Безвременье

Согласие

Судьба изваяния Царственных мучеников в Кирове хорошо показывает, как далеки мы от гражданского мира. Речь идёт о скульптурной композиции из бронзы – точной копии той, что установлена в Дивеево и что запечатлела святых: Николая Второго, Императрицу Александру, Цесаревича Алексея, Великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию, держащих в руках кресты. Возможно, это будет самый красивый, пронзительный, покоряющий сердца памятник в Вятке. Но нашлись активисты из числа публики, исповедующей левые и либеральные взгляды, устроившие скандал. Они сделали всё, чтобы спрятать его в церковной ограде, дабы не напоминал он о русском прошлом и настоящем, о грехе цареубийства.

Памятник Царской семье в Дивеево (фото с сайта biblsinod.ru)

Расскажем по порядку, как всё происходило.

Инициатором приобретения памятника стал, по нашим сведениям, предприниматель Андрей Лежнёв – человек, прежде много сделавший для восстановления храма в Горохове, на пути следования Великорецкого крестного хода. Митрополит Марк лично пришёл на заседание комиссии Городской думы по местному самоуправлению, состоявшейся 23 мая, где было получено предварительное согласие на установку памятника. Православных поддержал мэр города Илья Шульгин, сказав, что «Царская Семья на набережной – это некая дань памяти царской, дореволюционной России, её присутствие в этом месте, на мой взгляд, гармонично. Получится интересный пешеходный маршрут – от Феодоровской церкви по набережной Грина к предполагаемому памятнику, затем через мост к ротонде и памятнику Петру и Февронии и далее к женскому монастырю».

Кстати, именно глава администрации предложил установить памятник на набережной Грина, что вызвало волну возражений. «Пусть памятник стоит на территории какого-либо храма, а не на набережной Грина, – заявил архитектор Константин Павлов. – Это всё-таки место отдыха… Да и образ Николая Второго достаточно спорный. Кроме того, не доказано, что он был в Вятке».

Интересно, есть ли в мире изваяние хотя бы одного государственного деятеля, которое не было бы спорным? Но в данном случае мы сталкиваемся с одной из многих неправд в этой истории. Памятник посвящён не Государю и не его успехам, а Царственным мученикам, которые были бессудно и страшно убиты. Они почитаемы миллионами православных, вызывают сострадание у любого душевно здорового человека – независимо от того, во что он верит, какие взгляды исповедует. Лишь умственное помрачение, бесчувствие могут заставить протестовать против увековечивания памяти о семье, которая горячо любила свою родину, чей нравственный облик безупречен.

Относительно недоказанности пребывания Царской Семьи в городе сохранилась запись в дневнике Государя от 2 августа 1917 года: «Гуляли до Вятки, та же погода и пыль. На всех станциях должны были по просьбе коменданта завешивать окна; глупо и скучно». Семью везли через город к местам изгнания, а затем и гибели. Остановка произошла, возможно, в районе Нововятска, но в любом случае он сейчас входит в городскую черту. Так что никакой недоказанности нет.

Суть безвременья

Итак, комиссия Городской думы установку памятника одобрила, но когда об этом стало известно, оживились активисты, которых поддержали СМИ, в том числе российского уровня.

Громче всех выступили против члены местной организации левого формата «Суть времени», формально выступающей за единение народа, – от них можно даже услышать что-то в пользу мира с православными. Но на практике движение с трудом находит, чем заняться, чтобы быть заметным на политическом поле страны. Поддерживая власть, оно не может выдвигать социальные требования, а собирать митинги против «американской военщины» смешно – никто не придёт. Есть большое желание бороться с декоммунизацией, но памятники Ленину как стояли, так и стоят, нет её – декоммунизации. В результате ополчились против «чуждых» памятников. Несколько лет назад в той же Вятке активисты движения выступили против памятника узникам «Вятлага», недавно – против памятника Солженицыну в Москве и Ростове-на-Дону, против «Памятника примирения» в Севастополе… Очевидно, что мы имеем дело с желанием привлечь к себе внимание ценой разрушения гражданского общества.

К «временцам» присоединились обыватели. Как пишет агентство «ФедералПресс», «общественники и жители города отмечали, что мрачный памятник на площадке, где нередко проводятся развлекательные мероприятия, будет выглядеть не слишком уместно». Мрачный? Посмотрите на него и решите сами, так ли это. Неподалёку на той же самой набережной Грина в Кирове находится Памятный камень жертвам политических репрессий – если исходить из логики проведения развлекательных мероприятий, то и его следует убрать?

Почему не трём богатырям?

Второй аргумент против памятника: почему именно Царственные мученики достойны, мало ли других достойных людей жило или бывало в Вятке?

Член областной Общественной палаты Антон Касанов заявил, что памятники нужно ставить тем деятелям, которые повлияли на развитие региона: «Так, в городе нет памятника архитектору Чарушину, фотографу Любовикову, учёным Владимиру Бехтереву, Александру Бакулеву, Константину Циолковскому, а было бы хорошо, если бы они появились». «Считаю, на Вятке нужно заниматься увековечиванием своих героев», – заявил профессор кафедры отечественной истории ВятГУ Андрей Машковцев.

Почему бы и нет, отличная идея. Кто же мешает это сделать? Может, в Вятке не осталось мест для памятников? Есть, разумеется. Так сделайте то, что сделал Лежнёв: соберите деньги и закажите по памятнику всем этим замечательным людям. Но мысль, что городу нужны непременно другие памятники, с необычайной силой овладела прогрессивной частью вятской общественности.

Дизайнер Александр Аникеев заявил: «Во-первых, установка подобного памятника вне архитектурных композиций или объектов РПЦ будет пропагандой православия, а наша страна многоконфессиональная… Есть огромное количество вариантов потратить деньги на установку памятника с большим толком для города, было бы желание и понимание». Похоже, этот человек до сих пор уверен, что средства выделяет власть, и намекает, что он распорядился бы ими лучше. Да, если бы на монумент Царственным мученикам потратили деньги из городского бюджета, аргументы вроде «почему этот, а не тот» имели бы под собой почву. Но если вятчане пожертвовали средства на памятник Царской Семье, то, наверное, это что-то для них значит? Привлеките «Суть времени» для поиска средств на другие памятники, вместо того чтобы развенчивать тех, кто чтит своих святых.

Не осталась, к сожалению, в стороне от конкурса по установке несуществующих памятников и уважаемая Клара Коциенко – скульптор, которая вместе с мужем Владимиром Бондаревым создали памятник преподобному Трифону Вятскому. Оказывается, Клара Ивановна, в принципе, не против памятника, предложенного епархией, но:

«Думаю, что наша с Владимиром Бондаревым работа “Три богатыря” смотрелась бы здесь уместнее. Ведь богатыри – они наши, вятские, так как картину “Три богатыря” написал Васнецов. Но у нас с супругом нет таких знакомых, которые могли бы оплатить установку скульптуры».

Кто как, а я не в силах понять, каким образом памятник Царственным мученикам может помешать установке «Трёх богатырей».

Итог желания поставить в городе памятники кому угодно, лишь бы не Царственным мученикам, по-своему трагикомичен. Представители левых сил добились разрешения у областной администрации установить памятник Вячеславу Молотову. Пожалуйста – почему бы и нет, собирайте деньги и ставьте у себя во дворе. Раз православным нельзя в общественном месте, значит, не позволено это и их идейным противникам. Впрочем, сами они средства едва ли соберут, разве что «капиталисты-кровопийцы» или «антинародная власть» помогут.

Слушания

Лейтмотивом противников стало, конечно, обсуждение Императора Николая как правителя. Хотя мэр Илья Шульгин совершенно чётко сказал: «Подчеркну, это памятник Царской Семье, а не святым. Живым людям, которые на своём последнем пути сделали у нас в городе остановку. Да, это памятник мученичеству, но кировчанам не повредит помнить, что многие люди в разное время приняли муку за свои убеждения, свою родину».

В итоге протестов решено было провести слушания, на которые по неизвестной причине пришло минимум православных и максимум их оппонентов-активистов. То, что творилось в зале, описывать не хочется. Тем более что ничего нового. От лица православных выступил протоиерей Александр Балыбердин. Мы созвонились с батюшкой, он повторил свою речь: «Во все времена были события, когда убивали царей, королей, но убийство целой семьи – это, вообще-то, позор. Меня тоже учили по советским учебникам, но когда я узнал об убийстве, я был потрясён: как это могло произойти в моей стране, которую я так люблю? И я считаю, что мы должны об этом помнить. Это памятник не самому Николаю, а Царской Семье. Не знаю, что говорит ваша совесть, но моя говорит, что памятник должен быть».

«Это тест на человечность», – добавил он и вынужден был покинуть собрание. У батюшки стоит кардиостимулятор, сильно волноваться ему нельзя. Было что-то знаменательное в случившемся, когда священник с больным сердцем пытается донести до соотечественников простые вещи, без которых Россия не может существовать, обречена. А в ответ…

Комментарий священника

С отцом Андреем Лебедевым мы созвонились 20 июня. Хотел расспросить о слушаниях, но выяснилось, что депутаты уже приняли решение об установке памятника в Трифоном монастыре. То есть отказали в его установке на общественной территории.

– Слушания прошли 18 июня, – рассказал отец Андрей. – На них присутствовало около двадцати православных – тех, кто за установку памятника, – и больше ста представителей коммунистических организаций. Они всячески издевались над памятью Царя, распространяясь о том, какой он был кровавый. Естественно, не на основе фактов. Два часа мы слушали пересказ советских книжек, а потом нам сообщили, что слушания закончены.

– Я знаю, что отец Александр Балыбердин выступил.

– Нас было пять священников, выступить позволили только двоим. Ещё молодой человек пришёл на слушания, не знаю имени, хорошо высказался. А левые организованно атаковали.

– Кто вёл слушания?

– Мэр.

– Почему же тогда не давали слова?

– Не было регламента, так что кто шустрее, тот и выступал.

– От православной общественности было всего два десятка человек…

– Кто-то был на работе, другие понадеялись друг на друга. На словах почти все за Царя, а на деле всем некогда, когда нужен голос. К сожалению, и среди православных есть те, кто против памятника, и их не так мало. Поэтому мы проигрываем. Здесь нужно ещё пояснить, что мэр Илья Шульгин идею установки памятника с самого начала горячо поддержал, говорил: «Я всё организую». Он и сам в это верил, и у епархии не было оснований сомневаться. Тем более что состоялась депутатская комиссия, где выступил владыка. Шесть человек проголосовали за памятник, один – против. Но когда «Суть времени» начала бороться против этого, власть смутилась и начала отступать. А мы к этому оказались не готовы.

– И что теперь?

– На заседании в Думе было принято решение, что памятник в городе ставить не разрешат нигде, кроме территории Трифонова монастыря. За это проголосовали двадцать три депутата. Против были трое. С епархией ничего не согласовали, всё решив за нас. Вообще-то, идея поставить на набережной Грина принадлежит мэру города. Власти предложили, а потом испугались так называемого общественного мнения, то есть криков немногочисленных левых. Как им кажется, с размещением памятника на территории Трифонова монастыря они нашли компромисс.

– Я знаю, что собирались подписи за установку памятника. Что с ними сталось?

Фото kirov-portal.ru

– На Великорецком ходу было собрано около четырёх тысяч, точнее, на территории Трифонова монастыря перед ходом, а потом после службы на Великой. Просто подписывались. Среди прихожан в Вятке тоже собирали, но уже более основательно – с данными паспортов, телефонами. Было желание показать, что можем собрать столько подписей, сколько нужно.

– Как я понимаю, не помогло, когда стало ясно, что кучка левых способна производить столько шума.

– Не помогло. Мне кажется, благодаря Интернету началась буря в стакане воды, которую власти, депутаты сильно переоценили. Ячейка «Сути времени» всё время пытается против чего-то протестовать – сейчас они утверждают, что не против Царя, но якобы нам навязывают почитание Царственных мучеников извне, из Америки через РПЦЗ. Враги заставляют нас каяться, умаляя через это достижения СССР. Если так дело пойдёт, мы станем колонией Соединённых Штатов. Я упрощаю, конечно, но смысл именно такой.

– И с этой чудовищной кашей в голове они добились своего?

– Наша ситуация – это лакмусовая бумажка, которая показывает, что происходит в стране. Мы сейчас стремительно скатываемся в неосталинизм.

– Который имеет достаточно слабое отношение к историческому сталинизму, не предполагая ни репрессий, ни строительства заводов. Это такой облегчённый сталинизм, когда очень много кричат, мешают другим что-то делать, а сами ничего не делают – не хотят и не умеют…

«Казнить или нет человечьи дни»

Нет понимания, что без раскаяния нам не стать одним народом, так и будем раздувать искры гражданской войны. Речь не идёт, конечно, о требовании всем стать православными и возлюбить Государя. Это недостижимая мечта. Хотелось бы много меньшего: чтобы проснулась совесть, чтобы не тащили страну в разные стороны. Нетрудно предвидеть возражение: а вы разве не тащите?

Не тащим. Мы стараемся не задевать публично революционных вождей, идей и святынь своих левых оппонентов. Обратите внимание, православные четверть века терпят тысячи, если не десятки тысяч памятников Ленину, натыканных в самых видных местах страны. Терпят ради общего блага. Никак не реагируют на идеи поставить где-нибудь памятник Сталину. Хотите – ставьте, это ваше дело. Но стоит православным пожелать поставить свой памятник, отнюдь не на центральной площади города, как начинается истерика у тех, с кем мы ищем мира.

Я уже молчу о неиссякаемом потоке оскорблений в адрес того, что нам дорого. Святого Царя иначе как «Николашкой кровавым» эти бесноватые не называют. Леваки не знают о нём практически ничего, историю изучают по невежественной литературе, где ошибки, неправда, умалчивания практически в каждом абзаце. Что можно построить на этом? Ничего и не построили за четверть века, ничего и никого не защитили, разделённые между собой на множество мелких партий и движений, промотавших колоссальный потенциал уважения у людей к советскому прошлому.

Я лично не отрицаю социалистических идей, ценю очень многое из сделанного советской властью. Но критично оцениваю тех, кто, паразитируя на памяти о трудовых и боевых подвигах нашего народа в ХХ веке, сами ничего полезного не делают. Даже Маяковский, ненавидевший Государя, побывав на месте гибели Царской Семьи, переживал, писал строки, где трудно не заметить раскаяния и осуждения:

Спросите: руку твою протяни –
казнить или нет человечьи дни?
Не встать мне на повороте.
Живые – так можно в зверинец их,
промежду гиеной и волком.
И как ни крошечен толк от живых –
от мёртвого меньше толку.
Мы повернули истории бег.
Старьё навсегда провожайте.
Коммунист и человек
не может быть кровожаден.

Великие князья, пребывавшие в Вятке после революции, накануне отправки на Урал, где совершилась их казнь, отзывались о городе с большой теплотой. Великий князь Константин Константинович писал: «Мы рады изгнанию. Узнали людей, которых, к сожалению, не знали». «Я чувствую, что нам здесь жить не позволят, – вторил брату Игорь Константинович. – В Вятке к нам тоже хорошо относилось население». Это вызвало опасения местных бесноватых, потребовавших на съезде депутатов «услать этих господ куда-нибудь подальше, где они были бы под надёжной охраной рабочих штыков».

Такой была Вятка сто лет назад, во многом такой же остаётся в наши дни, где новые активисты пытаются навязать своё мнение, к сожалению, столь же успешно. Православные вятчане оказались слишком несобранны, разрознены, чтобы настоять на своём. Это беда не только Кирова, а всей России, которая уже много лет не может выбраться из безвременья.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий