Олимпийские уроки
«Ехать надо»
Закончились XXIII Зимние Олимпийские игры. «Для нашей страны они стали испытанием», – пишут обозреватели, имея в виду проблемы внешнеполитического и спортивного характера. Но если брать шире, то на прочность испытывалось и наше общество, которое резко разделилось: одни считали, что ехать на Игры надо даже в «нейтральном» статусе – без национального флага, гимна и так далее, а другие были против. Предлагали объявить бойкот. Многие православные вообще поставили под сомнение олимпиады как таковые и спорт высоких достижений – мол, не христианское это дело, бегать за рекордами.
Накануне Олимпиады довелось мне побывать в Олимпийском комитете России, где проводилась конференция «Русская Православная Церковь и мир спорта». Во вступительном слове духовник олимпийской сборной протоиерей Николай Соколов тогда так обрисовал ситуацию:
– В сложной международной обстановке при беспрецедентном давлении на наших спортсменов со стороны МОК и ВАДА мы должны поддержать тех спортсменов, кто невольно пострадал от этих политических интриг. В нашем мире, лежащем во зле, всё равно будут присутствовать преступления, ложь, предательство. Во всём этом участвуют ещё и колоссальные денежные средства, которые подчас лишают человека всякого здравого смысла. Но это не должно нас останавливать… Я знаю лично многих олимпийцев с глубокой верой и с чистым сердцем. Человек становится счастливым, посвящая свои спортивные достижения на благо своих ближних и Отечества, на укрепление мира среди стран и народов.
На вопрос, не лучше ли удовлетвориться спортом внутри страны, отец Николай ответил так. Разумеется, здесь главное – физическое развитие человека, особенно детей. Но для этого нужны ещё и внешние стимулы, пример других спортсменов. Олимпийские достижения и являются таким примером. Обвинение в «язычестве» Олимпийских игр батюшка, побывавший на многих олимпиадах, категорически отверг. Мол, это просто праздник спорта, причём единственный в своём роде.
Батюшку поддержал боксёр Евгений Тищенко. Он – олимпийский чемпион, причём был единственным среди российских боксёров на Летней Олимпиаде 2016 года.
– Олимпиада в Рио-де-Жанейро тоже была сложная для нашей страны, – напомнил он. – Тогда полностью отстранили наших легкоатлетов и тяжелоатлетов, очень многие виды спорта потеряли претендентов на медали. И всё же Олимпиада для нас, россиян, стала праздником. Мы чувствовали поддержку, видели, что в нас верит страна. Была команда, дух спортивный, и священник с нами был. И всё получилось, слава Богу. Очень жаль, что сейчас наши спортсмены вынуждены ехать под нейтральным флагом. Но ехать надо, и я их поддерживаю. Если станем бойкотировать Олимпиаду, то сразу признаем поражение. Поймите, даже без флага там всё равно будет Россия, и все будут прекрасно понимать, чьи это спортсмены.
Заметки с той конференции мы печатали накануне Игр в Пхёнчхане(«Олимп или Голгофа?», № 797, февраль 2018 г.),завершив их обещанием, что вернёмся к теме после Олимпиады. Итак, правы ли были те православные, кто поддержал на конференции спортсменов «под нейтральным флагом»?
Гимн России
Говоря кратко, смирение победило. Тут надо различать смирение в христианском понимании и то смирение, когда человек смиряется с обстоятельствами и капитулирует. А именно так восприняли многие россияне: мол, наш Олимпийский комитет, спортсмены и даже Президент страны, призвавший участвовать в Играх, «получили плевок и утёрлись», сдались то есть. Но произошло иное. Да, мы смирили свою обиду на несправедливость, но в главном не отступили. Поехали без флага, но оставаясь россиянами. И такое христианское смирение произвело чудо, иначе и не назовёшь.
Я следил за всеми перипетиями Олимпиады, и меня не покидало ощущение, что весь мир поддерживает россиян. В одну из американских газет кто-то даже написал: «Почему все СМИ вещают о русских спортсменах?! Будто они герои. Их же страну дисквалифицировали!» А потому что они герои и были.
Удивительно было наблюдать, как изначальный «проигрыш» превращался в победу. Совершенно несправедливо на Игры не допустили 111 российских спортсменов, среди которых были претенденты на золотые медали. Ещё 40 мест мы потеряли, никого на них не заявив, – в надежде, что в самый последний момент наших лидеров, оправданных судом в Лозанне, пустят на Игры. Что в итоге? В одной из финской газет, прежде не замеченной в сочувствии к России, написали: «Когда МОК запретил России участвовать в южнокорейской Олимпиаде, многие думали, что держава сдастся от бессилия. От российских спортсменов не ждали вообще ничего, поскольку стране пришлось отправить на соревнования практически второй состав. Тяжело поверить в то, что россияне вернулись на вершину лыжного спорта именно в Пхёнчхане. Причём убедительно. Они взяли в лыжном спорте восемь медалей, а также заняли достойные места. Важнейшие достижения Зимней Олимпиады-2018 для России — это медали за женскую и мужскую лыжные эстафеты и медали в мужском масс-старте на 50 километров». Всего же наша сборная завоевала 17 медалей, заняв шестое место по их количеству.
Стадионы, где выступали спортсмены «под нейтральным флагом», были сплошь увешаны российскими триколорами, причём ими размахивали не только россияне. Посмотрел я трансляцию хоккейного матча на американском телевидении – там на экранном табло со счётом были не «OAR» (олимпийские атлеты из России), а «RUS» и значок нашего государственного флага. Владелец канала пошёл на нарушение запрета МОК, чтобы подчеркнуть, что их команда бьётся не с «нейтральными», а со знаменитой «sbornaya».
Негласно считается, что победа в этой дисциплине венчает всю Зимнюю Олимпиаду. И наша сборная, проявив феноменальную волю к победе, победила – впервые с 1992 года! За 55 секунд до окончания матча мы проигрывали немцам и находились в меньшинстве, но чудом спасли игру. Потом было награждение наших хоккеистов, поднятие «нейтрального флага». Один американец на популярном ресурсе Yahoo! так прокомментировал: «Самым замечательным моментом было, когда люди на трибунах и российские игроки пели свой национальный гимн поверх олимпийского. Это был великий олимпийский момент». «Мы пели потому, что мы русские, и когда побеждаешь, звучит гимн твоей страны», – сказал потом защитник сборной Богдан Киселевич.
Каков главный итог нашего участия в Олимпиаде? Многие мальчишки и девчонки возьмут теперь хоккейные клюшки, встанут на лыжи и коньки. Получили мы и моральный урок. Есть такая детская поговорка: «На обиженных воду возят». Обиженность – это следствие тщеславия, гордыни, то есть она греховна по сути. И слава Богу, что мы не поддались этому и не проиграли.
Чемпионы – добрые
Что ещё я заметил на прошедшей Олимпиаде – замечательную дружескую атмосферу. Смазчики лыж из сборных Беларуси и Казахстана помогали нашим лыжникам – своим конкурентам, поскольку российских спецов, обслуживающих олимпийскую сборную, на Игры не пустили. Вот это и есть олимпийский дух. Противоречит ли он христианству? И вообще, соперничество, единоборство так уж «неправославно»?
– Многие бокс воспринимают просто как избиение противника. А для этого нужна злость. Она помогает вам побеждать? – спросил я Евгения Тищенко, представителя самой жёсткой олимпийской дисциплины.
– Всё наоборот, – ответил он. – Когда выходишь в ринг, нужно соблюдать хладнокровие, включать голову, потому что если ты злой, обязательно ошибёшься и ударить не удастся – получишь сам. Я провожу очень много времени в спортзалах, и это самое тяжёлое – долгая подготовка, рутина, однообразно всё. А когда выхожу в ринг, то это может доставлять удовольствие. Единоборство – это спорт, а не просто кто кого.
– Но некоторые боксёры демонстрируют свою злость, особенно перед поединками, – уточняю. – Мол, я суперчеловек – задавлю!
– Да, некоторые любят создать скандальную атмосферу. Но это в профессиональном спорте и рассчитано на привлечение внимания, что организаторам приносит деньги. А по-человечески редко бывает ненависть или какая-то злоба, после боя победитель и побеждённый благодарят друг друга.
Евгений объясняет мне это терпеливо, нисколько не обижаясь на вопросы, которые может задать только тот, кто далёк от большого спорта. Смотрю на него: добродушный парень, простой в общении, как и все спортсмены. В Москве он окончил Горный университет и поступил в аспирантуру на кафедру машиностроения, кроме того, поступил на магистратуру на кафедру физкультуры. По профессии он полицейский, имеет звание старшего сержанта.
А Алексей Олейник – чемпион мира по боевому самбо, трижды чемпион мира по смешанным единоборствам. Фанаты боёв без правил дали ему прозвище Удав. Чего, конечно, не скажешь при личном общении. На конференцию он приехал с женой и детьми, пользуясь моментом, чтобы побыть с семьёй. У него пятеро детей. Сразу после конференции ему ехать в аэропорт, лететь на соревнования. Как человек верующий, он всегда откликается на приглашения московского православного спортивного движения «Сорок Сороков», проводит мастер-классы с детьми. Ему я задавал те же вопросы, что и боксёру Тищенко, и ответил он примерно то же самое.
Пообщавшись с чемпионами, пришёл я к простому выводу. Большой спорт, как и в целом физическая культура, конечно, прямого отношения к христианству не имеет. Как и живопись, и поэзия, и любое мирское, не церковное занятие. Но это не мешает спортсменам быть христианами. Более того, спорт можно и надо использовать для православного делания. В этом убеждён настоятель Александро-Невского собора в Новосибирске прот. Александр Новопашин.
Свято место…
Отец Александр – четырёхкратный чемпион Новосибирской области по жиму штанги лёжа. Причём достиг своих рекордов не до принятия сана, а будучи священником. Человек он разносторонний – общественный деятель, кинорежиссёр, получивший множество призов за свои документальные фильмы. Много лет сотрудничает с Сибирским региональным управлением по борьбе с организованной преступностью, не раз помогал раскрытию тяжких преступлений, имевших религиозную подоплёку. Главным же своим делом, помимо церковного служения, считает работу в созданном им Православном центре по реабилитации наркозависимых в Новосибирске, который включает в себя пять мужских и одну женскую общины.
На конференции он объявил, что в ближайшее время в Новосибирске будет официально зарегистрировано Александро-Невское спортивное братство. Таких братств у нас в Церкви никогда не было.
– А чем оно будет отличаться от обычного братства? – спросил я его.
– Это будет общественная организация с целью поддержания здорового образа жизни под патронажем Русской Православной Церкви. Но мы не будем отвергать людей, которые находятся за пределами Церкви и даже, может быть, иноверцев. Потому что Церковь для всех открыта.
– То есть братство будет заниматься миссионерством? – уточняю.
– Прежде всего, – ответил он.
Позже из его выступления на конференции стало понятно, почему эта идея возникла.
– Спорт для меня не абстрактное понятие, поскольку в нашей епархии мы занимаемся реабилитацией наркозависимых, в которой есть три составляющих возвращения людей к жизни – молитва, труд и спорт, – рассказал отец Александр. – При этом наши ребята, бывшие наркоманы, получают спортивные разряды. Поэтому спорт мы рассматриваем как православное делание. Побеждать в спорте – это, прежде всего, побеждать своё нерадение, направлять себя к лучшему.
Некоторые священники говорят, что спорт – это гордыня, развитие в себе не очень хороших качеств и прочее. При правильном отношении к спорту это не так. И тут ещё надо понимать, что нам в спину дышат сектанты. Я более 25 лет занимаюсь изучением тоталитарного сектантства и свидетель того, как люди попадают к ним в зависимость, в том числе из спортивной среды. В 60-е годы ХХ века за рубежом сектанты организовали группу под названием «Атлеты в действии», главная цель которой – вербовка мастеров спорта, чемпионов, пользующихся авторитетом среди начинающих спортсменов и болельщиков. Это группа активно действует в 85 странах мира.
В России «Атлеты в действии» каждый год осуществляют свыше десятка своих проектов, по их же подсчётам, «обрабатывая» 20-30 тысяч человек. Различные сектанты проводят и свои чемпионаты – «Всемирный фестиваль культуры и спорта», «Межрелигиозный спортивный фестиваль за мир», «Федерация боевых искусств за мир во всём мире», кубок «Царя согласия» и так далее. А мы сидим и ничего не делаем.
Не меньшую опасность представляют неоязычники, которые также неравнодушны к спорту. У нас в России наблюдается очень нехорошая тенденция – увеличение числа неоязычников среди спортсменов, особенно тех, кто занимается различными видами единоборств. Язычество – это культ силы. Поэтому неоязычники находят благодатную почву в спортивной среде и заполучают себе сильных людей, одержимых духом соперничества, стремящихся побеждать. Я разговаривал с Фёдором Емельяненко, нашим четырёхкратным чемпионом мира по смешанным боевым искусствам. Он констатировал, что, к сожалению, так и есть. В Москве большое количество спортивных клубов и школ находится под родноверами. Звучит красиво – клуб древнерусских ратоборцев – и ребята идут туда. А это очень опасное явление. Вообще, неоязычество опирается не на традиции, а на противопоставление себя православию, которое «погубило веру предков». Оно меняет менталитет ребят: жестокость для них становится мужеством, праведный гнев замещается ненавистью, а смирение и миролюбие воспринимаются как малодушие и страх.
Всё же наши люди открыты не для сектантских идей, а для слова Божьего. В этом смысле наша православная миссия в спорте находит отклик в сердцах людей. Я не призываю всех священников заниматься этим, всего лишь прошу. По крайней мере, не надо шарахаться от здорового спортивного общества.
С чего начать
Иерея Бориса Левитана, руководителя спортивного отдела Новосибирской епархии, «по секрету» представили как потомка «того самого Левитана, который “Говорит Москва”». На что батюшка отшутился: «Лучше бы по секрету сообщили, что я мастер спорта». Начал он с печальной констатации:
– Своё сообщение я готовил прежде всего для священников. А их в зале-то и нет. Это показывает отношение нашего духовенства к спорту…
Далее отец Борис рассказал, как организовать в своей епархии спортивный отдел:
– Первое, с чего должен начинать миссионер в спортивной сфере, – это найти для правящего архиерея убедительные аргументы необходимости такой работы. Спорт – масштабный социальный феномен, значительно влияющий на общество. В каждой епархии есть отделы по тюремному служению, по социальной работе, по реабилитации зависимых. Но почему-то самая здоровая, самая жизнеспособная часть нашего общества – спортсмены – зачастую оказывается без духовного окормления.
С какими проблемами мы можем столкнуться? Спорт в современном виде – сравнительно новое явление. Часто приводятся аргументы, будто святые отцы негативно относились к спорту, даже запрещали им заниматься. При этом забывают исторический, социальный контекст. В прежние времена спорт являлся частью языческого культа – именно об этом говорили святые отцы. Они, наоборот, приветствовали занятия физическими упражнениями. В своей книге «Нужен ли христианам спорт» священник Андрей Овчинников написал буквально следующее: «Раскрывая антихристианскую природу спорта, мы дерзаем утверждать, что невозможно быть одновременно профессиональным спортсменом и христианином. Слишком разные цели у спорта и христианства». Лучшего антимиссионерства и не придумаешь. Представьте, спортсмен хочет перешагнуть порог храма, ищет соответствующую литературу и наталкивается на книжку отца Андрея…
Ещё одна проблема – отсутствие у большинства миссионеров личного положительного спортивного опыта, специфических знаний о спорте. А они нужны. Например, о том, как совмещать посты с тренировками и спортивными выступлениями. Ещё важный момент – выбор помощника руководителя спортотдела. Им должны быть воцерковлённые люди, имеющие авторитет в спортивной среде – тренеры, президенты федераций, именитые спортсмены. Именно они становятся связующим звеном со спортивным сообществом.
Следующий этап – соглашение о совместной деятельности между епархией и управлением физкультуры и спорта, от которого напрямую зависит масштаб работы спортивного отдела. По такому соглашению можно получить бесплатный доступ к спортивным площадкам города, ведь в любом турнире самая затратная часть – это аренда спортзала. Соглашение также позволит православные турниры внести в единый календарный план спортивно-массовых мероприятий и получить поддержку в виде наградной атрибутики и медицинского сопровождения турнира.
Ваш православный турнир со временем должен войти в жизнь спортивных федераций. В нашей епархии таким турниром стал Кубок имени святого князя Александра Невского по 17 видам спорта – своего рода православная олимпиада. В нынешнем году наш Кубок дорос до всероссийского уровня, и теперь спортсмены могут выполнять на нём нормативы и получать звания мастера спорта.
Каков результат? Многие спортсмены воцерковились, ездят в паломничества, трудничают по монастырям. В прошлом году на молебен в конце Великого поста, который отслужил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, пришло более двухсот спортсменов из 12 федераций. Стали заниматься спортом и многие прихожане со священниками. Традиционным у нас стал межъепархиальный футбольный турнир…
Выступление батюшки спортсмены слушали с интересом. Жаль, что в актовом зале Олимпийского комитета и вправду почти не было тех, к кому были обращены его слова.
* * *
Нет худа без добра. Драматические перипетии, связанные с недопущением нашей страны на Олимпиаду, подняли такие вопросы, о которых мы раньше не задумывались.
И в заключение. 28 февраля было восстановлено членство Олимпийского комитета России в МОК. Дальнейшая работа с международными спортивными организациями, чтобы наших спортсменов не дискриминировали, – это обязанность наших чиновников, это политика и к самому спорту отношения не имеет. Суть Олимпийского движения не в войне компроматов, больших денег или политиканстве, она в словах Пьера де Кубертена: «О спорт, ты – мир!» А будет ли мир без Божьего попечения?
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий