Семья

1915 год

Это – фотография Николая II, раскрашенная его дочерью Марией. Что мы знаем о ней и о других детях Императора? О нём самом? К трагической годовщине гибели Царской Семьи мы публикуем фотоальбом с подробностями о детях и взрослых, которые вам были, возможно, неизвестны.

Николай с братом Георгием. 1873 г.

Николай был старшим сыном Александра III. Детей в семье было пятеро: Николай, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга. Николай рос тихим и задумчивым ребёнком. «Бывало, во время крупной ссоры с братьями или товарищами детских игр, – рассказывал его воспитатель К. Хис, – Николай Александрович, чтобы удержаться от резкого слова или движения, уходил в другую комнату, брался за книгу и, только успокоившись, возвращался к обидчикам и снова принимался за игру, как будто ничего не было».

Цесаревич Николай и принцесса Алиса незадолго до бракосочетания. 1894 г.

Будущие Император и Императрица познакомились, когда ему было 16 лет, а ей – 12. В ту пору близкие звали принцессу Гессенскую Алису Sunny, то есть Солнышко. Родитель не сразу дал благословение сыну на брак. «Ты наследник Российского Престола, ты обручён России, а жену мы ещё успеем найти», – сказал Александр III. Поженились они через 5 лет.

У царской четы родились четыре дочери

У царской четы родились четыре дочери: Ольга – в Царском Селе (3 (15) ноября 1895), остальные дети – в Петергофе: Татьяна

(29 мая (10 июня) 1897), Мария (14 (26) июня 1899) – тяжёлыми родами, Анастасия (5 (18) июня 1901). 30 июля (12 августа) 1904 года родился сын Алексей.

Шествие Императорской фамилии из Успенского собора в Чудов монастырь 2 апреля 1900 года. Акварель Н. Матвеева

В 1900 году впервые за полвека Царская Семья празднует Пасху в Москве. В ночь на Великую Субботу Царь и Царица пошли на вынос плащаницы в Успенский собор, где смешались с народом и в толпе обошли храм. Потухшую во время крестного хода свечу Царь зажёг у шедшего рядом с ним крестьянина. «В молитвенном единении с моим народом я почерпаю новые силы на служение России для её блага и славы», – писал Государь.

Великие княжны Ольга, Татьяна и Мария на яхте «Штандарт». 1914 г.

В целях воспитания царевны спали по двое в комнате на армейских складных кроватях, после побудки в 8 утра они принимали холодную ванну. Ольга не любила хозяйства, но любила уединение, писала стихи, учение ей давалось легко. Она обладала сильной волей и прямотой, чем походила на мать. Татьяна была высокого роста (175 см), любила кататься на лошади. По характеру была сдержанной («реже смеётся, чем сёстры»), ближе всех была к матери.

Пейзаж, нарисованный Татьяной в 1918 году

Мария была очень близка к отцу, обладала весёлым, лёгким характером, любила поболтать – «в особенности с простыми людьми». К школьным наукам интереса не проявляла, талантливо рисовала.

Акварельный рисунок Марии

В детстве Анастасию домашние звали «маленькой кубышкой» – за круглую фигуру, а также «швыбзиком» – за шаловливость. Роста была невысокого (157 см), страдала от болей в ступнях. Говорила быстро, высоким голосом. Очень любила животных, на расстрел шла, держа в руках собачку Джимми. Погибла не от пуль – её, раненую, добивали штыками. В её честь в 1902 году под Туапсе назвали село Анастасиевка.

Анастасия

Анастасия с отцом и неким офицером после теннисной партии

Сына назвали в честь святителя Алексия Московского. Уже в двухмесячном возрасте проявилась гемофилия – началось кровотечение из пупка. Из-за болезни был худым. «Был весьма дисциплинирован, замкнут и очень терпелив, – писал о нём следователь Н. Соколов. – Скуповатостью напоминал мать: не любил тратить своих денег и собирал разные брошенные вещи». Не любил придворного этикета, предпочитал компанию солдат. Окружающие отмечали, что он легко привязывался к людям, старался помочь, в особенности тем, кого считал несправедливо обиженным. Несмотря на жалостливость, обладал независимым характером. «Вам будет с ним труднее справиться, чем со мной», – сказал как-то Государь одному из министров.

Алексей в окрестностях Фридберга (на родине Царицы) кормит овечку. 1910 г.

 

Царская семья. 1913 г.

 

Николай II с иконой благословляет солдат перед отправкой на фронт Русско-японской войны

 

Николай II на платформе станции. 30 января 1916 г.

«Он никогда не терял самообладания, – вспоминал о Государе военный министр, – всегда оставался ровным и приветливым, одинаково усердным работником. Он мне говорил, что он оптимист, и действительно, он даже в трудные минуты сохранял веру в будущее, в мощь и величие России. Его неспособность отказать кому-либо в просьбе подчас мешала делу…» «Он мистически относился к своему долгу, – писала баронесса Буксгевден, – но и был снисходителен к человеческим слабостям. Зато он никогда не прощал то, что называл „тёмными денежными делами“».

Использованы фото из архива Йельского университета и др. источников.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий