История нательного креста

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

napersnyy-krestik-16-vРасскажу об истории ношения креста на груди, так называемого наперсного креста (по-славянски грудь – перси). Спаситель был распят не на аккуратном, обструганном Кресте, который часто изображают на иконах или картинах. И на место казни, на Голгофу, Спаситель нёс не такой Крест, как тот, который у нас часто изображают. В то время вертикальные столбы были намертво вкопаны на месте казни и осуждённые на смерть несли лишь верхние перекладины, столбы, необструганные и грубые. На Голгофе руки осуждённых прибивали к горизонтальной перекладине, потом эту перекладину подтягивали наверх и вкладывали в специальную ложбину. Затем прибивали осуждённому на казнь ноги. Получался Т-образный крест. И уже над всем водружали табличку с описанием вины казнённого. На таком Кресте и был распят наш Спаситель.

В христианской символике такой грубый, исторически реальный крест претерпел стилизацию под давно известный символ Креста.

* * *

В первые века христианства крест не носили. Носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но с начала IV века крест, как христианский символ, уже носили на шее.

С византийских времён на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами тельники (небольшие нательные кресты) и т. н. энколпионы. Первоначально христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрёл форму креста. Современный священнический и епископский наперсный крест ведёт свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими тельниками. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверлённое в верхней части креста. Тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты.

В Византии появляется новый тип изображения креста. Такой крест состоит из двух крестообразно записанных слов: «ФОС» и «ЗОИ». ФОС по-гречески означает свет. ЗОИ – жизнь.

На крестах XI – XIII веков распятый Христос почти не изображался: мы видим изображения Христа благословляющего, Христа, восседающего на Троне, Христа с предстоящими.

Крест всё более усложняется, его формы развиваются особенно в XIV – XVII веках, причём это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину давался крест при крещении (в Греции такого обычая не было, там крест использовался за богослужением и в качестве орнамента на облачениях, на церковной утвари).

В это время в форме креста появляется подобие корабля или якоря, дерева, растения; нательные кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, символами.

При изображении Креста Господня на православных нагрудных крестах главным было выразить догматическую идею Крестной Жертвы. Поэтому на древних нагрудных крестах орудие Крестной казни или вообще отсутствует, или только слегка выступает из-за фигуры Распятого.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырёхконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырёх Евангелиях. Этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо неё с VII по XVI век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей – Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках – только с XVII века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви. Согласно византийскому церемониалу подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму. Постепенно, с X века, объёмное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с XIV – XVII веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.

Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.

Часто у Христа на распятии – пронзённый бок, рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истёкших из пронзённого бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

На нижней части креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама.

Приведём некоторые из наиболее часто встречающихся полных надписей на распятиях: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»; «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень»; «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» «Крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви, крест царей держава, крест верным утверждение, крест ангелов слава, крест демонов язва»; «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»; «Спаси и помилуй». Иногда встречаются цитаты из Нового Завета.

Длинные надписи сложно уместить на крохотном крестике, поэтому знаки препинания соблюдаются не всегда. В Греции возникает традиция обозначать фразы начальными буквами слов. Чрезвычайно популярной была надпись, переводимая как «место лобное раем стало». Отсюда переносится и в русскую традицию как М. Л. Р. Б. («место лобное рай бысть»).

Прот. Константин Пархоменко («Азбука веры»)

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий