У слова «канон» за много веков появилось много смыслов. В Древней Греции оно обозначало тростниковую палочку, которую строители использовали в качестве примитивной линейки. Затем так стали называть уже саму линейку. Ещё спустя некоторое время это слово превратилось в синоним слов «правило», «образец».
А есть слово «канон» и в музыке. Петь каноном стало очень популярно во временя Средневековья. При пении каноном певцы начинают песню друг за другом, не одновременно, и получается интересное многоголосие.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий