Астрология в нарядах «поликультурности»
Сыктывкарец Денис Вежов, добросовестный отец школьников, периодически интересуется, как происходит учёба его детей. Заглянув в дневник сына-шестиклассника, Денис был крайне удивлён домашним заданием по коми языку: от школьника требовалось написать о своём знаке зодиака по гороскопу. Как православный, да и просто образованный человек, Денис возмутился: почему учитель даёт задания на совершенно ненаучную и чуждую тему?
– Я написал об этом в социальной сети, в группу для родителей, – рассказывает он. – Мне ответили: «Не с учителя надо спрашивать. Это задание из учебника».
С этим невозможно согласиться. Учитель не педагогический робот, а школьный учебник и программа для него не пошаговая инструкция. Планирование своего педагогического процесса учитель составляет сам. Звоню своему другу, преподавателю в селе Заозерье, с просьбой изложить ситуацию с этой темой в их школе. Тот же учебник, но на уроках ни слова о гороскопах – эту сомнительную тему просто пропускают и вместо неё изучают другую – грамотный учитель найдёт, чем заменить. Выходит, преподаватель школы, в которой учатся дети Дениса, не увидела в таком задании ничего плохого?
Теперь об учебнике авторов Ватамановой, Сизевой и Ярошенко, выпущенном в 2010 году: «Учебное издание рекомендовано Министерством образования Рес-публики Коми». Денис направил запрос на имя директора регионального Института развития образования (КРИРО), где был подготовлен учебник, и в министерство.
«Поясните, пожалуйста, на каком основании в государственном учебном пособии используется и, таким образом, пропагандируется тема гороскопов? – спрашивает Денис. – Общеизвестно, что астрология имеет антинаучный характер, что противоречит самому принципу обучения школьников, основанному на строго научных знаниях. Известно также, что астрология относится к разряду оккультных учений. Более того, астрология является частью некоторых религиозных деструктивных культов, в частности движения “Нью эйдж”, а также осуждённой педагогическим сообществом так называемой вальдорфской школы, основанной на антропософском учении Штайнера (учение о 12 чувствах в соответствии со знаками зодиака в курсе физиологии)… Принудительное навязывание оккультного вероучения или его элементов нарушает ст. 3 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”… Прошу Вас отозвать учебник для 6 класса по обучению коми языку как неродному и переделать его, исключив из учебника тему гороскопов. В качестве срочного временного решения предлагаю немедленно исключить данный урок (и, если есть, другие аналогичные уроки) из школьной программы».
Ответ из КРИРО был краток: никакого комментария по имеющейся программе и информация о том, что готовится новое учебное пособие. Типичная отписка.
Ответ из министерства был более пространным. По существу ответили так: «Домашнее задание было направлено на формирование универсальных учебных действий: приобретение навыков работы с информацией, её поиска и обработки. Учитель не акцентировал внимание на понятии “гороскоп” и его особенностях… методы, средства и технологии обучения и воспитания не наносят вред физическому и психическому здоровью обучающихся».
Как сочетать такие утверждения с наличием целого параграфа учебника, посвящённого знакам зодиака и домашнему заданию – написать про свой знак? Допустим, психике ребёнка это не повредит. Но что хорошего может дать такая тема? Звоню в министерство. В отделе развития образования и воспитания комментируют в таком духе, что содержание учебников заточено на «просветительские задачи по воспитанию поликультурной личности».
Если перевести это на русский, то программа должна знакомить школьников с другими культурами. И к какой же культуре принадлежит астрология, «группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга»? Доказывать, что астрология является псевдонаукой, – это значит ломиться в открытую дверь. Кажется, уже не 90-е годы на дворе и здравомыслящие люди давно воспринимают её как «суеверие, лженаучное учение и разновидность гадательной магии».
В 1975 году 186 ведущих мировых учёных, в том числе 18 нобелевских лауреатов, выступили с заявлением «Возражения против астрологии», в котором выражали беспокойство по поводу того, что средства массовой информации охотно предоставляют свои страницы астрологии и прочим подобным псевдонаукам. Но это-то понятно: гороскопы стали элементом массовой культуры, на котором СМИ могут неплохо зарабатывать.
Хотя гороскопами на день, на неделю, на год наполнены электронные и печатные издания, может ли кто сказать, к какой именно культуре (если уж мы говорим об изучении иных культур) они относятся? Это в чистом виде эзотерика, не имеющая под собой национальной основы. В отличие от православной культуры, к примеру.
Взращивать поликультурную личность на примере гороскопов – то же самое, что изучать литературу по анекдотам или историю через исторические байки и легенды. Только последствия могут оказаться гораздо плачевнее. Следует понимать, что всё это явления отнюдь не безобидные с духовной точки зрения. «Астрология зародилась в лоне халдейского языческого культа, – поясняет архимандрит Иов (Гумеров). – К науке она имеет такое же отношение, как гепатоскопия (гадание по печени животных) к физиологии. Астрология всегда была разновидностью языческого фатализма. Святитель Григорий Богослов пишет, что она оскорбляет Божественный Промысл: “Кого связывали звёзды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звёзды, одинаковая соединила кончина”. Живучесть её объяснить нетрудно. Она является подменой истинной религии. Христианство, имея цель исправить нашу греховную природу, требует от человека духовно-нравственных трудов и подвига. Астрология освобождает его от этой работы. Слово Божие учит, что автором всех духовных подмен является диавол. Через астрологию он отводит людей от Бога. Кто увлёкся гороскопами, тому не нужно молиться Богу. Достаточно лишь подстраиваться под результаты вычислений».
Надо заметить, в этой линии учебников школьников с 5-го по 9-й класс всё-таки хоть и очень куцо, но знакомят с православной культурой – несколько уроков в году посвящены церковным деятелям и праздникам. Само собой, не следует делать из учебника по коми языку учебник ОПК. Но есть, думается, определённая связь между тем, что в учебниках, благословлённых местным министерством образования, наличествует эзотерика, и тем, что долгие годы православная культура в школах практически директивно, невзирая на мнения родителей, подменялась предметом этики. Огромный пласт национальных культур тоже основывается на христианстве, но и они чем-то не устроили авторов учебника. Не обратили на это внимание и рецензенты. Кто они, эти рецензенты? Как сказали в министерстве, рецензируют учителя коми языка, представители Сыктывкарского госуниверситета, Коми научного центра, общественного движения «Коми войтыр».
Так в чём причина, что сомнительная тема проникла в учебники? Видимо, непрофессионализм и невысокий культурный уровень кого-то из авторов, кого-то из рецензентов – и вот результат.
Денису Вежову и редакции дали понять, что убирать тему гороскопа из школьной программы не будут. Остаётся надеяться на сознательность учителей, которые подкорректируют программу, заменив псевдонаучную и псевдокультурную тему.
* * *
Вообще, поликультурность – это хорошо только в том случае, если отбирается лучшее из своей культуры и культуры мировой. Но мы видим, что сегодня положение обратное.
Вот ещё один пример, на этот раз из области культуры. Наш читатель Дмитрий Соколов из Троицко-Печорского района Коми написал: «30-го октября в районном краеведческом музее проводился День памяти жертв политических репрессий. Это мероприятие не посетили представители районной администрации. Символично, что в это же самое время в противовес разумному и человечному райотделом культуры был организован шабаш “нечистой силы”».
Речь идёт о квесте – организации активного отдыха в виде приключенческой игры в несколько этапов. Райотдел культуры организовал его для местной молодёжи на тему Хэллоуина. Об этом нелепом заимствовании из тёмной западной культуры уже много сказано, но… В игре участвовали шестеро школьниц – они исполняли роль растерзанных умерших девочек. Как точно заметил протоиерей Феодор Бородин, отмечать Хеллоуин – «это примерно то же самое, если бы в наших деревнях, на Рождество все забыли о Рождестве и ограничились только играми ряженых. Причём не просто ряженых в медведей или скоморохов, а в бесов».
Жители Троицко-Печорска, в общем-то, справедливо выразили возмущение инициативой местных чиновников от образования. О мероприятии вышла публикация в районной газете «Заря». Директор районного методического центра Ольга Бакаева пояснила журналистам: «Психология людей требует хлеба и зрелищ. Хлеба культура дать не может, зато возможность повизжать от ужаса – пожалуйста». По её словам, люди готовы платить за подобные развлечения, редкие на селе, а учреждения культуры могли бы на этом зарабатывать.
* * *
Что же мы видим? Автор учебника (учитель, между прочим) знакомит школьника с гороскопом, передавая ответственность за собственные поступки и складывающуюся из них судьбу… на звёзды. А работник культуры, призванный давать людям какую-то альтернативу позорным коммерческим «зрелищам», тоже норовит на них подзаработать.
И что толку с того, что во всём мире Россию уважают прежде всего за богатство её культуры, если в нашей глубинке жителям вместо духовной пищи приходится питаться отбросами с околокультурной свалки.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий