Мощи святителя Николая
Мы находимся накануне невероятного события – принесения в Россию мощей святителя Николая. Множество людей готовится встретить их 21 мая. Удивительно то, что они никуда прежде из Бари не переносились. Почему же именно наша страна удостоилась такой чести?
Мощи в опасности
Наверное, дело в том, что лишь одна Церковь в мире празднует перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари – Русская Церковь. Каждый год, 22 мая, мы вспоминаем событие, которому в этом году исполнилось 930 лет, – спасение останков дорогого всякому русскому сердцу небесного заступника от пленения иноверными.
Магометане в первые века после появления своей религии достаточно равнодушно или лояльно относились к христианам.
И уже неведомо, чем не угодил святой Николай легендарному халифу Харуну ар-Рашиду – герою «Тысячи и одной ночи», почитаемому как покровитель исскуств и мудрый, справедливый правитель. Согласно сказкам он, желая узнать нужды горожан, бродил, переодевшись купцом, по улицам Багдада. Наверняка вы если и не читали о нём, то видели какой-нибудь фильм, одним из героев которого является халиф. Поначалу он действительно правил неплохо, страна при нём достигла расцвета: в Багдаде появились университет и большая библиотека, возводились мосты, строились дамбы и плотины, появилась почтовая служба, о которой тогдашняя Европа даже не мечтала, великолепно работала охрана караванных путей. Халиф стал настолько могущественен, что подумывал даже о том, чтобы прорыть Суэцкий канал.
Но затем что-то с ним произошло. Харун стал фанатичным исламистом, решив извести в своей империи всех христиан. Возможно, одним из первых шагов в этом направлении стал приказ, отданный им начальнику флота, – уничтожить гробницу святителя Николая вместе с мощами. Разграбив один из богатых островов Византийской империи, корабли пристали к Мирам Ликийским.
Флотоводец, однако, запутался с гробницами, точнее, был введён в заблуждение жителями Мир и разрушил другую гробницу, стоявшую поблизости. Это покушение дорого обошлось святотатцам: буря разбила большую часть их кораблей. Для Харуна ар-Рашида это стало началом конца. Все последующие годы он подавлял восстания и с удивлением наблюдал за тем, как рассыпаются в прах его труды. И чем яростнее он водворял мусульманство, тем суровее Господь его наказывал. Согласно преданию последними словами халифа были: «О, Бессмертный! Прости смертного».
Спустя какое-то время император Василий I Македонянин, возможно опасаясь новых опасностей, а быть может, желая подчеркнуть особое почитание икон и мощей, решил перевезти останки святителя в Константинополь, но был остановлен в дверях храма Сиона, где они покоились, чудесным образом. Согласно преданию, сильно разозлившись, государь велел запечатать мощи в белом каменном саркофаге, поместив его под полом и покрыв это место мозаикой, чтобы «никто другой не смог взять останки» святого Николая.
В XI веке последовала новая напасть. Турки-сельджуки завоевали Хорезм, почти весь Иран, Курдистан, Армению, пал Багдад, была захвачена Армения. В 1071 году турки обрушились на Малую Азию. В это время жители Мир Ликийских решили найти более безопасное место для своего проживания и начали обустраиваться в трёх километрах от старого города, где покоились мощи святителя Николая. Охранять их остались несколько монахов. В 1086 г. святитель Николай «явился в видении трём человекам, приказывая им объявить жителям города Миры, которые, опасаясь турок, ушли отсюда на гору, чтобы они возвратились жить и стеречь город, или он переселится в другое место».
Но миряне, то есть жители Мир, не вняли предупреждению своего великого защитника. Тем временем в двух итальянских городах, Венеции и Барии, появились планы похитить мощи. С одной стороны, были опасения, что их погубят турки. С другой – хотелось привлечь в свой полис бесчисленных паломников. Барийцы прибыли в Миры первыми.
Похищение святыни
В 1087 году, согласно преданию, родившемуся в Бари, святитель Николай явился во сне некоему священнику, повелев: «Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы они пошли и взяли меня из Мир и положили в городе этом, ибо не могу там пребывать на месте пустом. Богу так угодно».
Трудно сказать, так ли это, но подумаем, могло ли быть Господу угодно такое видение? Турки уже начали утверждаться в той местности и, освоившись окончательно, уже не выпустили бы мощи из своих рук. Сейчас в Мирах практически не осталось христиан, так что останки святителя в наше время оказались бы целиком в руках магометан, которые возили бы к ним туристов из Антальи.
Зная о нашествии, греческая община в Бари решила спасти любимого святого и убедила знатных жителей города снарядить за ними экспедицию. Три корабля отправились в путь, в том числе тот, экипаж которого должен был позаботиться о мощах. Их было 62 моряка – имена их записаны на пергаменте, хранящемся в сокровищнице Никольской базилики Бари. Было объявлено, что судно везёт в Сирию зерно – опасались, что о цели плавания узнают венецианцы, в массе своей тоже греки.
Здесь нужно пояснить одну вещь. Разделение церквей произошло буквально накануне этих событий, точнее, находилось в процессе. И Бари, и Венеция тяготели и к Риму, и к Константинополю, потребовалось несколько веков, чтобы католицизм утвердился здесь окончательно. Да и отличия римской веры от нашей стали заметны лишь много времени спустя.
* * *
По дороге в Сирию корабль зашёл в Миры, чтобы произвести разведку.
Был отправлен матрос, который сообщил, что «в крепости, где находится базилика святого, немало турок; умер начальник гарнизона, и собрались хоронить его». Известие было разочаровывающим, но, когда судно достигло порта Святого Симеона в Антиохии, барийцев чрезвычайно испугало известие, что венецианцы тоже собираются в Миры с той же миссией. Барийцы спешно отплыли, приняв окончательное решение. Укрепились они в нём, когда обнаружилось, что Миры опустели, турки ушли, а в храме находятся лишь несколько монахов. Тем не менее, требовалось спешить. Узнав о появлении барийцев, местные жители могли броситься к мощам, и тогда их похищение стало бы невозможным.
Это случилось 24 апреля 1087 года. Отряд из 47 человек вошёл в церковь, попросив у монахов миро, истекающее от мощей. Те наполнили флакон, который барийский пресвитер Луп поставил на невысокую колонну у алтаря. Объяснили, зачем пришли на самом деле. Иноки возмутились, сказав, что святитель никогда не позволит увезти свои останки.
– Но это именно он благословил нас забрать их! – возразили барийцы.
Проблема была в том, что они не имели ни малейшего представления, где находятся мощи. Найти их в храме они не смогли. Начался спор, возможно, раздавались угрозы. Мы не знаем, что там было, когда кто-то задел флакон с миром. Он упал на пол с «великим треском», но не разбился. На монахов это глубокого впечатления не произвело, зато барийцы укрепились в своём намерении настолько, что взялись с пристрастием допрашивать хранителей святыни:
– Где мощи?
– Скорее умрём, нежели дадим взять святого, – отвечали монахи.
Наконец, один из них не выдержал, указав на пол храма – то место, где прекрасная мозаика сильно отличалась от соседней, а отверстие посреди неё позволяло извлекать миро. Один из барийцев – Матфей, вероятнее всего, грек – схватил лом, обрушив его на пол. Тот легко поддался, и вскоре под ним обнаружилось пустое пространство, куда Матфей провалился, прямо в миро, истекавшее от мощей, повредив кости святого Николая. С помощью соратников он извлёк их, сложив в принесённый с собой, специально приготовленный деревянный ящик. Заодно прихватили чудотворную икону святителя. В этот момент двое из монахов, не в силах расстаться с мощами – служение им было смыслом их жизни, решили последовать за ними в Бари. Церковь покидали бегом, так как мирцы уже появились в городе, но большой отряд остановить не смогли. Единственное, чего добились горожане, – барийцы, устыдившись, вернули им икону, ведь посылали их только за мощами.
***
Вскоре корабль отчалил, мирцы плыли следом с рыданиями и криками, но уже ничего не могли изменить. Нарушив волю святителя и поселившись на новом месте, они, как и было предсказано, спохватились слишком поздно. Нельзя сказать, что и у барийцев в этот момент сердце было на месте. Они были глубоко верующими людьми, кого попало за останками не послали бы, они чтили святого Николая, так что чувствовали себя отвратительно.
Через час-другой сильный ветер заставил их двинуться в сторону Патр – город, где святитель появился на свет и словно хотел таким образом попрощаться с родиной. Ветер крепчал, началась буря, которую немалая часть и без того мучимых совестью барийцев истолковала как знак Божий.
– Нужно вернуть мощи в Миры, – говорили они.
– Быть может, Господь наказывает нас за другое, – усомнился один из моряков.
Он видел, как в то время, когда Матфей поднимал останки, некоторые моряки прятали на себе их частицы. Уже тогда это возмутило его, а теперь вот вспомнилось. Капитан и команда согласились. Все частицы до единой вернулись в ковчег, в том числе два зуба, похищенные неким отцом Гримоальдом. В начале мая достигли Трахейского залива, где один из моряков, грек по имени Диегий, сказал, что видел во сне святителя, сказавшего: «Не бойтесь никаких неприятелей. По прошествии двадцати дней все мы будем в Бари».
Встреча
В Бари моряков, приплывших из Мир Ликийских, встречали как героев. В воскресный день, 20 мая, новость о прибытии кораблей «повергла весь город в смятение и восторг. Население всех возрастов и обоих полов стекалось в порт». Мощи предложили доставить в собор, но путешественников это не устроило. Они потребовали обещания построить для мощей новую, достойную их церковь, и народ горячо их поддержал. Сложность была в том, что, если бы соборный причт заполучил мощи, обратно он никогда бы не отдал. В конце концов моряки поверили обещаниям монахов из монастыря бенедиктинцев взять останки святителя под свою охрану. Практически сразу от мощей начались исцеления.
Все ждали архиепископа Урсула, который отсутствовал в городе. И вот он появился, но, не выслушав людей, распорядился, чтобы святителя доставили в собор. Начались волнения, произошёл бой между солдатами архиепископа и населением. В результате Урсул передумал и повелел построить новый храм. Его строительство закончилось через два года. Была изготовлена «рака серебряная позлащённая», в которую поместил мощи лично Папа Римский Урбан II.
Был также провозглашён праздник в честь перенесения мощей, который, правда, нигде, кроме Бари, не отмечался. Точнее, нигде, кроме города Бари и Русской земли. Это, можно сказать, невероятно, но уже через два года Русская Православная Церковь, тогда ещё митрополия, впервые отпраздновала перенесение мощей и с тех пор поминает это событие каждый год. Единственная Церковь в мире, где это всеобщий праздник, значимый для каждого храма. Вот как любили и любят у нас святого Николая.
С тех пор мощи никогда не покидали Бари – один из древнейших городов в мире, которому две с половиной тысячи лет. Каждый год там вспоминают случившееся 20-23 мая 1087 года. В этот день проходит торжественное шествие со статуей святого Николая. После Евхаристии её везут в море на одной из множества лодок. К вечеру они возвращаются, и начинается новое, ещё более грандиозное шествие, сопровождаемое взрывами фейерверков.
Празднества продолжаются три дня, после чего статую возвращают в базилику, где хранятся мощи святителя. Находится она в Старом городе, на берегу Адриатического моря и состоит из двух храмов, верхнего и нижнего – древнего, где хранятся мощи. Свод поддерживают 26 мраморных колонн, а в правом углу можно видеть странную красную колонну, которую называют «чудодейственный столб». Впервые он был упомянут в 1359 году в документе, где говорится: «В нижней церкви, где хранятся драгоценные Св. Мощи благословенного исповедника, около колонны, которую Святой поставил своими руками во время строительства церкви».
Мощи, как это было и в Мирах Ликийских, находятся ниже уровня пола и закрыты трёхслойной мраморной плитой с отверстием, через которое достают миро. Оно истекает от мощей с незапамятных времён, возможно с момента смерти святого Николая. Ещё одной ценностью является образ святителя – подарок сербского царя Уроша III, который благодаря чуду вновь обрёл зрение.
За девятьсот тридцать лет саркофаг с мощами открывался один раз – в 1953 году. Учёные получили тогда возможность изучить останки. Они установили, что святитель имел рост 167 сантиметров, питался твёрдой растительной пищей, то есть очень много постился, и был очень похож на свои иконописные изображения. Были также подтверждены данные о тюремном заключении и пытках святого, ведь при гонителе христиан, императоре Диоклетиане, он 11 лет провёл в узах.
Подворье
Примерно девяносто пять процентов православных паломников в Бари приезжают из бывшей Российской империи. Собирается порой до пяти тысяч человек одновременно. Вот уже много лет, как нашим священникам разрешили служить у мощей.
Русские в Бари, как кажется горожанам, были всегда. Век за веком прибывают сюда из своих северных пределов, где год состоит из одного дня и одной ночи, которые длятся по полгода. Целуют гробницу, где лежит их любимый святой, позволяют помазать себя миром и уходят, чаще всего со слезами на глазах. В 1844 году две крестьянки из Перми приехали сюда на повозке. Пять тысяч километров в одну сторону. На обратном пути оказались в Петербурге, где были обласканы царём. Иногда русские исчезают, это значит, что на их холодную родину пришла какая-то страшная беда. Но они всегда возвращаются.
Кого здесь только не было! Из великих – Николай Васильевич Гоголь. Святой Царь-Мученик Николай оставил, будучи наследником, лаконичную запись в Книге посетителей: «Николай. 12 ноября 1892 года». На его деньги был отреставрирован пол скрипты, где хранятся мощи. Тогда же было задумано строительство здесь православного храма и гостиницы. Сначала русские, в середине 50-х годов XIX столетия выкупили у турок храм в Мирах Ликийских, где прежде почивали мощи. Хотели восстановить, но не смогли найти общего языка с Вселенской Патриархией.
Деньги, однако, продолжали собирать и в 1910 году решили потратить их на возведение церкви в Бари. Купили сад в полтора гектара, начали работы. Комплекс был возведён за десять лет по проекту архитектора Щусева, позже создавшего мавзолей Ленина в Москве. Заканчивалось строительство уже после революции. Благодаря инженерам-эмигрантам здесь появились даже лифты и центральное отопление. Но после того как советское правительство предъявило на участок свои права, эмигранты испугались и продали землю и здания, в том числе храм Святителя Николая, городу Бари за символическую сумму. В 90-е годы начались переговоры о возвращении собственности, которые завершились в 2007 году во время визита в Италию президента Владимира Путина.
Принесение мощей в Россию
О принесении мощей в нашу страну. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В начале нулевых годов какой-то наш бизнесмен заявил: «Я привезу мощи святителя Николая в Россию на временное поклонение», не понимая, что такого никогда не было, не передавались мощи ни на какое временное поклонение. Это страшно взволновало барийцев, решивших, что их хотят лишить останков святителя. Начались даже демонстрации: «Руки прочь от святого Николая!»
Но, возможно, именно в результате этого недоразумения мысль о том, чтобы доставить в Россию частицу мощей, запала многим и в Москве, и в Ватикане. Во время встречи Папы с Патриархом Кириллом на Кубе они обсудили это. Было принято положительное решение.
Как сообщил итальянским газетам монсеньор Франциско Какукки из Барии, «в результате этого соглашения беспрецедентного я имел длительную переписку с Папой, который, наконец, уполномочил меня передать реликвию». По его словам, служители базилики извлекли через отверстие в полу часть ребра святителя длиной 13 сантиметров. Оно некогда находилось возле сердца Чудотворца. Его и доставят в Москву ко дню праздника перенесения мощей святого Николая. Мэр Бари Антонио Декаро выразил радостное удивление, что в момент величайшей напряжённости, когда мир стоит на пороге войны, святой Николай продолжает объединять людей. Конечно же, происходящее – это чудо, которое не объяснить никакими встречами глав церквей. Их было бессчётное множество, но девять с лишним веков никто не смог получить от барийцев ни единой частицы мощей, только миро.
Святитель выразил волю навестить Россию – вот единственное объяснение случившемуся. Жив Бог, и не забывают о нас небесные заступники.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий