Счастливая «монетка» профессора Ермольевой
Во славу Отечества
«Этот день мы приближали, как могли» – поётся в песне про День Победы. Да, везде шла своя битва ради скорейшей победы над врагом. На полях сражений проливали кровь наши воины. В тылу женщины и дети вели битву за урожай, отнимая у себя сытный кусок, чтобы Родина могла кормить своих защитников. Конструкторы бились над задачей поскорей создать самые быстрые и надёжные танки и самолёты. А врачи и медсёстры в военных госпиталях боролись за жизнь раненых бойцов. Но медицина того времени была бессильна против грозного невидимого врага – смертоносных микробов, которые не позволяли затягиваться ранам и вызывали заражение крови. Сколько наших воинов было убито не пулей или осколком снаряда, а именно этим, видимым только под микроскопом, врагом! Чтобы одолеть его, требовался мощный препарат нового поколения – антибиотик. И тогда на помощь медикам пришли учёные-микробиологи – профессор Ермольева со своими сотрудниками.
Надо сказать, к тому времени такой чудо-препарат уже существовал. За 10 лет до Второй мировой англичанин Александер Флеминг получил пенициллин из плесени, а в первые годы войны в Америке смогли наладить его промышленное производство. Советское правительство в 1941-м обратилось к союзникам с просьбой поделиться чудо-лекарством с нами – ведь именно наша страна несла самую тяжкую ношу войны и наибольшие потери. Но ответа не последовало. Нам оказывали поддержку продовольствием, некоторыми лекарствами, посылали военные грузы, однако ни одной ампулы пенициллина так и не поступило в Советский Союз. И тогда было решено создать его своими силами, из отечественного сырья, благо это сырьё можно найти повсюду. А тем более в сыром московском подвале, куда на время напряжённого поиска препарата переехала научная лаборатория Ермольевой. Но из какой именно плесени можно получить пенициллин? Науке известны тысячи видов! И вот день за днём, месяц за месяцем профессор Ермольева и её коллеги снимали со стен подвала-лаборатории частицы разных видов плесени и «подсаживали» в сосуды со смертоносными микробами. Увы, результат был один и тот же: колонии стафилококков нисколько не боялись «пришельца». Таких неудачных попыток было уже 92. И вдруг… Сотрудники лаборатории заметили, что на стене подвала зазеленел новый грибок. Кому-то из них он показался изумрудом. Немедленно плесень стали испытывать, подобно девяносто двум её предшественницам. И она оказалась именно той, от которой смертоносные микробы, так сказать, с позором бежали. «Это и правда изумруд!..» – воскликнула Зинаида Виссарионовна, имея в виду бесценность находки. Кстати, ей самой выросшая на стене целебная плесень напомнила медную монетку, позеленевшую от времени. И какой же счастливой оказалась эта «монетка»!
Изображения с сайта infourok.ru
Впереди были ещё месяцы исследований, сопряжённые со многими трудностями военного времени, но наконец спасительный пенициллин поступил к врачам, профессор сама выезжала на испытания в полевые госпитали. И первым, кто благодаря этому открытию вернулся к жизни, был 19-летний лейтенант-пехотинец, который незадолго до того метался в бреду и всё звал Лиду… А потом были десятки тысяч спасённых жизней. Раненые быстро шли на поправку и снова вставали в строй, биться с врагом.
…А врачом она стала благодаря… музыке. В юности Зинаида прочла в книге, как мучительно умирал её любимый композитор Пётр Ильич Чайковский, заразившись холерой. Девушка дала себе обещание стать врачом и победить этот злой недуг. И сдержала его. В годы войны, когда жителям Сталинграда грозила опасность заразиться холерой, Зинаида Виссарионовна сделала всё, чтобы этого не допустить. За спасение города от холеры учёный получила высокую награду – Сталинскую премию. Но попросила построить на эти, очень немалые, деньги истребитель. И вскоре грозный самолёт с надписью «Зинаида Ермольева» взмыл в воздух. Чтобы поскорей он настал – День Победы.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий