Живой кладезь

– Ежедневно сталкиваюсь с просящими милостыню, очень часто отказываю по разным причинам. Недавно подал заявку на донорство. Могу ли я так поступить, дав кровь болящему человеку?

– В замечательном памятнике христианской письменности конца I – начала II века «Дидахи» есть слова о милостыне: «Каждому, просящему у тебя, давай и не требуй возвращения назад: потому что Отец желает, чтобы всем подавалось от Его собственных даров. Блажен дающий согласно заповеди: потому что он неповинен. Горе же берущему: потому что если кто берёт, имея в том нужду, то будет неповинен; не имеющий же нужды даст отчёт, почему и на что он взял; и, оказавшись в заключении, он будет допрошен о том, что сделал со взятым, и не выйдет оттуда до тех пор, пока не отдаст последнего кодранта. Впрочем, об этом также сказано: “Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь, кому подаёшь”».

Текст говорит о двух противоположных подходах к милостыне: давать не раздумывая и давать с рассуждением, разбираясь, кому и на что даёшь. И древний текст не даёт предпочтения ни одному из этих двух подходов. Они оба равно возможны для человека: хорошо подавать милостыню каждому просящему и уподобляться в этом Отцу. И не менее хорошо с рассуждением подходить к выбору того человека, которому оказать помощь. Скорее всего, всё зависит от расположения сердца, с которым это делать.

Отдать кровь тому, кто в этом нуждается, – это тоже проявление милосердия и милости. Это хороший поступок.

Вообще же вы вольны сами выбрать способ проявления милосердия. Повторюсь, важен не способ, а расположение. Пусть для вас путеводными станут слова Писания: «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13); «При сём скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт. Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». (2 Кор. 9, 6-7).

Ответил архимандрит Савва (Ионинский монастырь)

– Не вижу смысла в молитве! Меня все равно никто не слышит! Зачем говорить со стенами? Бог не ответил ни на одну мою просьбу, не было поддержки. Хотя я старался изменить свою жизнь всеми силами, Он не слышал меня! Зачем молиться, если нет того живого общения, о котором писал митрополит Антоний Сурожский? Нет ответа на молитвы, вообще никакого и никогда.

– Спросим себя: «А почему ответ на наши молитвы должен быть строго положительным?» Вспомните своё детство, взаимоотношения с родителями – они исполняли ВСЁ, просимое вами? Не было ли таких случаев, когда было мучительно больно от того, что эти близкие, самые дорогие нам люди не хотят нас понять и не подают здесь и сейчас то, что нам «крайне необходимо»? Не всё то, что мы хотели, было нам полезно, не для всего пришло своё время. Родители видели это по любви и оберегали вас. Так же поступает и Господь: одно желаемое нам неполезно, другое – несвоевременно, над третьим мы должны сами потрудиться «до кровавого пота», чтобы в этом труде преодолеть себя, свою немощь, чтобы укрепиться духом и телом. Иногда всё это случается единовременно. И это трудный момент – миг кажущегося одиночества. Однако будьте спокойны – вы пребываете в том общении с Богом, о котором писал владыка Антоний, только Господь через обстоятельства отвечает вам «нет». Почему? Пока этот этап жизненного пути не пройден, пока не перевёрнута эта страница жизни, ответа не будет – будет только вера. Вера в то, что Всемилостивый Господь не попустит вам быть искушаемым выше сил. Помните – ничто в нашей христианской жизни не бывает напрасным, из всего ДОВЕРЯЮЩИЙ Богу может извлечь пользу. Доверяйте Господу – Он рядом с вами!

Ответил священник Алексий Колосов

– Хотелось бы узнать, как бороться с привычкой спорить и стремлением доказывать свою «правоту»? Как бороться с гневом и прекословием?

– Привычка спорить, стремление доказывать свою мнимую правоту, гнев и прекословие – веточки одного мощного корня, который именуется гордостью, самостью, эгоизмом. Его-то и нужно выкорчёвывать. Тогда не будет и веточек. Это стратегическая задача, и она решается приобретением смирения и покаянного чувства, но не быстро. Её нужно иметь в виду как конечную цель. Тактически можно бороться и с веточками. Например, заставлять себя не спорить, даже если вы на 100 процентов уверены в своей правоте. Там, внутри, будет болеть что-то и заставлять отстоять «правду». Это и будет болеть тот самый корень. И пусть болит. А вы терпите. Постепенно, раз от раза, от случая к случаю, желание спорить будет ослабевать. Это и будет означать, что мы понемногу приобретаем смирение. Конечно, это касается обычных споров на обычные бытовые темы, которых 99 процентов в нашей жизни. Со временем появится навык слышать не только самого себя, но и другого человека (не слушать, а слышать – это разные вещи); понимать, почему он так говорит, в чём его правота, соотносить это со своей правотой. И может быть – о чудо! – понять, что прав-то на самом деле как раз он. Тогда и спорить не о чем. Нужно согласиться с ним, а если чем-то обидели в процессе доказывания своей правоты, попросить прощения.

Большинство споров происходят по принципу отстаивания своего превосходства (от гордости). Даже когда человек внутренне понимает, что он неправ, он продолжает хитрые манёвры, чтобы всё-таки последнее слово осталось за ним, чтобы он «победил» другого человека. Лучше уступить и победить свою самость и гордость. От победы над другим человеком – кратковременное тщеславно-гордостное удовлетворение и укрепление корня, препятствующего войти в Царство Небесное (ничто нечистое туда не войдёт). А от победы над своим корнем – смирение и, соответственно, благодатная радость от Бога, радующегося нашим успехам в духовном преуспеянии (мера духовного роста – это мера смирения, по словам преп. Амвросия Оптинского).

Ответил протоиерей Игорь Дронов

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий