О властех…
В храме дали листочек – «Молитва за Президента». На качественной мелованной бумаге, с изображением иконы Архангела Михаила. Её авторы нисколько не скрывают, что это молитва не за президента вообще, а конкретно за «раба Твоего Владимира». Почему именно к Архангелу обращена молитва, а не к Спасителю или Божией Матери, не совсем понятно. Может быть, потому, что у него в руках меч? Автор обращается к св. Михаилу и просит быть помощником Президенту «во всех обидах, в скорбех, печалех», просит избавить его «от всякие прелести диавольския». В общем, ничего экзотического, привычная нам всем молитва. Бывают же у Президента и обиды, и в прелесть порой впадает.
Не сомневаюсь, что некоторым читателям сам факт такой неприкровенной «агитации» не понравится: зачем Церкви лезть в политику, которая, как известно, разделяет, а не объединяет? А кто-то упрекнёт Церковь в угодничестве власти… Но не спешите! Всё в сравнении познаётся.
Буквально за несколько дней до этого посетил я Исторический музей в Москве. В одном из залов выставлена икона 1742 года «Пророк Захария и праведная Елисавета» в сребропозлащённой раме. Написана она была по заказу епископа Нижегородского и Алатырского Иоанна для императрицы Елизаветы по случаю её коронации.
Икона необычная по виду: в облаках Богородица с Богомладенцем. Одно облако пониже, и рука из него держит корону империи, под которой вензель «Е». От Спасителя к короне дорожка из слов: «Аз любящия мя люблю…» Посредине иконы большой медальон, на котором – молитвенное послание царице. Текст его я долго разбирал…
«Желание вашему императорскому священнейшему величеству, моей истинней природной государыне императрице и всемилостивейшей самодержице Елисавете Петровне. Да подаст Сей, иже сотвори имя величества вашего, вселенней украшение, великолепные славы, произходящие от света озаряема багрянородна лица, великодушием обоженна, во удивление столь пространныя империи самовластную с неизглаголанным всех подданных веселием и удовольствием монархинею, церкве православна столп, прибежище и заступление, возобновляющу и дополняющу родительския победы, высокопарную их славу, неувядаема здравия весну зрети повсегда, и дарует мир, благословение, щастие, полям плоды, воздуху умерение, морю тишину, оружию смелость, народу безпрестанную радость, во днех мироладного престолоправительства вашего императорства, благополучия всероссийска изобретательницы, матери отечества, возвеселяющей сыноподданных россиян, сего усердствую раболепным и богомольческим сердцем, верный подданный, слуга величества вашего, смиренный Иоанн, недостойный епископ Нижегородский и Алатарский».
Если кто дочитал до конца эту словесную вязь, не может не изумиться: какая отборнейшая лесть! Сразу отмечу: строки на иконе написаны не из соображений карьерных – был этот, по отзывам, простосердечный архиерей в то время уже на покое, сильно болел, после вручения подарка прожил всего год и умер в возрасте 63 лет. Но вот такое было отношение к верховному правителю: не нам за него надо молиться, а обоженный правитель сам нас освящает самим своим фактом существования.
Говорящим ныне, что за века отношение к власти у нас не изменилось, это повод задуматься. Да, первое лицо по-прежнему воспринимаем мы, как князя былых времён, защитником от внешних, гарантом мирной благополучной жизни. Но уже не раболепно-подданическое это отношение, снизу вверх, но ровное, братское во Христе. Дай-то Бог, чтобы братским оно было взаимно.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Спасибо, Игорь Владимирович! Я прочитала текст несколько раз. Замечательный образец русской гимнографии! Вы не зря потрудились над восстановлением текста. Как выразить впечатление? Музыка, песня, высокая поэзия, изящный слог. Всего три столетия назад русские люди владели славянским языком в совершенстве: не только слагали, но и исполняли. Песнопения были адресованы понимающим смысл. Этот поэтический текст с его ритмическим и мелодическим рисунком легко пропевается на 4-й глас. Так и просится пение, а не чтение. Автор кратко и емко «изобразил» художественным словом прославление-поздравление Первого лица Государства Российского (возможно, на юбилейную дату рождения или правления?), вполне в рамках церковных традиций стихосложения. Цельность образу придает объединение слова с иконописью. Следует помнить также исторический контекст возвращения к власти родного по духу и вере правителя (правительницы) после иноземного влияния, воспринимаемого русским сердцем как чуждого и насильственно внедренного.
Ныне утрачены традиция и искусство славяно-русского песнесложения, утрачен генетический код естественного для русского человека восприятия высокого слога.
Как красив наш язык! Вряд ли этот текст можно перевести на другой язык, сохранив мелодию и смысловые оттенки.
(Чтобы написать комментарий, я ждала появления публикации на сайте. Было интересно и приятно увидеть образ, о котором Вы пишете. Икона написана с любовью.)