Собор или соборность?

Всеправославный Собор – это сегодня самая обсуждаемая тема в православном мире. Отказ от участия в нём Московской Патриархии – крупнейшей из Поместных Церквей – сам по себе лишает предполагаемое собрание всякого веса. Если учесть, что ранее приняли такое же решение Антиохийская, Болгарская, Сербская и Грузинская Церкви, можно констатировать срыв Собора.

Уже появились комментарии, объясняющие решения этих Поместных Церквей «кознями Москвы». Но в схему никак не укладывается решение Антиохийской Церкви. Она недовольна тем, что Иерусалимская Церковь создала епархию на её канонической территории – на Аравийском полуострове, а Вселенский Патриархат никак на это не отреагировал. Свои причины у Грузинской Церкви, резко настроенной против экуменизма. В связи с этим от деятелей Константинопольской Церкви можно было услышать в минувшие годы, что «Грузинская Церковь находится в плену фундаменталистских кругов» и т. п.

В последнее время ходило много слухов о том, что Собор может стать разбойничьим, что там готовятся решения об отмене постов, о разрешении священникам жениться вторым браком, объединении с католиками и пр. Всё это, конечно, неправда. Даже в области экуменической – ничего нового, какие-то расплывчатые фразы о преодолении «утраченного единства христиан».

Поэтому председатель Отдела внешних церковных связей Патриархии митрополит Иларион, сообщивший, что наша делегация на Крит не поедет, не пытался критиковать повестку Собора. Названа другая причина отказа от участия в нём.

Если коротко: Фанар (резиденция Вселенского Патриарха) не смог справиться с организацией Собора, где присутствовать должны все православные Церкви. Отказ Константинопольского Патриархата от обсуждения возникших препятствий, его командный тон, заявления, что решения Собора будут обязательны для всех, независимо от того, сколько Церквей соберётся, – всё это непрерывно ухудшало ситуацию.

Некоторые сегодня радуются, что дали отпор экуменистам из Вселенского Патриархата. Но, быть может, отпор нужно было дать на самом Соборе, как это делалось в древности? Готовились 55 лет. Оказалось, что этого мало. Что сказать? Мне кажется, лучше других отозвался о происходящем Дмитрий Трибушный из Донецка: «Если Тело Христа – моё тело, если Кровь Христа – моя Кровь, могу ли я быть равнодушным, злорадствовать, радоваться победе Фанара или Москвы? В этой гражданской войне победителей точно нет».

По сути, можно констатировать, что Православной Церкви – как чего-то единого – на сегодняшний день нет, и это повод отнюдь не для радости, а для великой скорби. Вина Вселенского Патриархата в этом несомненна. Начать с того, что идею созыва Всеправославного Собора высказал 93 года назад Патриарх Константинопольский Мелетий (Метаксакис), тот самый, что ввёл в православии новый календарный стиль, положил начало уклону в экуменизм и много ещё чего натворивший. Когда Александрийский Патриарх Фотий объявил постановления Константинопольского «конгресса» 1923 года не имеющими канонической силы – «близкими к ереси и схизме», это было, по сути, мнение всего православного мира.

Попробуем для полноты картины понять подоплёку действий Мелетия. После крушения Российской империи Православная Церковь лишилась поддержки, защиты земной власти. У Мелетия же, приплывшего в Константинополь на корабле с византийским флагом, и его друга, греческого премьер-министра Венизелоса, была мечта возродить другую империю – Византийскую. Для этого они искали поддержки, прежде всего, Англии, ну и Запада в целом. Однако уже в том же, 23-м, году Мелетий вынужден был бежать из Константинополя, где против него и его реформ восстали и мир, и клир. После того как греческая армия потерпела поражение в Малой Азии, а вооружённые силы Антанты покинули Стамбул, путь обратно оказался для Патриарха окончательно отрезан. Мечта рухнула, но проблема осталась. Современная Турция – не Османская империя, в ней можно быть только турком. В Стамбуле почти не осталось православных, на резиденции Патриарха висит турецкий флаг, окружение враждебное.

Отсюда стремление наладить отношения с мировыми центрами власти – Вашингтоном и Ватиканом, добиться их покровительства, отсюда склонность к экуменизму и негативная политическая роль Фанара. Вопрос: что нам, православным, с этим делать? Не может быть и речи о том, чтобы подчиниться церковно-политической линии Вселенского Патриархата, которая прослеживается от Патриарха Мелетия до Варфоломея. Это вообще не обсуждается. Но есть другая опасность, о который говорит Дмитрий Трибушный. Опасность «гражданской войны» внутри православного мира, раскол, в результате которого мы лишимся общения с половиной Поместных Церквей, и это лишь одно из последствий. Если отношения Церквей серьёзно испортятся, а сейчас они близки к точке замерзания, Фанар может решиться взять под свой омофор всех украинских раскольников.

О да, мы и в этом случае сможем убедить себя в своей правоте. Но правота – не любовь. Нет ли иного пути к восстановлению единства Православной Церкви, кроме вражды с Вселенским Патриархатом? Это вопрос ко всем православным, чьи Церкви отказались от участия в Соборе. Исторический опыт подсказывает, что бороться нужно не с Вселенским Патриархатом, а за Вселенский Патриархат. Каким образом? Например, Россия как государство в состоянии обеспечить ему поддержку и защиту, а Русская Церковь – его первенствующую роль в православии.

Хотя Вселенский Патриархат – это лишь почти бесплотный дух Византии, он ещё способен возродиться. Нам нельзя забывать также, что Константинопольская Церковь для России – это Церковь-мать, именно она положила начало русскому православию. И в каком бы печальном состоянии ни находилась мать, как бы низко она ни пала, от нас требуется любовь, и очень дёшево стоит злорадство, что Фанар не сумел должным образом подготовить Всеправославный Собор. Мне кажется, нам нужно тщательно разобраться с собой, вместо того чтобы с высоты своей поглядывать на другие Церкви. Усмешка вместо сострадания и помощи, нотка тщеславия, уверенность в своей непогрешимости – и вот уже разверзлась пропасть под ногами, и сползаешь в неё быстрее других.

Оглавление выпуска    Следующая публикация →

Добавить комментарий