Христианам о христианах
Обнаружил, что у меня нет врагов. Следую христианскому наказу: «Ищи мира со всеми». Нераскаявшиеся грешники и так далее есть, но они мне не враги. Вызывают сострадание, и я молюсь, чтобы хоть кто-то из них сумел покаяться в своих грехах, вошёл в Церковь, примирился с Богом и обрёл такую же радость.
Сегодня утром связалась со мной одна наша прихожанка, чтобы пересказать свой сон. Будто бы бежит она на огромный красивый корабль, там много людей, знакомых. И я среди них. Вдруг этот корабль-ковчег поднимается в небо, но много-много людей остаётся внизу, тянут руки, но поздно – подняты трапы, корабль уже летит. Спрашиваю, не видела ли прихожанка на корабле сына моего Дениса, монахини Марии, Дмитрия и других наших. Она говорит, что там и они все, и те, кто помогает мне строить храм, моет посуду, готовит трапезу. Перечисляет имена моих помощников, добавляя, что на корабле у меня отдельная каюта.
Конечно, этот сон меня позабавил и обрадовал. Подумалось, однако, что те люди, которые стремились, но не попали на корабль, – они ведь тоже были, наверное, христианами. Вот только Священное Писание гласит: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдёт в Царство Небесное».
Ещё одна наша прихожанка не раз ходила к сектантам, куда её привели родственники. Несколько раз показывали ей ролик, где протоиерей Андрей Ткачёв говорит, что нам, православным, нужно многому поучиться у протестантов. А протоиерей Дмитрий Смирнов добавляет, что мусульманская молодёжь лучше нашей. Увидит мусульманский парень, что бабушка идёт в церковь – подвезёт, дождётся, привезёт обратно, поможет ещё чем-то. А наш, крещёный, обдерёт как липку. Что на это сказать? Во многом отцы правы, имея в виду, конечно, что спасение только в православии. Зачем Господь попускает нам секты, почему сводит с мусульманами? Потому что сказано: «Если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царствие Небесное». Вот и нам через иноверных, почитающих старость, усердно молящихся, заботящихся друг о друге, даётся понять, как низко мы пали.
Я как-то задумался, что если даже человек исповедует Святую Троицу, Никейский символ веры, участвует в таинствах, а при этом гребёт к себе, посягая на чужое, не памятуя о собратьях-христианах, их нуждах, то он просто фарисей. Ведь нам Господь наказывает, чтобы мы возлюбили не только ближнего, но и врага, благословляли проклинающих нас. Это и есть сущность христианства. Христианин не может стремиться к превосходству над другими людьми. Отчего этого нет сейчас? Наша жизнь в ХХ веке была развалена до основания, люди дезориентированы и перемешаны, разорваны связи с историей, верой, малой родиной, даже внутри семей. Нам всё это нужно теперь собирать, сшивать сызнова то, что разрушено диаволом. Сколько успеем.
Все люди делятся на правых и левых. Правым был Иоанн Креститель, а левыми – царь Ирод, Иродиада, все участники нечестивого пира. Правыми были новомученики и исповедники земли Российской, а левыми – палачи-большевики, обещавшие мир, равенство, братство, но давшие вместо этого жестокую кабалу. Им никогда не договориться, потому что идут в противоположные стороны. Но далеко не всегда всё так очевидно. Пытаюсь понять, кем я был прежде, до прихода в Церковь, – левым или правым? А после – всегда ли у меня всё было слава Богу? Очень многие не идут никуда, годами топчутся на месте, не в силах выбрать, куда же им направиться. Они обмануты и растеряны.
Одна наша прихожанка поехала нянчить внуков в другой город, с таким счастьем говорила, что приведёт их к вере. Купила книжечки. Дети с радостью начали внимать святому учению. Но это увидела её дочь, крещённая в детстве и в юности даже причащавшаяся. Под нажимом мужа она запретила матери говорить с детьми о Боге, заявив, что Его нет. Бабушка дней десять не могла ни на что решиться, а потом попросила благословение оставить внуков и поехать домой – в надежде, что дочь через трудности в воспитании детей одумается. Картина, знакомая по советским временам, когда бабушки ставили условие: «Вы стройте коммунизм, делайте что хотите, но с некрещёными внуками нянчиться не буду», – и комсомольцы, даже коммунисты, им уступали. И вдруг мы вернулись к тому же.
Я не оптимист относительно будущего этого мира. Вижу, что побеждает нечестие, что конец света неизбежен. На словах все говорят о мире, на деле – перемалывается одна страна за другой, целые народы, и никто не может этого избежать. Не уверен я даже в священноначалии и духовенстве, болит душа за собратьев. Будущее разворачивается, как ковёр, и оно ужасно. Почему же люди так беспечны? Почему не задумываются ни о чём, а если и задумаются, тут же забалтывают главное?
Не знаю. Одна мысль: как выхватить хоть кого-то, успеть убедить подняться на небесный корабль. Нет, не все оскудели любовью. Возле иного как возле печки тепло. Приезжал к нам в гости недавно протоиерей Артемий Владимиров, так возле него и вовсе как возле доменной печи. Ему у нас в Визябоже очень понравилось, ходили вместе смотреть на разлившуюся Вычегду, беседовали, шутили. Из того, что он говорил, ничто было для меня не ново, а вот то, как говорил, доставило великую радость. Вот это главное: не что, а как.
Поспешите, корабль может удалиться в любой момент. Недавно похоронил друга, который всё обещал приехать креститься, но так и не собрался. А сегодня заезжали к врачу, смотрю: бабушка на костылях, тяжело ей. Помогли спуститься. А дальше что? «Давайте довезём вас до дому». Познакомились. В прошлом – директор школы, в храм не ходит, но в Бога верит и молитвы знает, которым её бабушка когда-то научила. Думает, этого достаточно. Но поймите, Господь вас на Ковчег тащить не станет, оттого что вы Его поминаете. Нужно самому доковылять, каяться, причащаться, а главное – делиться любовью с ближними, общиной, стать её частью, чтобы и ты другим напоминал о корабле, и тебе напоминали. И так – вместе – спасались.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий