Олимп или Голгофа?

За полмесяца до начала Зимней Олимпиады в актовом зале Олимпийского комитета России собрались спортсмены, священники, просто православные люди, интересующиеся спортом. Всего пришло около ста человек. Прессы, кроме меня, представлявшего газету «Вера», похоже, не было. Возможно, журналистов не привлекла тема конференции, которая звучала несколько общо: «Русская Православная Церковь и мир спорта», хотя всё, что на ней говорилось, касалось самых животрепещущих вопросов. В частности, обсуждали недопущение сборной России на Олимпийские игры и то, как нам к этому относиться. И жаль, что точку зрения православных спортсменов СМИ не довели до россиян.

Поддержать поехавших

Перед началом конференции задал я несколько вопросов духовнику олимпийской сборной протоиерею Николаю Соколову.

– Сейчас в народе такое настроение, что не нужно никому ехать в Корею на Игры, – начал я.

– Считается, что глас народа – глас Божий, – ответил он. – Но не всегда этот глас совпадает с настроениями тех людей, кто, как говорится, в теме. Я имею в виду спортивное сообщество. Представьте, люди много лет своей жизни готовились – и вдруг не ехать.

Духовник сборной о. Николай Соколов (справа) и чемпион по пауэрлифтингу о. Александр Новопашин, приехавший из Новосибирска

– А зачем нам, православным, эта Олимпиада?

– Настоящий, большой спорт от Бога не отводит. Спортсмены, если понимают свою задачу, трудятся для радости других людей. И когда люди радуются твоим победам, то и тебе радость – а иначе бессмысленно всё. Лично для себя же не будешь рекорды ставить.

И ещё. Для чего вообще была задумана Олимпиада? Чтобы наступил мир, ибо основная задача Олимпийских игр – чтобы в мире прекращались войны. Даже ради одного дня без войн или одной недели, месяца стоит трудиться и создавать сборную команду.

– Последние Олимпийские игры у нас как раз сопровождались войной, – напоминаю батюшке. – В 2008 году – Южная Осетия, в 2014-м – Украина.

– А враг рода человеческого воюет беспрестанно. Помните, что апостол Пётр говорил? «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Омрачить начало Олимпиады и саму её войной – как раз задача тёмных сил. Но как ни старались сорвать Игры, когда они у нас в Сочи проходили, а перед этим в Пекине, ничего у них не получилось. А ведь вспомните, грузинской сборной было предложено покинуть Олимпийские игры, а они всё равно остались.

– О спорт, ты – мир…

– Именно. «Мир» в смысле мирного бытия людей. «К миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7, 15). Поэтому если человек работает ради вот этого мира Божьего, то он великое дело совершает.

– Спортсмены – люди верующие всё-таки?

– Думаю, что большинство спортсменов имеют в сердце веру. Не могу ручаться абсолютно за всех, но на тех Олимпиадах, где мне довелось участвовать, я видел, что очень многие приходили в храм и перед соревнованием, и после. Особенно это явно было в Сочи, когда спортсмены благодарили Бога за то, что они заняли то или иное место. Раньше такого не наблюдалось, чтобы приходило так много. А без веры разве можно благодарить? Значит, они верующие.

Повторяю: за всю сборную не ручаюсь, но часть спортсменов, религиозных или хотя бы воспитанных в традициях духовной русской культуры, за поддержкой к священнику обращаются регулярно.

– В Сочи, знаю, был православный храм. А за рубежом? Не везде же они есть.

– На всех Олимпиадах, где я присутствовал, у нас были отдельные комнаты с полевой, так сказать, церковью, где почти ежедневно совершались литургии, которые посещали и спортсмены, и наши спортивные функционеры. А перед началом Игр всегда проводились молебны, давались напутствия. Когда была возможность, сам Святейший Патриарх благословлял отъезжающих спортсменов.

– Батюшка, а вы сами занимались спортом?

– Нет, сам-то я не спортсмен, я музыкант по первому своему образованию. Заканчивал Московскую консерваторию. Но по благословению Святейшего Патриарха с 2004 года, с Летних Олимпийских игр в Афинах, духовно окормляю нашу сборную.

– Как понимаю, вы выступаете также и как миссионер. И опыт у вас есть: потомственный священник, декан миссионерского факультета Свято-Тихоновского университета, настоятель храма Святого Николая при Третьяковской галерее, где в мирской обстановке пребывают наши святыни…

– Разумеется, благую весть нужно всюду нести. В том числе и в спортивную среду. Там есть своя специфика, свои искушения, отличные, скажем, от того, с чем приходится сталкиваться в сообществе музейных работников, искусствоведов и художников.

– Со спортивным олимпийским руководством у вас нет проблем?

– Мы находимся в хорошем содружестве, решаем те или иные задачи, которые стоят перед нами. Но сегодня другая ситуация – нет сборной, нет и начальства.

– Это формально запретили, а по сути команда же осталась?

– Нет, на этих Играх уже полноценной сборной не будет, каждый выступает от себя. Но людям не могут запретить чувствовать единство. Для того и проводятся такие вот конференции, как сейчас, чтобы спортсмены почувствовали, что они не одни. Надо объединить людей, чтобы наши олимпийцы поняли: нет, общество, народ их не оставили. Пусть даже двое от страны поедут, но они будут поддерживаться соотечественниками, чтобы заняли то место, которого достойны.

– Они будут честь Родины отстаивать?

– Ну конечно! Что бы там ни запрещали, они же едут от России и представляют наш спорт.

– А вы поедете на Олимпиаду?

– Нет.

– Почему?

– Не ко мне вопрос.

– Но нашим олимпийцам, оказавшимся вне команды, как раз и нужна ваша поддержка.

– Кто-нибудь да поедет из России. В самой Корее, насколько знаю, есть Православная Духовная Миссия, находящаяся в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей. К тому же наши священники могут приехать из соседних стран. В Камбодже есть храм Святого Георгия Победоносца, принадлежащий Московскому Патриархату. И во Вьетнаме есть наш храм – в честь Казанской иконы Божьей Матери.

– Какими словами молиться за наших спортсменов?

– Если коротко, то можно так: «Господи, сохрани их, помилуй и веди к добру и благу».

Слово непоехавшим

На конференции, одним из организаторов и координатором которой было православное общественное движение «Сорок сороков», звучали разные мнения. Самое кардинальное призывало искать замену Олимпийским играм:

«Отстранение нашей сборной от Игр – это инициатива не МОК, а тех политиков, которые решили нагнуть нашу страну. Действуют они через транснациональные компании, которые финансируют Олимпийское движение за счёт рекламы, покупки права на трансляции и так далее. Олимпийское движение коммерциализировалось и через это стало игрушкой политиков. В олимпийский лозунг “Главное не победа, а участие” теперь можно добавить: “главное – прибыль”. А посему есть смысл инициировать новые, чистые спортивные игры, чтобы создать альтернативу транснациональным компаниям, которые захватили спорт». Мол, зачем нам «купленные» Игры, которые к тому же язычеством попахивают – возжигание огня, сомнительные ритуалы…

На это протоиерей Николай Соколов ответил:

– Сегодня Олимпийские игры не имеют никакого отношения к язычеству. Об этом чётко сказано митрополитом Элладским и другими иерархами, что поддержано и нашим Святейшим Патриархом. В принципе, всё можно ассоциировать с чем угодно. Если сегодня мы видим Венеру Милосскую или Аполлона Бельведерского, это же не значит, что мы им кланяемся. И когда видим танцы девушек в туниках перед возжжением олимпийского огня – это лишь историческое оформление, которое отсылает нас к древним Олимпийским играм. Огонь здесь – символ веры в победу, которая движет спортсменами, и нет здесь поклонения ни солнцу, ни луне. И свет этого огня, как надо понимать, несёт мир народам, чтобы не воевали. А говорить о том, что мы создадим альтернативные Игры, я думаю, бессмысленно, потому что нас никто не поймёт.

Впрочем, никто с этим и не спорил. Просто наболело у людей, выступали эмоционально. Ведь спортсмены оказались в непростой ситуации. Одних вообще отстранили от участия в Играх, других поставили в унизительное положение, лишив «национальной принадлежности». Звучали призывы поддержать и тех и других. Особое мнение высказал Михаил Кокляев – огромный человек, казавшийся горой в ряду сидевших за столом президиума.

Михаил казался горой в ряду сидевших за столом президиума

Выступление сибирского тяжелоатлета, носящего титул самого сильного человека России, было очень искренним. Поскольку его нигде не публиковали, да и вряд ли опубликуют, приведу запись почти целиком:

– Братья и сёстры! Тут начали мои спортивные регалии перечислять. Но лучше начать с других характеристик. Я не примерный православный, не примерный русский и не примерный человек. Это на всякий случай, чтобы понимали, о чём сейчас буду говорить. Вот предлагают подумать, как помочь олимпийцам психологически и духовно пережить непоездку на Олимпийские игры. А надо ли? Тут лично я давно уже вступаю в спор с каким-то когнитивным диссонансом. Сами подумайте: несмотря на многоконфессиональность нашей страны, основная масса наших спортсменов являются русскими, большая часть которых, надеюсь, православные. И что, для православного эта Олимпиада смысл всей жизни? Разве это главное? А что главное? Вот наша конференция называется «Русская Православная Церковь и мир спорта», а я бы поставил двоеточие и дальше продолжил: «Олимп или Голгофа».

Я прекрасно понимаю, каково это – готовился к Олимпиаде, юность, лучшие годы на это положил, достиг достойного уровня, а тебя не взяли! Я тоже готовился. Двенадцать лет, с 1992 по 2004 годы. За три недели до Олимпийских игр, перед последними сборами, мне сказали ехать домой. Хотя я выиграл и получил лицензию, вошёл в квоту по результатам чемпионата Европы. Попал там в пятёрку. Также выиграл предолимпийский турнир у нас в России, обойдя на тот момент лучшего штангиста страны Евгения Чигишева. И вот всё рухнуло… Что сделал православный человек во мне, принявший Христа в 20 лет от роду?

Как уже сказал, православный из меня не примерный. Я и креститься в храм пришёл как бы за силой, мол, пусть Бог усилит дух и тело так, чтобы я смог получить олимпийскую медаль. И когда меня не взяли на Олимпийские игры в Афины, то, говоря современным языком, запил. Хорошенько попил месяц. Потом помылся, побрился и принял недельный пост, сел на одну воду. Покаялся, причастился. И через два дня после причастия ко мне подошёл самый сильный на тот момент человек России Эльбрус Нигматуллин и сказал: «Тебе нельзя на Олимпиаду? Пошли к нам поднимать покрышки, заниматься силовым экстримом». Ну, вы знаете, в этом виде спорта используются специальные снаряды: огромные покрышки, брёвна и так далее. Там важно не просто поднять большой вес, а сделать это много раз. Стал он моим тренером, и на следующий год я вошёл в тройку самых сильных людей планеты.

Как это произошло? Перед этим Бога благодарил: «Господи, я Тебя чувствую, Ты здесь, Господи». И Господь не заставил долго ждать. Спустя полгода, как Он и дал мне топ-три на всей планете, я стал ещё бронзовым призёром на турнире «Арнольд Классик» в США – единственный пока россиянин, который оказался в призёрах на этом великом турнире. Так вот. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И я хотел бы, чтобы меня услышала многомиллионная армия спортсменов – меня, болеющего за олимпийский спорт. Ставьте во главу угла Голгофу, Христа, а не Олимп. И тогда всё будет нормально.

Поэтому успокаивать, жалеть олимпийцев не надо. Вопрос в другом – в политике. Говорят, что Запад сумел поставить Россию на колени в околоспортивных делах. Это не так. На колени Россию можно поставить только тогда, когда её повалят, целостность её нарушат, когда армия пошатнётся. Но этого же нет. Спорт, конечно, является важным, но не главным фактором успеха, богатства и силы государства. Так что нас не повалили. А чего добились? К сожалению, сумели разбить общество на два лагеря – кто за поездку и кто против. Что мы должны делать в такой ситуации? А не обращать на это внимание.

Через телевидение и Интернет надо дать понять: когда наш спортсмен будет стоять на чемпионском пьедестале без гимна Российской Федерации, этот гимн должен звучать в наших сердцах. На все провокации мы должны быть чёткими, спокойными, рассудительными и мощными. И выступать на Играх во что бы то ни стало. Мы должны нашей молодёжи этим примером показать: «Смотрите, пацаны, пускай под нейтральным флагом, но с теми фамилиями, которые кончаются на “ов” и на “ев”».

Михаил Кокляев с организатором конференции, руководителем движения «Сорок сороков» Андреем Кормухиным

Выступление тяжелоатлета зал прервал аплодисментами, но Михаил ещё не всё сказал:

– Знаете, в Великую Отечественную войну, как и во все другие войны, наши партизаны воевали обычно одетые во что попало. Не в военной форме, которая бы указывала и на национальную принадлежность. Так пусть наши спортсмены и будут такими партизанами. А с партизанами враг никогда не мог справиться. Воевать с народом бесполезно. Наш народ всегда поднимался и шёл – не «потому что», а «вопреки». Вот и всё. Говорю это как на духу, без какой-либо политики. Кроме участия в православном движении «Сорок сороков», я ни в какой партии или движении не состою. И говорю то, что думаю, а думаю то, что чувствую. А чувствую и ощущаю я то, что знаю из своей личной жизни. Вот так вот, дорогие друзья.

* * *

Надо сказать, на конференцию, помимо Михаила, пригласили и других именитых спортсменов. Хоккеист Павел Дацюк не смог приехать, зато были знаменитые боксёры Владимир Носов и Евгений Тищенко, профессиональный боец смешанного стиля Алексей Олейник и четырёхкратный чемпион Новосибирской области по жиму штанги лёжа протоиерей Александр Новопашин. Их мнения и ответы на вопросы были интересны, и я надеюсь к ним вернуться после Олимпиады в Пхенчхане – зная уже, как проявили себя наши люди в непростых условиях.

Фото автора и организаторов конференции

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий