Под русскими знамёнами
1 октября – Международный день музыки
Представьте себе, ребята: однажды утром вы проснулись в мире, из которого исчезла музыка. Быть может, кто-то бы обрадовался: сосед сверху не будет больше играть на трубе, в автобусах-маршрутках перестанут терзать уши пассажиров надоедливыми мелодиями. Но вскоре все люди ощутили бы, как неуютно стало в мире. Мамы перестали бы петь малышам колыбельные песни, пропали бы в Интернете все аудиозаписи, а музыканты позабыли бы, что делать со своими инструментами и разучились читать ноты. Что горестнее всего, наверно, – и в храме не услышали бы больше мы согласного пения, а только монотонное, как осенний дождь, чтение…
Когда князь Владимир выбирал для русского народа веру, он выбрал греческую, православную – за то, что она поразила его торжественностью богослужения и красотой пения. Пусть и на Руси такие величественные храмы воздвигнут и так же поют в них – решил великий князь. И вышло по его воле. Крестилась Русь, стала называться Святой Русью. Построили на русской земле храмы, пригласили из Византии священников и диаконов – и зазвучали у нас греческие песнопения. Со временем и русские люди научились им. Только по-другому у них выходило. В Греции – острые хребты гор, простор солёного моря, зной долгого лета. И всё это передалось пению. А на Руси, где небо глядит в тихие реки и тропинки сбегают с холмов в прохладные леса, восточные мелодии обрели плавность и певучесть, зазвучали мягко. Эти древние песнопения, которые приняла Русь из рук Византии, называют знаменным распевом. «Знамёна» – это не флаги, а особые знаки-пометы, служившие для записи церковной музыки. Эти знаки, написанные над строками священного текста, указывали, сколько звуков нужно спеть и как именно их исполнить: громко или тихо, протяжно или ускоренно. Знаки эти похожи были на чёрные крючки, оттого их называли ещё крюками, а само пение – крюковым. Были особые пометки: «голубчики», «стрелы», «статии».
Так ещё задолго до появления у нас западной системы нотной записи (кружочками на пяти линейках) на Руси умели записывать храмовые распевы. Именно в России в XVII веке придумали киноварные пометы, указывающие точную высоту звука: красненькие маленькие буковки «н» – «низко», «п» – «повыше».
Благодаря этим пометкам впоследствии удалось расшифровать крюковые письмена и перевести мелодии в привычную для нас нотную запись. В XIX веке музыковеды Дмитрий Разумовский и Владимир Одоевский начали собирать и расшифровывать древнерусские рукописи, содержащие крюковое письмо. Благодаря им нынче мы вновь можем услышать в храмах знаменное пение. Это одно из тех сокровищ, что досталось нам от Святой Руси.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий